Файл: Содержание Введение Глава Теоретические аспекты педагогического менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одной из разновидностей социальных систем является образование. Управленческая деятельность в каждой отрасли наряду с общими положениями имеет и определенную специфику. Имеется определенная специфика и в управлении образованием. Прежде всего, образование - глобальная система, определяющая будущее состояние общества и функционирующая в масштабе страны, края, обрасти, города или района.

В качестве субъектов управления в системе образования выступают Министерство образования Республики Казахстан, управления образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования.

Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь объектом управления в рамках системы Министерства образования РФ, сама является сложной динамичной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы и др.[17]

Многие особенности педагогического менеджмента определяются спецификой педагогического процесса. В частности, особенности управления образовательными системами в значительной мере определяются образовательной, воспитательной и развивающей функциями обучения, а также спецификой целей, методов, средств и форм педагогического процесса.

Характерной особенностью педагогического менеджмента является государственное управление образовательными системами. Государственный характер управления системой образования закреплен определенной совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе РФ “Об образовании”:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине

- единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;


- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.[2]

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан Казахстан на образование независимо от расы, национальности, языка, пола и т. п.[9]

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создана система государственных органов управления образованием, в которую входят органы управления образованием федеральные (центральные), ведомственные, республиканские (республик в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национальный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При этом задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Важной особенностью педагогического менеджмента является общественный характер управления системой образования, проявляющийся в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей, общественности. Их участие в управлении создает предпосылки для развития творческой атмосферы хорошего психологического климата в учебном заведении.

Реальным воплощением общественного характера управления на уровне общеобразовательной школы является совет школы, конференция и устав.[14]

Функции и содержание совета школы определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В частности, совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям деятельности, устанавливать их права, обязанности, границы полномочий.

Конференция является высшим руководящим органом управления школы и проводится не реже одного раза в год. Конференция избирает совет школы, его председателя, определяет срок их деятельности.

Каждое учебное заведение принимает на конференции свой Устав, в котором определяются цели, задачи и перспективы развития данного учебного заведения.



В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения), который:

- организует выполнение решений конференции;

- обеспечивает социальную защиту учащихся;

- устанавливает возраст учащихся при наборе в 1 класс, необходимость и вид ученической формы;

- рассматривает отчеты о расходовании бюджетных ассигнований, определяет направления использования бюджетных и внебюджетных средств;

- заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных преподавателей;

- совместно с администрацией и общественными организациями создает условия для педагогического воспитания родителей.

Наряду с государственными учебными заведениями в образовательную систему Казахстан входят негосударственные образовательные учреждения, руководство которыми осуществляет непосредственно учредитель. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в соответствии с которым определены структура управления, права и обязанности руководителя учреждения.[22]

1.3 Стили управления

Стиль управления -- совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленческой деятельности. Стили управления, определяемые личностью руководителя: авторитарный, либеральный, демократический. [5]

Авторитарный стиль -- сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми. Характеризуется высокой требовательностью, единоначалием, личным контролем за ходом производственного процесса, использованием методов принуждения. Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях .

Либеральный стиль -- сосредоточение на человеке, стиль невмешательства в дела подчиненных, безынициативность, ожидание указаний сверху, руководитель непоследователен в своих действиях, легко поддается мнению других ( влиянию ), некомпетентен в решении вопросов, его характеризует боязнь принятия решений, перекладывание дел на подчиненных. Применение либерального («клубного») стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Демократический стиль -- считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений; система контроля включает в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность. Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности. [24]


Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.

Процесс управления включает в себя следующие функции:

- планирование -- определение будущего желаемого состояния объекта управления и тех действий (мероприятий), которые необходимо осуществить, чтобы перейти из нынешнего состояния в желаемое;

- организация -- размещение элементов объекта управления, определение материально -- вещественных и информационных связей между подразделениями, а также с объектами внешней среды;

- контроль -- сопоставление фактического состояния объекта управления с планируемым, выявление расхождений, их оценка и регулирование объекта управления с целью устранения существенного расхождения;

- стимулирование -- поощрение и наказание работников в зависимости от результатов их трудовой деятельности.

Важнейшая цель управления - использование личностного потенциала каждого работника. Среди возможностей современного менеджмента есть такие как: улучшение профессиональной подготовки сотрудников, налаживание взаимодействия между подразделениями фирмы, усиление роли коллективов всех звеньев компании в решении каждодневных задач, расширение стратегических компонентов в работе менеджеров.[11]

1.4 Межличностные отношения в педагогическом коллективе

Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок членов коллектива; 4) структурированности - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью, то есть готовностью к принятию новых членов.


Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием социально-психологический климат коллектива. Понятие социально-психологический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. [17]

Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Одним из важных показателей социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение делового контакта, во много раз способно превосходить время самого конфликта.

В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиций, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в скрытом состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии. При этом предпринимаются попытки удовлетворения этих претензий «мирным» путем. Если такой способ не вызывает позитивной реакции, игнорируется или наталкивается на отказ, конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития конфликта называется конфликтным поведением.

Конфликтное поведение - это пик развития конфликта. Оно не может длиться вечно и в конце концов, конфликтующие стороны должны будут выбирать одну из программ поведения: 1) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения конфликта. [10]