Файл: Содержание Введение Глава Теоретические аспекты педагогического менеджмента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, то есть изменение субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон.
Изучение закономерностей функционирования коллективов показывает, что даже в самых малых, неорганизованных коллективах возникает распределение власти между членами. Коллектив делится на рядовых членов и лидеров. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив в целом, направлять их усилия на достижение каких-либо целей.
Различают формальных и неформальных лидеров. Неформальный лидер - это член коллектива, добровольно принявший на себя значительно большую ответственность, чем это требуют формальные предписания и нормы. Формальный лидер - это носитель административной власти. Его задача состоит в организации совместного взаимодействия и отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого руководитель должен обладать психофизиологическими характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и качествами.
К психофизическим качествам руководителя как личности относятся: волевые данные, профессиональное воспитание, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность и другие. Особое значение имеют волевые качества руководителя. Волевого руководителя, как правило, характеризуют разумная настойчивость, решительность, энергичность, упрямство в достижении цели, высокая самодисциплина, целеустремленность.
Немаловажное значение для руководителя имеет контактность - общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей, выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть на проблему «глазами другого».
В совокупности неотъемлемых психологических качеств руководителя выделяется доминантность, которую следует понимать как свойство властности, честолюбия.
Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так, например, для руководителя предприятия важны знания в области техники и технологии, организации производства, экономики и права, психологии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных навыков отмечаются: умение видеть перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти на оправданный риск, своевременно принимать решения и проводить их в жизнь, делегировать полномочия, пробуждать людей к труду, организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.
К деловым качествам и умениям тесно примыкают также профессионально-организаторские черты, поскольку одной из основных задач руководителя является создание команды единомышленников, то есть формирование условий для оптимизации процесса самоорганизации трудового коллектива, с этой точки зрения важными качествами руководителя также являются такие, как предприимчивость и деловитость, научный системный подход к решению проблем.
Не менее важна для руководителя коммуникабельность: способность срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов - вышестоящими руководителями и подчиненными, способность сплачивать, объединять разных людей, налаживать их совместную работу.
Важное значение для социально-психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы пробуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей. [8]
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения стилей управления и их влияния на межличностные отношения в школе
2.1 Цель, задачи, гипотеза исследования
Цель - изучение стилей управления и их влияние на межличностные отношения в школе
Гипотеза : Существует взаимосвязь между стилем руководства и межличностными отношениями, а именно: демократический стиль управления положительно влияет на межличностные отношения в организации, а директивный стиль управления - отрицательно.
Для достижения цели, поставленной в рамках курсовой работы . необходимо решить следующие задачи:
1. Провести экспериментальное исследование влияния стиля управления на межличностные отношения
2. Подобрать методический инструментарий для проведения эксперимента.
3.Провести исследования с помощью выбранных методик , в аудиторных условиях.
4.Проанализировать результаты исследования.
5.Сформулировать основные выводы.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методики:
1.«Опросник межличностных отношений» (ОМО) А.А. Рукавишников.
2.«Диагностика стилей руководства» А.Л. Журавлёв.
3.Методика климат (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина
Эксперимент проходил в аудитории, участники эксперимента ни на что не отвлекались, работали в соответствии с инструкцией.
2.2 Методика исследования
Для доказательства или опровержения гипотезы, нами были использованы следующие методики:
2.«Опросник межличностных отношений» (ОМО) А.А. Рукавишников.
Инструкция к тесту
Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы.
Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит.
Принцип обработки: Обработка проводиться по ключу. при совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.
2.«Диагностика стилей руководства» А.Л. Журавлёв.
Назначение теста
Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального.
Инструкция к тесту
Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя и к каждой характеристике - по 5 вариантов ее проявления.
Выберите, пожалуйста, один или несколько вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.
Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда выбирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.
Принцип обработки: Обработка проводиться по ключу. при совпадении ответа испытуемого с ключом - он оценивается в 1 балл, при несовпадении - 0 баллов.
3.Методика климат (модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина)
Назначение теста
Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятный психологический климат в коллективе.
Инструкция к тесту
Дайте оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в коллективе. Для этого необходимо прочитать в схеме сначала предложения слева, а затем справа и после этого отметить в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине (обведите ее кружком).
Значения оценок:
· 3 - свойство проявляется в коллективе всегда;
· 1 - проявляется достаточно, чтобы его заметить;
· 0 - противоположные свойства (ни одно из них не проявляется достаточно заметно или проявляются оба в одинаковой степени).
Оценки с «+» относятся к левой части таблицы, с «-» - к правой.
Принцип обработки: Обработка проводиться по ключу.
2.3 Результаты исследования
Был проведен корреляционный анализ для нахождения взаимосвязи между стилем руководства и межличностными отношениями
Для этого был использован . Все расчеты проводились с помощью программы STATISTICA 6.0
Описание метода
Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:
1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;
2) две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков
3) две групповые иерархии признаков;
4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.
Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.
Ограничения коэффициента ранговой корреляции
1) по каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений;
2) коэффициент ранговой корреляции Спирмена при большом количестве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым переменным дает огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений.
Сформулируем гипотезы
H1: Существует взаимосвязь между стилем руководства и межличностными отношениями, а именно: демократический стиль управления положительно влияет на межличностные отношения в организации, а директивный стиль управления - отрицательно
Hо: Связи между стилем руководства и межличностными отношениями нет.
Демократический стиль управления и дружелюбие
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле
6) Определены критические значения.
Результат: rs = 0.577
Критические значения для N = 8
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима. На ровне значимости 1%
2.4 Обсуждение результатов исследования
В результате проведенного исследования, мы можем сказать следующее:
Стиль управления руководителя непосредственно влияет на межличностные отношения в коллективе. При проведении эмпирического исследования было выявлено, что в магазине «Евросеть»
Авторитарного стиля придерживаются руководители отделов В, Е, З, что характеризуется ярко выраженными лидерскими качествами и стремлением к единоличной власти, непреклонностью и решительностью в суждениях, энергичностью и жесткостью в требованиях, неумением учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкой критикой и предвзятостью в оценках, честолюбием и низкой совместимостью с заместителями, злоупотреблением наказаниями, пренебрежением общественным мнением, ориентацией на собственное мнение и оценки, уверенностью в себе, склонностью к жесткой формальной дисциплине, большой дистанцией с подчиненными, нежеланием признавать свои ошибки, игнорированием инициативы, творческой активности людей, единоличным принятием решений, контролем за действиями подчиненных.