Файл: Практическое задание 2 Раздел Психология общения в системе социальногуманитарного знания. Содержание и структура общения Тема Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Расценивайте ситуацию объективно
Многие люди слишком беспокоиться о том, что другие думают о них. Всякий раз, когда я работаю с клиентами по развитию их уверенности в себе, это всегда неизменно связано с опасениями, что кто-то о них думает или будет думать. Они не хотят делать что-то, потому что боятся, что люди скажут. Они не могут ничего сказать, потому что боятся, что будут думать об их мнении.
Но самое смешное в том, что это просто в вашем уме. Большинство людей на самом деле слишком заняты и думают о себе вместо того, чтобы обращать внимание на то, что вы делаете или не делаете. Пока вы беспокоитесь о своем поведении, другие на самом деле слишком заняты своим поведением и мнением о себе, вместо того, чтобы думать о том, что вы делаете! Следовательно, нечего стесняться. Ваша застенчивость это просто результат излишней самокритики – и вы единственный человек, который делает это. Когда вы принимаете объективную точку зрения, становится ясно, ваша застенчивость является необоснованной. Вместо того чтобы сосредоточить внимание на деструктивную эмоцию, теперь вы можете сосредоточиться на том, что вы хотите достичь.
5. Моделируйте свое поведение
Можете ли вы назвать кого-то, кого знаете (будь то друг или известный человек), который очень уверен в себе, обеспеченный и общительный? Используйте его, как вашу ролевую модель.
Путем выявления реального человека из жизни, не обремененного застенчивостью, вам станет легко с ней расстаться, потому что есть точка отсчета. Всякий раз, когда вы стесняетесь, спросите себя, что бы тот человек сделал/сказал в этой ситуации. Сделайте это. Вскоре это станет вашей второй натурой вести себя подобным образом, и вы непременно станете более уверенным в себе.
6. Задавайте вопросы
Задавать вопросы это простая уловка, которую я обнаружила, работает очень хорошо. Иногда вы можете чувствовать себя неловко, потому что вы не знаете, что сказать/сделать. Если это так, просто задайте вопрос другому человеку. Например, это может быть простой вопрос типа «Что вы думаете об этом?» или «Почему ты так говоришь?» или «Можете ли вы рассказать мне больше о себе?» При этом, это сразу же сместит общее внимание от вас к другой стороне. Пока другой человек собирается с мыслями и отвечает на ваш вопрос, вы можете собраться и успокоиться. К тому времени, как он/она заканчивает говорить, вы будете в хорошей форме для продолжения взаимодействия.
7. Посмотрите, как другие взаимодействуют
Отличный способ преодолеть застенчивость это наблюдать, как другие вокруг вас действуют. Сократите время, что вы беспокоитесь о том, как другие воспринимают вас (опять же, помните, что это все в уме) и посмотрите вокруг, как другие ведут себя социально. Что они говорят? Как они действуют? Что можно узнать от них? Как вы можете применить эти знания для вашего будущего взаимодействия?
8. Сделайте первый шаг
Хотя это может показаться нелогичным, первый шаг действительно поможет вам преодолеть вашу застенчивость. Во-первых, когда вы осознанно действуете, это доказательство самому себе, что вы имеете власть над ситуацией. Во-вторых, первым принимая меры, вы испытываете положительные результаты ваших действий, что содействует продвижению вперед.
Ваш первый шаг не должен быть сложным – он просто может напрашиваться сам собой. Когда вы делаете маленький шаг вперед, остальное приложится само собой.
-
На основании каких невербальных сигналов можно сделать предположение о том, что собеседник лжет?
• Избегание визуального контакта
Не очень опытные лжецы легко выдают себя при помощи избегания визуального контакта . Не желая говорить правду , человек будет всячески избегать взгляда собеседника , его взор будет метаться по всем окружающим предметам .
• Затяжные паузы перед ответом
Если собеседнику был задан провокационный вопрос , а вместо быстрого ответа он начал тянуть время – будьте уверены , что человек готовится соврать . Так , он может притвориться , что получил важное сообщение на телефон или издать протяжный зевок , сконцентрироваться на виде из окна либо попросту отвернуться . Это значит , что человек активно придумывает правдоподобную версию , не желая отвечать правду .
• Неуместная улыбка
Пытаясь соврать , человек может непроизвольно улыбнуться чтобы скрыть своё волнение , при этом эта улыбка может быть совершенно неуместной . В данном случае это зависит от темперамента и характера собеседника : некоторые люди по своей природе постоянно улыбаются , вне зависимости от содержания новости . Но если человеку это несвойственно – мимолётная неловкая улыбка может свидетельствовать о лжи .
• Напряженное лицо и тело
Насколько искусен бы ни был лжец , подсознательно он всё равно будет испытывать дискомфорт и чувство неудовлетворения . Если лицо « окаменело », человек явно чувствует себя неуютно , его тело до предела напряжено – значит есть вероятность , что в разговоре он будет пытаться соврать .
• Излишние движения руками
Человек , который пытается соврать , автоматически чувствует себя неуверенно и неловко : присмотритесь к рукам собеседника . Если он постоянно вертит какой - то предмет в руках , накручивает волосы на палец , потирает ладошками , играет с кольцом на пальце – задумайтесь о правдивости его речи .
• Частое моргание
Частое моргание при разговоре – это признак того , что собеседник нервничает . Конечно , причин для тревожности может быть множество . И желание соврать – одна из них .
• Частое прикосновение к лицу
Как и в случае с нервными движениями руками , лжец может уделять чрезмерное внимание своему лицу и таким образом пытаться скрыть свой стресс . Постоянное поправление волос , прикосновения к лицу , потирание глаз – сигналы , что человек чувствует себя неуютно и возможно пытается соврать .
• Излишнее потоотделение
Если человек потеет при разговоре , при этом находясь в достаточно прохладном помещении – значит он чувствует себя максимально некомфортно , переживает о том , что его ложь станет явной и он окажется в неприятной ситуации .
• Частое глотание слюны
Как и потение , постоянное сглатывание слюны , постоянная жажда – это сигналы нервозности , которая может быть вызвана желанием соврать .
• Покраснение / побледнение
Во время разговора обращайте внимание на мимику человека , на цвет его щёк . Если человек краснеет или бледнеет - значит он боится , что какая - то информация выйдет наружу и поставит его в неловкое положение.
-
Перечислите виды вербального и невербального поведения, вызывающие чувство отказа в поддержке.
* уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении;
* безличные предложения — подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;
* прерывание говорящего;
* противоречия между вербальным и невербальным содержанием сообщения, или неконгруэнтное сообщение.
-
Как можно охарактеризовать особенности общения собеседников, наблюдая за их дистанцией и позами в процессе речевого взаимодействия? Приведите примеры.
Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен. Человек, стоящий перед большой группой людей и намеревающийся сделать какое-то сообщение или доклад, может получить существенную информацию о настроении аудитории, наблюдая за положением плеч и голов слушателей. Чем более негативно настроена и напряжена аудитория, или чем отрицательнее и враждебнее настроена очередь или другая группа людей, тем больше там поднятых плеч и опущенных уголков рта.
Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.
Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность.
Поза, которую собеседник принимает, когда садится, тоже говорит о многом. Так, посадка на стул за спинкой означает агрессивность и иногда превосходство. Если собеседник сидит скрестив ноги, то внутренне он уже «кипит», а если скрещены еще и руки, то его враждебность достигла предела. В кресле все эти позы принять практически невозможно, поэтому, чтобы собеседника как-то «остудить», его лучше пересадить со стула. Возможность физического расслабления должна немедленно привести и к расслаблению психологическому, а потому и снижению остроты противостояния.
Собеседник, сидящий в позе «как вкопанный», с напряженно выпрямленным телом и «вросшими» в пол ногами, не отрываясь смотрящий на своего партнера, на самом деле его, как правило, не слушает и занят своими мыслями. Заинтересованный Что, я слушатель обычно сидит на краю кресла или стула, подавшись вперед, склонив голову вбок и опершись на руку.
Вообще наклон головы вбок — свидетельство заинтересованности, внимательного слежения за ходом мысли собеседника. Если нить повествования теряется, слушатель выпрямляется, приподнимается, а затем опускает плечи. Его взгляд начинает блуждать по стенам, потолку или лицам присутствующих. Обычно он делает телодвижение по направлению к выходу. Всё это свидетельствует о том, что разговор пора заканчивать.
На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сцепленные и особенно сжатые в кулаки пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первой встрече. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации, считываемой с глаз, оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена атмосфера общения.
Задание 2.2
План
-
Подготовка к выступлению. -
Поведение во время выступления. Этика использования средств выразительности. -
Композиционное построение устных выступлений. -
Приемы психологического воздействия на аудиторию. -
Выступление перед негативно настроенной аудиторией.
Подготовка к выступлению.
Публичное выступление - это процесс презентации и открытого выражения вашего мнения, мыслей, идей и чувств в интересах общественности. Оно адресовано публике и требует демонстрации лидерских способностей. Публичная речь - это средство достижения деловых целей. Она должна быть убедительной, доказательной, грамотной, логичной, продуманной, красивой, эмоционально украшенной.
От хорошего публичного выступления зависит очень многое – подписанный договор о приеме на работу, отличная защита дипломного проекта, удовлетворенный пациент, настроенный на плодотворное сотрудничество с медработником и др. Успех выступления зависит от содержательной и психологической подготовки. Начиная подготовку к публичному выступлению, нужно сформулировать цель: Чего я хочу добиться своим выступлением? Что я хочу получить?
Этапы подготовки речи
1 этап. Ознакомиться с предметом предстоящего выступления и сформулировать тему.
2. этап. Определить цель выступления и составить план.
3 этап. Составить текст выступления.
4 этап. Прорепетировать речь.
5 этап. Редактировать тест и запомнить выступление.
6 этап. Психологический настрой.
7 этап. Выступить и проанализировать успехи и ошибки.
Психологическая подготовка к публичному выступлению включает в себя преодоление страха перед выступлением и отработку навыка самопрезентации.
Поведение во время выступления. Этика использования средств выразительности.
Важно заинтересовать публику. Сначала уместно рассказать какую-либо интересную историю, факт, возможно, шутку. Можно вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая его с темой выступления. С помощью такого приема вы плавно «введете» слушателей в ваше выступление.
Будьте доброжелательными. Разбавляйте свое выступление яркими сравнениями или жизненными случаями. Но не укрывайтесь за постоянными отступлениями. Речь должна быть интригующей, чего можно добиться благодаря интересной и важной теме, а также вашей уверенности.
Используйте неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний. Это способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.
Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы. Ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи.