Файл: Практическое задание 2 Раздел Психология общения в системе социальногуманитарного знания. Содержание и структура общения Тема Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 2

Раздел 1. Психология общения в системе социально-гуманитарного знания. Содержание и структура общения

Тема 1.3. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения

Задание 2.1

  1. Общение как обмен информацией. Перечислите особенности вербальной коммуникации.

Особенность вербальной коммуникации заключается в создании условий для адекватного восприятия и понимания содержащейся в сообщении информации адресатом. Речь идет о единстве тезаурусов (словарный, лексический запас) коммуникатора и реципиента. По данным исследований, около 60% информации искажается или полностью утрачивается на пути от коммуникатора до адресата.

Другие особенности:

- Многообразие способов подачи информации и стилей. Речевой текст можно преподнести в виде обычного письма, электронного сообщения, видеофильма, воспроизведенной фразы. Выделяют деловой, художественный, научный, разговорный стили.

- Отсутствие ограничений. При помощи слов можно описать любое событие, состояние, чувство, процесс.

- Высокая информативность. В ходе вербальной коммуникации ее участники получают словесную информацию и параллельно сведения о характере, уровне интеллекта, мировоззрении, жизненных принципах, моральных качествах своего собеседника.

Без использования вербальной коммуникации невозможно добиться продвижения в профессиональной деятельности или сфере личностного роста. Речь способствует тесному взаимодействию индивидов, которые могут влиять, направлять, ориентировать друг друга.


  1. Диалог и монолог: структура, позиции коммуникатора.

В вербальной коммуникации в зависимости от направленности речевого потока выделяют диалогическую и монологическую речь.

Речь называют диалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, при этом периоды речевой активности каждого коммуникатора сменяются периодами восприятия и обработки полученной информации.

Монологическая речь характеризуется однонаправленным речевым потоком и активностью только одного из коммуникаторов.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый коммуникаторами, совместно обсуждающими вопросы. Для бытовой разговорной речи диалоговой формы характерны такие виды речевой деятельности, как: реплики, которыми обмениваются коммуникаторы; повторения фраз и отдельных слов за собеседником; пояснения; дополнения; вопросы, использование намеков; разнообразные вспомогательные слова и междометия. Особенности речи во время диалога в большой степени зависят от взаимоотношений собеседников и их степени взаимопонимания. Эмоциональное состояние коммуникаторов имеет большое значение для эффективного диалогового общения. Речь людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, претерпевает значительные изменения (удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии). Он не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.


Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к одному или многим лицам, слушающим его. В форме монолога может быть лекция, доклад на конференции и т.п. Монолог имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности в изложении, строгого соблюдения грамматических правил. Монологическая речь более сложна по сравнению с диалогической речью. Не случайно выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.) для многих гораздо сложнее, чем вести диалог.


  1. Активное слушание. Техники активного слушания. Умение ставить вопросы и аргументировать ответы.

Цель активного слушания – понять, обдумать и запомнить все, что говорит ваш собеседник. Техзники активного слушания помогут подтолкнуть его к нужным ответам, а также повернуть беседу в правильное русло. Лучше понять и верно трактовать все то, что скажет человек в процессе обоюдного общения.

Техники активного слушания – это методики, основанные на социальной психологии и позволяющие четко понимать, что чувствует и думает партнер. Для этого есть способы живого участия в общении, при помощи которых можно выразить свою причастность к диалогу, готовность поделиться мыслями и взглядами. Собеседник видит вовлеченность человека и начинает доверять ему.

7 техник активного слушания

  1. Поддакивание

Самый несложный способ активного слушания. Все люди пользуются им автоматически. В ходе беседы нужно время от времени кивать, произнося «ага», «да-да» или «угу». Так собеседник понимает, что вы сосредоточены на нем.

  1. Спрашивание

Есть два вида вопросов – открытые или закрытые.

Последние используются не для получения более полной информации о чем-то. С их помощью можно ускорить подтверждение какой-либо договоренности и получение согласия, а также убедиться в собственных предположениях или, наоборот, отвергнуть их. Закрытые вопросы требуют простых ответов – «да», «нет».

Открытые вопросы техники активного слушания требуют расширенного объяснения. Они обычно начинаются с местоимений «кто», «что», «сколько», «как», «какой» и др.

  1. Перефразирование

Суть приема – сформулировать одну и ту же мысль, но по-другому. Это позволяет говорящему понять, что его речь воспринимают верно. В противном случае он может вовремя исправить ситуацию. Перефразируя слова, необходимо опираться на суть информации и исключать эмоции

, которые ее сопровождали.


  1. Эхо

В противоположность перефразировке эхо возвращает собеседнику все, что он произнес, причем дословно. Это позволяет эмоционально присоединиться к говорящему или озвучить уточняющий вопрос.


  1. Резюмирование

Данный прием обобщает ключевые мысли или чувства. Это логичный вывод из всего сказанного собеседником. Итоговая фраза выражает сокращенную речь человека. Этот прием в корне отличен от перефразировки, где мысли облекаются в иные фразы, демонстрируя внимание продавца к словам клиента.


  1. Опишите приемы, влияющие на эффективность коммуникации.

Прием «имя собственное» основам на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

Прием «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». Л друг — это сторонник, защитник. У собеседника возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

Прием «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Прием «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека — потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение клиента.

Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к хобби, увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.


  1. А. Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз.

Паузы представляют собой перерывы в речи различной длительности. Они служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоций говорящего.

Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков в деловом общении. Убедительность речи в огромной степени зависит от умения правильно расставлять акценты и паузы.


Соблюдая паузу, деловой человек предоставляет возможность говорить своему партнеру, стимулирует диалог. Наличие пауз создает в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит собеседник. Пауза дает возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Она подчеркивает значительность того, что сказано, необходимость осмыслить и понять это.


  1. Перечислите психологические приемы, влияющие на эффективность публичного выступления.

На повышение эффективности убеждения оказывают влияние следующие условия:

- умение установить контакт, вызвать доверие;

- выдержка, терпение и такт;

- умение доказывать, разъяснять, опровергать;

- подача новых идей так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;

- личная убежденность, искренность;

- обеспечение одинакового понимания терминов, понятий и выражений, используемых сторонами;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей убеждаемого и психологии малой группы.

Сама процедура убеждения включает три вида убеждающих воздействий:

- Информирование.

- Разъяснение.

- Доказательство и опровержение.


  1. Личностные и коммуникативные барьеры общения (опишите различия, приведите примеры).

Существует большое количество различных барьеров коммуникации, которые можно классифицировать по разным признакам. В психологии общения используется классификация по природе непонимания, позволяющая разделить все барьеры на несколько групп.

1. Барьеры непонимания

Это помехи и ошибки, возникающие непосредственно в процессе коммуникации.

Например, из-за неправильной подачи информации о предстоящем концерте количество посетителей может уменьшиться.

2. Личностные барьеры

Это препятствия, связанные с личными особенностями собеседников или с нюансами их взаимоотношений.

К примеру, тревожному меланхолику сложно общаться с импульсивным холериком, интроверту тяжело понять экстраверта, а эгоисту – альтруиста.

3. Культурные барьеры

4. Социальные барьеры

5. Физические барьеры


  1. Застенчивость как личностный барьер общения. Разработайте и запишите рекомендации (не менее 5) по преодолению застенчивости как личностного барьера общения.

1. Узнайте, что вызывает застенчивость

Какие ситуации вызывают у вас застенчивость? Несмотря на то, что вы думаете, что вы застенчивый человек, вы не всегда таковым являетесь. Например, когда вы со своим лучшим другом, вы, вероятно, очень открытый и комфортно себя чувствуете. Ваша застенчивость возникает только тогда, когда вы находитесь в определенных ситуациях.


Начните с осознания того, что именно вызывает застенчивость. Определите 5 случаев из прошлого, когда вы стеснялись. Это может быть, когда вы в машине с незнакомцем, когда определенная тема в настоящее время обсуждается, когда вы в большой компании, и так далее. Потом, анализ этих ситуаций. Что там такого в этих ситуациях, что заставляет вас стесняться? Поймите, что застенчивость является эффектом ощущения незащищенности. Если вы сможете определить, от чего вы чувствуете себя незащищенными, вы сможете принять какие-то меры.

2. Развивайте ваши слабые места

После идентификации своих слабых мест, следующим шагом будут действия в их отношении. Например, может быть, вы застенчивы, когда речь идет о презентации на работе. Если это так, то работайте над совершенствованием навыков презентации! Практикуйтесь, делайте это снова и снова. Инвестируйте свои 10.000 часов в напряженную работу – есть мнение, что 10.000 часов в среднем тратят люди, чтобы стать экспертами в своей области. Как только вы проводите больше времени, работая над теми областями, в которых не уверенны, то ваша застенчивость исчезает сама собой.

Приведу пример из своей жизни, я боялась публичных выступлений в молодости. Однако, когда я пошла в университет, я приобрела больше опыта в публичных выступлениях, когда выступала в классе. Позже, когда я пошла на работу, я делала это еженедельно. Так как я делала это регулярно, я стала лучше выступать, и страх просто исчез. Сегодня я провожу учебные семинары, по крайней мере, один раз в месяц для развития своего бизнеса, и это уже часть рутины. Хотя я определенно не потратила на это 10.000 часов, на сегодняшний день ясно, что время, которое я выступала перед публикой, сделало меня более опытной в разговорной речи, что повлияло в свою очередь на мою стеснительность в этой области.

3. Определите свои сильные стороны

Многие из нас имеют тенденцию сосредотачиваться на том, в чем мы не очень-то сильны, а не признают то, на что способны. Как результат, нам неловко среди других, потому что мы считаем, что ничего особенного из себя не представляем. Пришло время прекратить принижать собственные достоинства и начать фокусироваться на своих сильных сторонах.

В чем вы хороши? Каковы ваши прошлые достижения? За какие вещи, которые вы сделали, вы на самом деле гордитесь? Потратьте некоторое время, чтобы признать это. Вы будете удивлены, увидев огромный список вещей, на которые вы способны. Есть так много великого в вас, что вы не видите, потому что вы приняли это как должное. Знание ваших сильных сторон помогает быть более уверенным в себе. Помните, что все мы истинные победители по праву.