Файл: Содержание Введение Глава Теоретические аспекты педагогического менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сформировавшая и обосновавшая три типа менеджмента (американский, западноевропейский, японский) и четыре важных концепции управления (научного управления, административного управления, управления с позиций психологии и человеческих отношений, управление с позиций науки о поведении).[26]

Концепция научного управления получила развитие в США еще с начала XX в. Ее основоположником стал Ф.Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Ф.Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самостоятельной работы. Ф.Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Свои исследования концепции автор посвятил в основном проблемам управления производством, но теоретические положения его идей актуальны и сегодня для педагогического менеджмента.[15]

В процессе своего исторического развития менеджмент последовательно разворачивался в сторону социализации и психологизации. В настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одним из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.[7]

Следующий этап эволюции менеджмента характеризовался повышением внимания к формально-рационалистическим аспектам организации управления. Наиболее полно эту концепцию изложил в своих трудах М. Вебер - известный немецкий социолог. По Веберу, без разветвленного бюрократического аппарата крупное капиталистическое производство не может функционировать. Заняв данную позицию, М. Вебер предполагал, что система управления должна быть четко отлажена на всех уровнях. В нашем исследовании эта идея прослеживается, так как мы понимаем, что только взаимосвязь, однонаправленность субъектов к одной цели позволит обеспечить желаемый результат в реализации управления учебно-познавательной деятельности.[10]

В 1916 г. вышла в свет работа французского экономиста А. Файоля «Общее и промышленное администрирование», в которой автор предложил новую систему организационной рационализации управления с точки зрения концепции «человеческих ресурсов», впоследствии получившей широкое развитие в американском менеджменте. А. Файоль раскрыл сущность процесса и функции управления, а также формулировал ряд общих принципов администрирования, которые явились важным условием успешного решения чисто практических проблем управления любым предприятием. К этим принципам относятся: разделение труда (в нашем случае учителя и ученика); авторитет руководителя (менеджера педагогического процесса); дисциплина; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; принцип оценки и вознаграждения (за результаты эффективной работы на уроке); централизация (и делегирование полномочий учащимся в организации самостоятельной деятельности).[13]


На рубеже 20-30-х гг. в США стали формироваться предпосылки, приведшие позже к качественно иной ситуации в менеджменте. В условиях перехода от экстенсивных и интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость в поиске новых форм управления, более чутких к «человеческому фактору». В задачи руководителя (управленца) входило устранение деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям научного менеджмента и бюрократическим моделям и замена их более широкой концепцией - концепцией партнерства, сотрудничества между рабочими и предпринимателями.[22]

Социальная практика доктрины «человеческих отношений» основывалась на провозглашенном Э. Майо принципе замены индивидуального вознаграждения групповым, экономического - социально-психологическим (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берут начало разработка новых средств повышения производительности труда (гуманизация труда, групповые решения, просвещение служащих и т.д.) и истоки личностно-ориентированного обучения. Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке мотивации трудового поведения. В научном и педагогическом менеджменте изучение мотивации составляет особое направление. Значительный вклад в эволюцию менеджмента в этой области внесли А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Мак-Грегор.[18]

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены денежным выражением. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция получила наибольшее распространение в 30-50-е гг., основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.[14] Актуальность проблемы бесспорна. Построение субъектно-субъектных отношений управленческой деятельности - залог результативности в обучении.[16]



Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е гг. Ее основное кредо - повышение эффективности организации за счет мобилизации человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, изменения содержания работы и ее качества. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь специалисту в осмыслении собственных возможностей самоорганизации деятельности и управления конкретным участком производства[22]. Особое место в системе разнообразных концепций управления занимает конкретный человек, обеспечивающий рост объема и качества производства, его результативность. Новые подходы в управлении, более чуткие к «человеческому фактору», приходят на смену бюрократическим методам управления и занимаются концепцией партнерства и сотрудничества. Идеи сотрудничества и самоорганизации в деятельности администрации, учителя, учащихся обеспечивают демократизацию учебно-воспитательного процесса, так как здесь речь идет о децентрализации управленческих функций.[13]

Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Следовательно, сотрудничество предполагает оказание участниками деятельности взаимного содействия, в педагогике это педагогическая поддержка учащихся в ходе решения задач и достижения поставленной цели.

Эти идеи лежат в основе педагогики сотрудничества в образовательных учреждениях нового типа. Работа образовательного учреждения в режиме развития носит инновационный характер. В ней преобладают процессы принятия управленческих решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом и, прежде всего, его участниками.[17]

Ситуационный подход предполагает, что эффективность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий ей. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), менеджер может понять, какие методы и средства наилучшим образом способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации.


Системный подход в управлении образовательным учреждением может быть реализован только тогда, когда все ее составные звенья отвечают современным требованиям развития. Развитие образовательного учреждения при управлении по конкретным результатам предполагает совершенствование структуры всей организации, переход на горизонтальный корпоративный принцип управления. Этот же подход лежит в основе организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

В коллективной работе К.Я. Вазиной, Ю.Н. Петрова и В.Д. Белиловского «Педагогический менеджмент» сделана попытка утвердись «педагогический менеджмент» как теорию управления в образовательных учреждениях. Рассматривая его на двух уровнях: директора образовательного учреждения и педагога, ученые делают вывод, что только умелое управление на двух этих уровнях реально обеспечит развитие личности. Ученые уверены, что эффективное управление возможно только тогда, когда оно построено на следующих принципах: признание непрерывного развития коллектива как основной цели управления; признание неповторимости, уникальности личности и ее прав на свободу, творчество, гибкое сочетание централизации и децентрализации в зависимости от конкретной проблемной ситуации; направленность управления снизу вверх; достижение согласия в коллективной педагогической деятельности; нравственное поощрение инициативы.[9]

Концепция К.Я. Вазиной, Ю.Н. Петрова, В.Д. Белиловского наиболее приблизилась к вопросу управления, осуществляемого учителем, но, к сожалению, не к управлению учебно-познавательным процессом. Сущность управления в классе, по их мнению, - в создании развивающего пространства, в котором и будет происходить саморазвитие человека - эта позиция правомерна. Применительно к процессу обучения ученые делают вывод: «Учить нельзя, можно точно учиться», таким образом, они уходят от проблемы управления процессом обучения к процессам саморазвития и самоуправления.[26]

«Не пришло пока время. Научный менеджмент еще не получил достаточного развития. Причина - в несовершенстве правового поля, в недостаточном уровне цивилизованных методов управления персоналом, в нашей многолетней тоталитарной истории, в нашей ментальности. Так или иначе, но педагогический менеджмент пробивает свою дорогу в практику как особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образовательного процесса. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность субъекта управления. Продуктом труда - информация об учебно-воспитательном процессе, УПД учащихся на уроке. Орудие труда - слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности (обученности), воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента».[16]


Таким образом, педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности и качества. Это определение совпадает с содержанием определения, данного В.П.Симоновым.[28]

К сожалению, в учреждениях и учебных заведениях практически еще нет менеджеров, есть формализованные управленческие (административные) единицы в лице директора, его заместителей и педагогов. Но проблема изменения директорского командного менталитета в образовании на менеджерский уже достаточно актуальна. Для руководителя ОУ и педагога такая трансформация может, с нашей точки зрения, осуществляться в системе повышения квалификации, в рамках специальной психолого-педагогической подготовки.

Начало этой деятельности определено рекомендациями Минобразования и АПК, которые, предвидя развитие системы образования в новых рыночных условиях, рекомендовали для системы ФППК учебные и учебно-тематические планы по подготовке менеджеров образования. Эти планы успешно реализуются в системе курсовой подготовки и переподготовки кадров - специалистов образования. Проблема менеджмента - это рациональность индивидуального самосохранения, она актуализируется тем, что: по специфичности своей профессиональной направленности учитель является руководителем и организатором жизнедеятельности детей, что усиливает его профессионализм; в условиях перехода к рыночным отношениям и растущей социальной незащищенности, безработицы каждый человек должен быть готовым в случае необходимости к организации своего «дела»; педагог обязан подготовить себя и своих воспитанников к работе в новых социально-экономических условиях.

Обогащение педагогических кадров знанием теории менеджмента и существующая потребность в его адаптации и внедрении с учетом специфики ее национальных традиций, менталитета, законодательной базы образования, профессиональной направленности и других факторов ставят проблему педагогического менеджмента в число приоритетных в программе модернизации образования Казахстана на современном этапе.[14]

1.2 Педагогический менеджмент и его специфика

В современной педагогике усиливается тенденция исследования педагогического процесса с позиций науки управления. Научное управление реально не только в технике и на производстве, но и в управлении социальными системами, в том числе и педагогическими. Управление социально-экономическими системами составляет предмет науки “менеджмент”. Вместе с тем, менеджмент можно рассматривать и как особый вид деятельности, который обеспечивает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного результата.[12]