Файл: Социальная система в ссср.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Социальная система в СССР

2. Реформирование в социальной сфере в условиях перехода к рынку

2.1. Пенсионная реформа

2.2. Реформы в сфере образования

2.3. Реформы в сфере здравоохранения

2.4. Преобразования в жилищной сфере

2.5. Занятость населения и миграционная политика

3. Основные итоги преобразований в социальной сфере

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исторические предпосылки реформ, определивших сущность социально-экономического, политического и духовного развития СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. вызревали в течение длительного времени. Их необходимость вызывалась, прежде всего, глубочайшими технологическими переменами, проявившимися в развитых странах в 1960 -1970-е гг. и означавшими вступление человечества в качественно новую - постиндустриальную - стадию развития. Потребность преобразований в СССР определялись истощением экономики страны в результате безудержной гонки вооружений и политическим, военным и экономическим давлением со стороны атлантического блока. Возможность и реальность реформирования подкреплялись внутренними изменениями в среде советской правящей элиты.

Многие факторы свидетельствовали, что к середине 1980-х гг. Советский Союз вступил в глубокий всеохватывающий кризис, в целом демонстрирующий несостоятельность «реального» социализма. По основным показателям качества и уровня жизни – ее продолжительности, смертности, в том числе детской, обеспеченности населения товарами и услугами – СССР оказался далеко позади развитых капиталистических стран.

Таким образом, соответствующие преобразования стали неизбежными, однако, вместе с этим появилась и проблема их эффективности. Судьба этих реформ очень непростая - ни одна из них практически не доведена до логического завершения. Актуальность темы исследования обусловлена особой значимостью данной проблематики для понимания процессов, происходящих в современной истории России.

Цель данной работы - проанализировать социальные реформы 1980-1990-х гг. в СССР.

 

1. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В СССР

 

К середине 80-х годов социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя, обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика окончательно утратила присущий ей динамизм. Для нее был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран, но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Люди оказались отчуждены от политической власти, от средств производства, были лишены важнейших гражданских прав. Все это привело к социальной апатии в обществе [5, c. 334].


Горбачев осознал необходимость реформ. В течение практически всего 1986-го и первой половины 1987 года эти попытки носили достаточно спорадический характер и отражали, как уже говорилось, тогдашние его надежды запустить механизм эффективного хозяйствования путем «повышения требовательности, укрепления дисциплины наведения в стране элементарного порядка» [6, c. 231].

В апреле 1985-го Горбачев взял линию на ускорение экономического развития страны. В это же время возникла потребность по-новому взглянуть на социальную сферу государства. В советский период социальная сфера определялась как составная часть общей политики КПСС. В силу смешения функций партии и государства и, как следствие, искусственной политизации сферы социального развития, социальная составляющая социалистического государства рассматривалась как важный инструмент построения бесклассового общества, асодержание социальной сферы социалистического государства связывалось с улучшением условий жизни и труда советских людей.

 

2. РЕФОРМИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ

 

2.1. Пенсионная реформа

 

Рассмотрим исходные посылки и положения пенсионной реформы и принятые законодательные акты по пенсионному обеспечению различных категорий граждан накануне распада СССР.

Политическое решение о реформировании системы пенсионного обеспечения граждан в СССР и коренного обновления пенсионного законодательства было принято в 1985 году на апрельском пленуме ЦК КПСС.

Необходимость такого реформирования была вызвана тем, что основы действовавшего в конце 1980-х годов пенсионного законодательства были заложены более тридцати лет назад и многое «не просто устарело, а пришло в прямое противоречие с жизненными реалиями» [6, с. 14].

Первый шаг пенсионной реформы был сделан введением в действие с 1 января 1989 года Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», которым снимались наиболее острые проблемы, не решавшиеся десятилетиями. Данным Законом установлены условия и нормы выплаты пенсий, единые для колхозников и работников, введен минимальный размер пенсий по старости на уровне 100 % минимальной заработной платы и т.д.

Расходы на реализацию данного Закона составили в 1989 году 6,5 млрд рублей. Но для полномасштабной реализации намечаемой пенсионной реформы требовались громадные средства. Поэтому предлагалось поэтапное проведение намечаемых мероприятий, начиная с 1 января 1991 года.



Провозглашенные государством и закрепленные в советской Конституции «гарантии на пенсионное обеспечение за счет общественных фондов потребления, по существу, перестали быть таковыми» [6, с. 4].

Действовавшая более 30 лет пенсионная система превратилась в уравнительную, а средний размер пенсий снизился за этот период с 62 % до 46 % средней заработной платы.

Интересны процедурные аспекты принимаемых решений.

Проект Закона о пенсионном обеспечении в ноябре 1989 года был опубликован «для всенародного обсуждения после внесения уточнений с учетом пожеланий, высказанных народными депутатами СССР» [6, с. 36]. После опубликования проекта Закона в течение пяти месяцев шла напряженная работа по обобщению и анализу свыше полумиллиона предложений, поступивших от граждан, и свыше 1700 – от народных депутатов. Для организации работы над проектом была образована специальная комиссия, которой было учтено около 2600 предложений.

В декабре 1989 года Госкомстатом был проведен социологический опрос. Основная часть опрошенных выразили согласие с общими принципами пенсионного обеспечения, с условиями и порядком начисления пенсий. В целях анализа социально-экономических последствий принятия опубликованного проекта Закона Минсобесом РСФСР был проведен перерасчет пенсий 14 тысячам человек в соответствии с устанавливаемыми нормами.

По мнению исследователя Г.П. Дегтярева, введение единообразного пенсионного обеспечения можно расценивать двояко. В СССР существовала довольно разветвленная, хотя и весьма слабая в финансовом отношении, система пенсионного обеспечения. Так, действовали Литературный, Музыкальный, Художественный фонды СССР, Фонд Союза кинематографистов СССР, Архитектурный фонд Союза архитекторов СССР, которые выплачивали пенсии лицам творческих профессий. Финансовую основу этих фондов составляли страховые взносы учреждений, предприятий, организаций, использующих труд писателей, архитекторов, художников. Средства фондов также образовывались за счет доходов предприятий творческих организаций, вступительных и членских взносов.

Также существовала относительно автономная система социального обеспечения колхозников. В 1969 году, в соответствии с решением третьего Всероссийского съезда колхозников, была введена единая система социального страхования и социального обеспечения колхозников. Пенсии, пособия и другие виды материального обеспечения предоставлялись членам колхозов из организационно и финансово обособленных фондов.


За счет государственного бюджета колхозникам назначались персональные пенсии. Нетрудоспособные члены колхозов имели право на помещение в государственные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников образовывался за счет отчислений колхозов из валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Вышеперечисленные фонды действовали, создавая относительно самостоятельную финансовую систему, за счет средств которой осуществлялось пенсионное обеспечение различных категорий граждан.

Пенсионная реформа в СССР 1990 года положила начало централизации средств и унификации пенсионного обеспечения всех категорий граждан.

 

2.2. Реформы в сфере образования

 

В рамках социальной политики в переходный период особое место заняла политика в области образования.

Государственная Дума в январе 1995 года приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных заведений.

В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохранило свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

 

2.3. Реформы в сфере здравоохранения

 

В переходный период трансформации подвергалась и сфера здравоохранения. К этому времени стала очевидной неэффективность экстенсивного пути развития здравоохранения: дисбаланс объективно необходимых объемов медицинской помощи и финансовых средств для её обеспечения, неэффективное использование имеющихся материальных и кадровых ресурсов
, усиление территориальных диспропорций в доступности медицинской помощи.

В начале 90-х годов выявилась окончательная несостоятельность существующего здравоохранения. Она проявлялась не только в финансово-экономическом аспекте, но и в части выполнения непосредственно социального предназначения отрасли, её целей и задач. Отказ от практики государственного патернализма в пользу либеральной идеологии индивидуализма в социальной сфере повлек за собой и минимизацию медицинских услуг, предоставляемых населению. Была предпринята попытка создать новую эффективную модель функционирования здравоохранения, основанную на экономическом стимулировании. Социальный компонент занимал второстепенные позиции.

В основу проводимых реформ был положен принцип децентрализации, в соответствии с которым на местные органы власти возлагалась ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием. Данная стратегия обусловливалась особенностью функционирования здравоохранения: его локальностью, определенной замкнутостью на конкретной административно-территориальной единице. Многообразие альтернатив построения идеальной модели здравоохранения в 90-е годы (кардинальный отказ от патерналистической модели, использование европейского опыта, внедрение экономических механизмов и т.д.), непоследовательность в реализации реформ, отсутствие четко проработанной нормативной базы, различная степень экономической стабильности регионов породили незавершенность, частичность реализации реформ в области здравоохранения. Результаты половинчатых преобразований негативно отразились и на производителях, и на потребителях медицинских услуг, и на интересах общества в целом [2].

Современные исследователи, не принижая достижения советского здравоохранения, склонны считать, что в середине 80-х годов XX века система здравоохранения нуждалась в коренных преобразованиях [2]. По их мнению, дополнительные финансовые вливания, носившие несистематичный характер, не могли изменить кризисного положения в здравоохранении. Стабилизация была возможна только после реконструкции управления здравоохранением и реорганизации процесса финансирования.

С точки зрения исследователей начала 90-х годов, в новом механизме, который внедрялся в практику работы отраслей здравоохранения, не удалось в полной мере преодолеть административные методы управления. Авторы предлагали альтернативные варианты повышения результативности эксперимента - осуществить переход к ценообразованию с включением в структуру цены амортизационных отчислений и плановых накоплений. Это позволило бы учреждениям здравоохранения осуществлять расширенное воспроизводство материально-технической базы и обеспечить социальную защищенность медицинских работников.