Файл: Травматические повреждения челюстнолицевой области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.
Задание №1. Мужчина упал с мотоцикла. Обстоятельства травмы не помнит.
Жалуется на головную боль, тошноту, была однократная рвота. На лице - ссадины, в левой височной области гематома. Пульс 72 удара в минуту, артериальное давление 130/80 мм.рт.ст. К какому виду нужно отнести травму височной области у больного?
A. Ушиб мягких тканей.
B. Резаная рана.
C. Ушибленная рана.
D. Рваная рана.
E. Скальпированная рана.
2. У больного Н., 45 лет, с ушиблено-рваной раной в правой околоушно-жевательной области появились симптомы сглаживания носо-щечной складки и опускание угла рта справа. Диагностирован парез мимической мускулатуры справа. Какой нерв был поврежден вследствие травмы?
A. Лицевой нерв.
B. Первая ветвь тройничного нерва.
C. Вторая ветвь тройничного нерва.
D. Третья ветвь тройничного нерва.
E. Ушно-височный нерв.
3. Машиной скорой помощи в травмпункт доставлен мужчина по поводу производственной травмы левой половины лица, из анамнеза выяснено, что травму получил около 3-х часов назад. Сознание не терял. Объективно: в области левой щеки определяется рана 5х3 см, неправильной формы с неровными краями. При разведении краев раны видны зубы. Последние не повреждены. Со стороны полости рта – разрыв слизистой оболочки щеки. Прикус не нарушен. Какой вид хирургической обработки будет проводится у данного больного?
A. Первичная ранняя хирургическая обработка
B. Первичная поздняя хирургическая обработка
C. Первичная отсроченная хирургическая обработка
D. Вторичная поздняя хирургическая обработка
E. Вторичная ранняя хирургическая обработка
4. Больной 20 лет три часа назад получил ножевое ранение в области левой щеки, было кровотечение, которое на момент осмотра прекратилось. Объективно: в области левой щеки рана с ровными краями, размером 4х1 см, выполненная сгустком, не проникающая в полость рта. Наложение каких швов показано больному?
A. Первичные глухие
B. Первичные сближающие
C. Первичные направляющие
D. Ранние вторичные
E. Первичные разгружающие.
5. Больной 22 лет 12 часов назад получил проникающее ранение левой щеки острым металлическим предметом. Рана на коже 3 см длиной, линейного характера. Со стороны слизистой оболочки рана достигает в длину 2 см. Какой вариант первичного шва наиболее целесообразный в данном случае?
A. Глухой шов на слизистую оболочку щеки, направляющий шов на кожу
B. Глухой шов на кожу, на слизистую оболочку
C. Послойный глухой шов, дренирование со стороны слизистой оболочки


14
D. Послойный глухой шов
E. Послойный глухой шов, дренирование со стороны кожи

Эталоны ответов:
Задание №1 - А
Задание №2 - А
Задание №3 - А
Задание №4- А
Задание №5 – А
Краткие методические указания для работы студентов на практическом занятии.
В начале практического занятия проводится контроль и коррекция исходного уровня знаний студентов по тестовым заданиям. Затем занятие продолжается в отделении стационара, где под контролем преподавателя студенты проводят курацию тематических больных. При курации больных обращают внимание на правильность сбора жалоб, анамнеза, оценку общего и местного статуса больных с травматическими повреждениями мягких тканей челюстно-лицевой области, определяют дополнительные методы обследования таких больных. Затем студенты с преподавателем оценивают имеющиеся данные клинико-лабораторных, рентгенологических обследований, которые имеют важное значение в постановке диагноза. Студенты составляют план хирургического и медикаментозного лечения таких больных, план мероприятий по диспансеризации данного контингента больных, берут участие в выполнении лечебных и диагностических манипуляций. Студенты решают клинические ситуационные задачи по теме занятия. В конце занятия подводится итоговый контроль и коррекция результатов усвоения темы при помощи тестовых заданий. Подводится итог, анализируются действия студентов во время курации больных и выполнения диагностических манипуляций. Дается задание к следующему занятию.

15
2. Травматические повреждения нижней челюсти: классификация, механизм,
клиника, диагностика, лечение. Временная (транспортная иммобилизация при
повреждениях костей лицевого черепа: требования, задачи, виды, возможные
осложнения). Постоянная (лечебная) иммобилизация челюстей назубными шинами и
каппами. Травматический вывих нижней челюсти: патогенез, классификация
клиника, диагностика, лечение, профилактика.
Актуальность темы. Изолированные переломы нижней челюсти составляют около
80% переломов всех костей лицевого черепа и часто сопровождаются черепно-мозговой травмой. Все переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда являются открытыми, а значит инфицированными содержимым полости рта, которое создает реальную угрозу развития воспалительных осложнений.
Методы лечения переломов нижней челюсти должны обеспечить не только жесткость фиксации репонированных отломков, но и полное устранение их вертикального и горизонтального смещения с целью быстрейшего преобразования открытого перелома в закрытый. Кроме того, необходимо проведение комплекса физиотерапевтических и медикаментозных мероприятий, направленных на уменьшение боли, улучшение микроциркуляции в зоне перелома, предотвращение воспалительных осложнений, стимулирование регенерации и т.п.
Своевременно начатое и правильно проведенное лечение переломов нижней челюсти оказывает содействие сокращению их осложнений и достижению хороших анатомических, функциональных и косметических результатов.
Цели обучения.
Общая цель. Уметь распознать клинические симптомы переломов нижней челюсти разной локализации, определить тактику лечения больных с переломами нижней челюсти.
Конкретные цели
Исходный уровень знаний-умений
Уметь:
1. Распознать клинические симптомы переломов нижней челюсти разной локализации. Определить механизм возникновения переломов нижней челюсти.
1. Оценивать и интерпретировать данные, полученные при сборе жалоб, анамнеза, оценке общего состояния больного с травматическими повреждениями (кафедра общей хирургии, кафедра хирургической стоматологии).
2. Выделить этиологические, патогенетические и анатомические факторы, которые предопределяют смещение отломков при различных локализациях переломов нижней челюсти, определить смещение отломков челюстей.
2. Интерпретировать влияние величины, направления, продолжительности действия силы, которая вызвала перелом, а также направление плоскости перелома и действия мышц, которые прикрепляются к нижней челюсти (кафедра анатомии человека, кафедра топографической анатомии).
3. Оценить данные рентгенологического исследования в двух взаимно перпендикулярных проекциях в больных с переломами нижней челюсти.
3. Интерпретировать рентгенологическую картину повреждений челюстей, рентгенологические укладки для нижней челюсти (кафедра рентгенологии).
4. Использовать классификацию переломов нижней челюсти для определения способа иммобилизации отломков.
4. Интерпретировать правила применения средств временной иммобилизации при переломах нижней челюсти (кафедра общей хирургии).


16 5. Составить и обосновать схему ведения больного с переломом нижней челюсти.
Обосновать применение разных видов временной и лечебной иммобилизации при переломах нижней челюсти.
5. Интерпретировать принципы применения неоперативных методов лечение переломов челюстей (кафедра общей хирургии).
Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.
Задания для проверки исходного уровня.
Задание №1. Выберите из ниже перечисленных признаков, характерные для перелома бедра.
A. Боль, гематома, деформация и нарушение функции конечности.
B. Гипертермия, лейкопения, сдвиг pH в сторону ацидоза.
C. Гипотермия, лейкоцитоз, сдвиг pH в сторону алкалоза.
D. Увеличение СОЭ, анемия, гипопротеинемия.
E. Гипергликемия, гиперкоагуляция крови, повышенное содержание трансаминаз.
Задание №2. Выберите из нижеперечисленных мышц те, которые поднимают нижнюю челюсть.
A. Собственно жевательная, подбородочно-язычная, височная.
B. Собственно жевательная, крыловидные, височная.
C. Височная, челюстно-подъязычная, собственно жевательная.
D. Собственно жевательная, подбородочно-язычная, височная.
E. Крыловидные, височная, двубрюшная.
Задание №3. Выберите из ниже перечисленных мышцы те, которые опускают нижнюю челюсть.
A. Крыловидные, подбородочно-язычная, двубрюшная.
B. Височная, челюстно-подъязычная, собственно жевательная.
C. Двубрюшная, подбородочно-подъязычная, челюстно-подъязычная.
D. Двубрюшная, подъязычно-язычная.
E. Челюстно-подъязычная, подъязычно-язычная.
Задание №4. Больной Н., 22 лет, обратился в клинику по поводу двустороннего перелома нижней челюсти в области углов со смещением отломков. Для уточнения характера смещение отломков необходимо выполнить рентгенологическое исследование.
Выберите правильную рентгенологическую укладку.
A. В боковой проекции справа и слева.
B. Прямая рентгенограмма в переднезадней проекции.
C. В полуаксиальной проекции.
D. В переднезадней проекции и две боковых.
E. В аксиальной проекции.
Задание №5. Выберите повязку для проведения временной иммобилизации при переломе ключицы.
A. Пращевидная.
B. Т-образная.
C. Крестообразная или 8-образная.
D. Косыночная.
E. По Гиппократу.

17
Эталоны ответов:
Задание №1 - A
Задание №2 - B
Задание №3 - C
Задание №4 - D
Задание №5 - C
Источники информации.
1. Долгих В.Т. Клиническая патологическая физиология для стоматологов в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Медкнига. 2001. - 115 с.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. – 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – Т1.
С.586-624.
3. Лучевая диагностика: Учебник Т.1. / под ред. Г.Е. Труфанова. - М.: ГЭОТАР-
Медиа. – 2007. - 416с.
4. Анатомия человека. В двух томах. Т.1 / под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина. –
2001. – 640с.
5. Общая патологическая анатомия (общий курс). Учебное пособие к практическим занятиям по патологической анатомии. Стоматологический факультет. / под ред. О.В.
Зайратьянца. – М.: МГМСУ. - 2007. - 264с.
Содержание обучения в соответствии с целями.
Теоретические вопросы темы.
1. Механизм возникновения переломов нижней челюсти.
2. Классификация переломов нижней челюсти.
3. Клиническое течение переломов нижней челюсти.
4. Методы диагностики переломов нижней челюсти.
5. Временная иммобилизация при переломах нижней челюсти.
6. Проволочные назубные шины для лечебной иммобилизации переломов нижней челюсти.
7. Зубо-десневые и десневые шины для лечебной иммобилизации переломов нижней челюсти.
Источники информации.
Основная литература.
1. Тимофеев А.А. Руководство по челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – 4-е изд. – Киев.: ООО Червона-Рута-Турс. 2002 – С.433-484.
2. Хирургическая стоматология / под ред. Т.Г. Робустовой, М.: Медицина. 2003 –
С.283-295.
3. Хирургическая стоматология / под ред. В.В. Афанасьева, М.: ГЭОТАР-Медиа.
2011 – С.468-479.
Дополнительная литература.
1. Оперативная челюстно-лицевая хирургия и стоматология / Под ред. В.А. Козлова,
М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014 – 539с.
2. Швырков М.Б., Афанасьев В.В, Стародубцев В.С. Неогнестрельные переломы челюстей. М: Медицина. – 1999 – С.126-203.
3. Рабухина Н.А., Аржанцев А.П. Рентгенодиагностика в стоматологии. М.: ООО
"Медицинское информационное агентство". – 1999. – С.204-252.


18
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
Травматические повреждения нижней челюсти: классификация, механизм, клиника,
диагностика, лечение. Временная (транспортная иммобилизация при повреждениях
костей лицевого черепа: требования, задачи, виды, возможные осложнения).
Постоянная (лечебная) иммобилизация челюстей назубными шинами и каппами.
Травматический вывих нижней челюсти: патогенез, классификация клиника,
диагностика, лечение, профилактика.
ПЕРЕЛОМЫ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
Классификация
Механизм возникновения
Клинические признаки
1. По локализации
2. По сроку возникновения
3. По характеру перелома:
- полные, неполные
- со смещением, без смещения
- линейные, осколочные, комбинированные
- изолированные, сочетанные
4. По количеству линий перелома
5. В зависимости от направления щели перелома
1. От изгиба
2. От сдвига
3. От сжатия
4. От разрыва.
1. Боль в области перелома
2. Кровотечение из рта
3. Парестезия нижней губы
4. Нарушение прикуса
5. Нарушение функции жевания, глотание, речи.
6. Патологическая подвижность нижней челюсти
ИММОБИЛИЗАЦИЯ
ДИАГНОСТИКА
Временная
Постоянная
1. Круговая бинтовая теменно-подбородочная повязка
2. Стандартная транспортная повязка с пращой Энтина
3. Подбородочная пращевидная повязка
Померанцевой-
Урбанской
4. Межчелюстное назубное лигатурное связывание.
1. Назубные проволочные шины
2. Назубные пластмассовые шины
3. Зубо-десневые и надесневые шины
4. Шины каппы
1. Данные жалоб и анамнеза заболевания
2. Данные внешнего осмотра
3. Данные осмотра полости рта
4. Оценка состояния прикуса
5. Пальпация и определение патологической подвижности нижней челюсти
6. Пробы с осевой погрузкой
7. Данные рентгено- логического обследования в двух проекциях

19
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ (продолжение)
ЭТИОЛОГИЯ
Острая травма: удар, зевок, протезирование и т.д.
Внутрисуставные изменения: ревматизм, подагра и т.п.
Травматические, своевременно не вправленные вывихи.
Перелом шейки суставного отростка со смещением внутрь
Статический вывих
Кинетический вывих
Привычный вывих: растяжение связок и капсулы сустава, снижение высоты бугорка
Динамический вывих
Острый вывих: головка с диском на заднем скате суставного бугорка
ПАТОГЕНЕЗ
ФОРМИ ВЫВИХА
Застарелый вывих: головка занимает ненормальное положение в покое и движении
КЛАССИФИКАЦИЯ
Полный
Неполный
Переломо-вывих
- острый
- передний
- двусторонний
- застарелый
- задний
- односторонний
КЛИНИКА
- Боль
- Невозможность закрыть рот
- Лицо удлинено, щеки уплотненные
- Жевательные мышцы напряжены
- Отсутствие головок в суставных ямках
ДИАГНОСТИКА клиническое обследование клинико-лабораторное обследование
ЛЕЧЕНИЕ
Консервативное
Острые вывихи:
- вправление нижней челюсти
- фиксация пращевидной повязкой
Хирургическое
- повышение суставного бугорка (по
Рауэру)