Файл: Практическое задание 2 Раздел Психология общения в системе социальногуманитарного знания. Содержание и структура общения Тема Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Сохраняйте спокойствие или используйте добрую шутку.

Будьте готовы к неожиданностям. Воспринимайте спокойно любые неловкости – поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Если возникает какое-то недоразумение, неловкость – не молчите и не закрывайтесь, успокойтесь, а если сможете – переведите все в шутку. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять злость, ведь такие моменты возникают случайно. Лучше всего отреагировать на такие «подарки» судьбы с юмором, обыграть в выгодном для себя свете. Это беспроигрышный прием. Оратор должен всегда контролировать ситуацию. Покажите, что ничто вам не помешает и не выбьет вас из колеи.

Услышав возражение, сохраняйте спокойствие, не грубите, лучше улыбнитесь. Так вы покажете, что не сбиты с толку, и уверены в том, что говорите.

В заключение своего выступления следует четко и громко повторить основную идею, о которой вы рассказывали.

Поблагодарите аудиторию за внимание, посмотрите в глаза слушателям и скажите что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале хорошо запомнится всем, кто слушал ваше выступление.

Как на этапе подготовки, так и во время выступления необходимо помнить о том, что существуют определенные средства, позволяющие сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Эти средства направлены на то, чтобы аудитория не теряла интереса к выступлению и не оставалась при этом на уровне пассивного восприятия услышанного, а почувствовала сопричастность с тем, о чем говорит выступающий.

Использование средств выразительности деловой речи включает в себя следующее.
• Варьирование тональностью выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой. Варьирование тональностью выступления может происходить в зависимости от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его различные структурные части. Тональность выступления может зависеть от состава аудитории (например, возрастного или должностного), от ее общего настроя на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.

• Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений, деталировки. Восприятие доклада будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), изменение темпа речи, высоты голоса и т. п. Слушателями более естественно воспринимаются основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения), — в несколько ускоренном. Аналогично, наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.
Композиционное построение устных выступлений.
Композиция речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать и учитывать в процессе создания своей речи:
Принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.
Принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.
Принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.
Принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.
Приемы психологического воздействия на аудиторию.



В процессе выступления искусный оратор использует различные приемы привлечения и удержания внимания. Вот некоторые из них:
Контрастные раздражители. Прием заключается в контрастном изменении сигналов доступа информации. При этом значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Изменению подвергаются как аудиальные, так и визуальные сигналы. Например, выступающий говорил громко, потом на несколько секунд замолчал и продолжил. Также возможно замедление и резкое увеличение ритма речи. Примеры контрастного изменения визуальных сигналов — стоял неподвижно, а потом стал перемещаться, или наоборот — ходил по сцене, а затем на время остановился и т. п.
Обращение к актуальным проблемам и событиям. У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут быть свои, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.
Обращение к авторитетным источникам. Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитировании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.
Задавание адресных вопросов. Адресные вопросы присутствующим в зале, даже риторические, значительно активизируют внимание аудитории. При этом важно правильно задать нужный вопрос.
Использование юмора. Удачная шутка, высказанная оратором, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последующей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.
Выступление перед негативно настроенной аудиторией.

Перед выступлением в «сложной» аудитории необходимо соответствующим образом настроиться. Важно убедить себя в необходимости сохранять самоконтроль в любой ситуации и управлять ею с начала и до конца. Вас «должно хватить» на все время выступления.

Не теряйте спокойствия при негативной реакции аудитории на ваше выступление. Старайтесь не допускать необдуманных действий.

В случае негативной реакции слушателей на выступление не рекомендуется:

  • спорить;

  • пытаться взывать к логике или здравому смыслу (эмоции им не подчиняются);

  • советовать или указывать, что они должны делать и как себя вести;

  • приказывать;

  • высмеивать;

  • стыдить;

  • не принимать их в расчет, игнорировать их интересы, продолжая «гнуть свою линию»;

  • спрашивать о мотивах их поведения;

  • отвечать на атаку противодействием;

  • «играть на нервах».

Помните также, что при попытке оказать прямое давление слушатели могут рассмеяться в ответ, язвительностью ответить на угрозы; проигнорировать «проповедь», чтение морали, обращенные к ним; ответить на критику или обвинения теми же действиями.

При негативной реакции аудитории на ваше выступление старайтесь предпринять следующие меры.

Заранее уясните свои цели и позицию. Избавьтесь от неопределенности. Все, что вы говорите, должно быть для вас ясно и убедительно.

Соберитесь с мыслями, чтобы достигнуть поставленных целей. Не обманывайтесь, что сможете «все придумать на ходу». Любой экспромт должен быть хорошо подготовлен.

Всегда держите наготове «козырные карты» вашего выступления и в трудный момент используйте их.

Придерживайтесь фактов. Поработайте дома, чтобы вас не сбили с толку вопросами. Во время подготовки выпишите наиболее трудные вопросы, которые вам могут задать, и подготовьте ответы. Запишите свои ответы на кассету, чтобы узнать, как вы с этим справляетесь.

Избегайте психологических игр. Не позволяйте загадывать вам загадки. Попросите конкретизировать поставленные вопросы. Если информация некорректна, скажите об этом, затем исправьте ее.

Избегайте бойких и необдуманных ответов. Делайте паузу перед тем, как ответить, даже если вопрос не самый трудный. Чтобы выиграть время, можно записать заданный вопрос.

Поняв, что реплика или вопрос носят провокационный характер, оставайтесь спокойным и убедите себя сохранять самоконтроль; заставьте себя сосчитать до десяти и дайте обдуманный и взвешенный ответ.

Не говорите слишком много, не давайте пространных ответов.

Устанавливайте временные рамки для ответов. Используйте фразу: «Другие вопросы есть?» — как сигнал к тому, что вы уже дали необходимый ответ.

Не возвращайтесь к вопросу, который уже закончили освещать. Среди слушателей могут оказаться люди, которые снова захотят вернуть вас к тому, о чем вы уже говорили. Не допускайте этого. Скажите: «Мы уже обсудили данный вопрос, теперь перейдем к следующему». Можете пообещать ответить на этот вопрос в индивидуальном порядке после выступления.


Будьте тактичным во время ответов на вопросы. Относитесь вежливо к каждому слушателю. Поблагодарите за вопрос, скажите, что он интересен для вас.

Если вы допустили ошибку, признайтесь в этом.

Не уходите от признания ваших интересов (если считаете допустимым выразить их в аудитории), это поможет вам добиться доверия, особенно если вы выступаете перед большой аудиторией.

Не отклоняйтесь от обсуждаемой темы. Ответы должны быть по существу.

Не давайте возникнуть ненужной вам дискуссии.

Внимательно выслушайте реплики, обращенные к вам.

Сталкиваясь с враждебностью и эмоциями, необходимо найти нужный тон. Следует категорически отказаться от саркастического юмора или привычной манеры обороняться, насмешек и унижения аудитории.

Тщательно подбирайте фразы, предназначенные для того, чтобы успокоить аудиторию.

При попытках начать говорить среди шума можно сказать следующее: «Я был бы очень признателен, если бы в помещении сохранялась тишина, чтобы я мог вас услышать». Подобная реплика позволит вам сохранить лицо и не оскорбит разговаривающих.

При попытках одного слушателя доминировать в дискуссии можно воспользоваться такой фразой: «Благодарю вас... но давайте выслушаем и других. Уверен, что все точки зрения заслуживают внимания». Таким образом можно завоевать доверие аудитории.

При попытках кого-либо негативно воздействовать на аудиторию можно обратиться к слушателям со словами: «Полагаю, что каждый имеет право на самостоятельную оценку обсуждаемой темы. Надо лишь придерживаться фактов и правил совместной работы». Подобным путем можно также завоевать расположение аудитории.

При сильном раздражении говорящего не прерывайте его, дайте возможность закончить свое высказывание и развеять злость. Когда выступающий «иссякнет», задайте вопрос о его чувствах прямо: «Вы сердитесь? И вас можно понять. Давайте вместе посмотрим, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией». Вы признаете чувства этого человека и располагаете аудиторию к себе.

При активных помехах вашему выступлению можно прямо обратиться к аудитории: «Когда меня постоянно перебивают, трудно сосредоточиться на том, что я говорю».

При обвинениях, выдвигаемых в ваш адрес, можно дать нейтральную оценку тому, что говорит ваш оппонент: «У этой темы много сторон...», «Давайте разберемся, в чем смысл ваших обвинений...»

При шуме в зале и отсутствии интереса помогает акцентирование внимания на последствиях, к которым приводит такое поведение: «Такой уровень шума не позволяет мне сказать вам главное».