Файл: Протокол 2 от 27. 08. 2021 г Утверждаю Директор мбоу Школа 75.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрено и принято
на заседании МО учителей начальных классов.
Протокол № 2 от 27.08.2021 г.
.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 75»
В.В. Ерёмкин Приказ № 773-Д от 30.08.2021 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА» (ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2021 – 2022 учебный год
Авторы-составители:
Кондрашина Т.В.,
учитель высшей квалификационной категории
Руднева Е.М.,
учитель высшей квалификационной категории
г. Рязань
2021 год
Содержание программы
-
Пояснительная записка.-
Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет. Новизна. -
Цель, задачи, принципы программы.
-
-
Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.
-
Организационный раздел. -
Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы. -
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
-
Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.
-
Учебные занятия «В мире звуков и слов». -
Учебные занятия «Введение в математику». -
Учебные занятия «Мир вокруг нас». -
Тематическое планирование.
-
Методические рекомендации к учебно-воспитательному процессу на этапе предшкольного образования. Работа с родителями. -
Приложения. -
Литература.
-
Пояснительная записка-
Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5-6,5 лет
-
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно- воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность
«базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и
оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:
-
наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; -
заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; -
наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
-
всестороннее воспитание ребенка; -
специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового к обучению ребенка отрицательно сказывается на его дальнейшем
развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Для формирования «внутренней позиции школьника», положительного отношения к школе старшему дошкольнику необходимо не просто рассказывать о школе, не просто «дать поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался со своим будущим учителем, привык к нему и его требованиям, «почувствовал» школьные стены.
Новизна Программы «Школа будущего первоклассника» (далее – Программа) состоит в:
-
организации психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей; -
применении экспериментальной программы стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, независимо от социального уровня семьи, места жительства, здоровья ребенка, этнической принадлежности т.д. -
создании предпосылок для формирования иноязычных коммуникативных способностей и умений.
-
Цель, задачи, принципы Программы.
Цель дополнительной образовательной программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, мотивации и интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения.
Основная форма обучения по данной программе – занятие. Занятия в «Школе будущего первоклассника» призваны решать следующие задачи:
-
систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и специальных), их пополнение; -
развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей; -
развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций; -
развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству; -
формирование четких представлений в школе и формах школьного поведения; -
формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
-
воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Цель и задачи процесса подготовки дошкольников определяют систему следующих психолого-педагогических принципов:
-
Гуманистический принцип предполагает:
-
всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей; -
защиту прав ребёнка, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого дошкольника независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности; -
усвоение нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
-
Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
-
как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты; -
как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
-
Принцип творческой активности предполагает:
-
стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач; -
участие в коллективных формах работы; -
создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
-
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием