Файл: Протокол 2 от 27. 08. 2021 г Утверждаю Директор мбоу Школа 75.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрено и принято

на заседании МО учителей начальных классов.

Протокол 2 от 27.08.2021 г.


.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа 75»

В.В. Ерёмкин Приказ № 773-Д от 30.08.2021 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА» (ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2021 2022 учебный год


Авторы-составители:

Кондрашина Т.В.,

учитель высшей квалификационной категории
Руднева Е.М.,

учитель высшей квалификационной категории

г. Рязань

2021 год

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.

    1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет. Новизна.

    2. Цель, задачи, принципы программы.

  2. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.




    1. Организационный раздел.

    2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.

    3. Материально-техническое обеспечение реализации программы.



  1. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.



    1. Учебные занятия «В мире звуков и слов».

    2. Учебные занятия «Введение в математику».

    3. Учебные занятия «Мир вокруг нас».

    4. Тематическое планирование.



  1. Методические рекомендации к учебно-воспитательному процессу на этапе предшкольного образования. Работа с родителями.

  2. Приложения.

  3. Литература.


  1. Пояснительная записка

    1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному один из самых ответственных этапов человеческой жизни. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно- воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность

«базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и

оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.



Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:

  • наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

  • заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

  • наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

  • всестороннее воспитание ребенка;

  • специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем
развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.

Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.

Новизна Программы «Школа будущего первоклассника» (далее – Программа) состоит в:

    • организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;

    • применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической принадлежности т.д.

    • создании предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений.




    1. Цель, задачи, принципы Программы.

Цель дополнительной образовательной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, мотивации и интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.

Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:

  • систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), их пополнение;

  • развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей;

  • развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

  • формирование четких представлений в школе и формах школьного поведения;

  • формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,


заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

  • воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:

  1. Гуманистический принцип предполагает:

  • всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;

  • защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;

  • усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;

  1. Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:

  • как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;

  • как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;

  1. Принцип творческой активности предполагает:

  • стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;

  • участие в коллективных формах работы;

  • создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.

  1. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием