Файл: Социальная система в ссср.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
явление было характерно для отраслей промышленности, испытавших значительное падение производства (машиностроение, легкая, химическая, промышленность и др.), где в отдельные годы оно охватывало до 30-40% занятого персонала. Работа в режиме неполного рабочего времени или принудительный отпуск подталкивали людей к поиску приработков. Благодаря этому распространилось явление вторичной занятости. В течение года к подработкам в среднем прибегало около 20% общей численности занятых.

Таким образом, к рыночным отношениям и кризисным потрясениям российские предприятия приспосабливались прежде всего за счет уменьшения заработной платы и продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения штатов.

Характерной чертой трудовых отношений в российской экономике является их неформальный или теневой характер. Действия субъектов рынка труда совершаются в обход законов и формальных контрактов либо вопреки им. Именно в 90-е годы теневая экономика в России достигла гипертрофированных масштабов, поразив все сферы жизни общества. Теневой сектор наиболее распространен в оптовой и розничной торговле, общественном питании, сельском хозяйстве.

Широкое распространение получил бесконтрактный наймна основе устного соглашения. Без юридического оформления трудовых отношений заняты на основной работе примерно 4-5% общего числа работающих. На основе устной договоренности осуществляется более половины всех наймов на дополнительную работу.

Рассмотрим миграционную политику в СССР в переходный период. Рассмотрение этого вопроса логично начать с демографической ситуации. До середины 70-х годов в миграционном обмене Российской Федерации с союзными республиками преобладали центробежные тенденции: движение за пределы России, в особенности в Казахстан и Среднюю Азию, где в то время интенсивно проводилось освоение целинных и залежных земель и бурно развивалась промышленность. Однако в результате значительного превышения числа родившихся над умершими естественный прирост был довольно высок, примерно 10 раз превышая безвозвратный отток ее жителей, и был, таким образом, определяющим фактором роста численности россиян.

Начиная с 1975 года потоки миграции изменили ориентацию: страна из отдающей население республики превратилась в принимающую. Основной причиной этого стали экономические стимулы, способствовавшие переориентации плотных миграционных потоков на зоны экономического освоения собственно российских территорий: начались разработка нефтегазоносных месторождений Тюменской области, создание мощного производственного комплекса в Красноярском крае, строительство БАМа. За 1976-1990 гг. положительное сальдо миграции достигло почти 2,5 млн. человек. При этом естественный прирост все еще заметно превышал миграционный, так что доля последнего в общем приросте населения составила лишь примерно пятую часть [12].


С течением времени стали активнее проявляться негативные демографические тенденции, связанные с феноменом депопуляции– интенсивным ростом смертности при одновременном снижении рождаемости. Это привело к снижению численности населения и повышению роли миграционной составляющей в формировании численности населения. Но в целом Россия, как и другие европейские республики Союза, чувствовала себя в относительной безопасности, ощущая присутствие среднеазиатского «демографического тыла». Демографическая «подпитка» депрессивных районов осуществлялась посредством внутренней миграции. Переток населения из «трудоизбыточных» в «трудонедостаточные» районы считался желательным и предусматривался всякого рода планами и проектами.

В 1992 году депопуляция привела к естественной убыли населения, а распад СССР превратил проблему пополнения населения за счет миграции из сугубо внутренней во внешнеполитическую.

 

3. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

На сегодняшний день в исторической науке до сих пор нет единого мнения о характере итогов социальных преобразований в переходный период. Так, исследователь Г.А. Тимофеев показывает, что социально-экономические реформы М.С. Горбачева были важным, самодостаточным и во многом необходимым этапом развития советского общества, вызванным теми глубокими изменениями в экономике и обществе, которые произошли в предшествующий период [19].

Наряду с трудами, в целом позитивно оценивающими период горбачевских реформ, существуют и работы, занимающие жестко критическую позицию по отношению к «перестройке». Среди них следует назвать обширное исследование С.Г. Кара-Мурзы, насыщенное богатым фактическим материалом, но остро полемическое по форме [9]. Автор, не скрывающий своих сталинистских взглядов, является одним из ведущих теоретиков концепции «заговора», согласно которой «перестройка» стала совместным деянием Запада и определенных сил в СССР, целью которого было разрушение Советского Союза. Тем не менее, ряд положений его работы, и прежде всего о роли интеллигенции в «перестройке», о психологических аспектах реформ, о состоянии экономики СССР накануне «перестройки» - заслуживает самого серьезного внимания, хотя и носит дискуссионный характер.

Большинство историков, анализируя социальные реформы 1980-1990 гг., отмечают как положительные

, так и отрицательные моменты. Действительно, за годы «перестройки» было сделано не так много для реального реформирования хозяйственного механизма. Этот факт доказывает ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика роста доходов населения, что привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического кризиса в стране.

Так, исследователь Н. Верт констатирует, что к концу 1991 года экономика СССР оказалась в катастрофическом положении [3]. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т.е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т.е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Г.П. Дегтярев отмечает, что пенсионная реформа в СССР 1990 года положила начало централизации средств и унификации пенсионного обеспечения всех категорий граждан [7].

За годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

В основу реформ, проводимых в сфере здравоохранения, был положен принцип децентрализации, в соответствии с которым на местные органы власти возлагалась ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием.

В переходный период произошло разрушение государственной системы распределения жилья, которая существовала в СССР в течение многих десятилетий. Прошла частичная приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда. Сфера ЖКХ также отметилась существенным повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения. Но в результате жилищные условия значительной части населения и уровень содержания жилищного фонда стали заметно ухудшаться.


Что касается занятости населения, то в процессе рыночных реформ произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования безработицы. К рыночным отношениям и кризисным потрясениям российские предприятия приспосабливались прежде всего за счет уменьшения заработной платы и продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения штатов. Также характерной чертой трудовых отношений в российской экономике является их неформальный или теневой характер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социально-экономические преобразования 80-90-х годов имели противоречивые итоги. Наряду с формированием рынка труда, товаров, жилья и т.п., был сделан шаг в сторону реструктуризации народного хозяйства, что привело к тому, что целые отрасли оказались бесперспективными. Кроме того, многолетнее отсутствие в советской экономике внутренней и внешней конкуренции привело к утрате стоимостных и качественных ориентиров для российских производителей, поэтому в начале 1990-х годов большое количество отечественных товаров перестали пользоваться спросом из-за их низкого качества и несоответствия мировым стандартам. В результате в этот период произошло самое сильное падение производства, причем основной объем падения пришелся на период до 1994 г.

Но не смотря ни на что в том, что мы ушли от советской системы, уже есть громадный исторический шаг вперед. Прежде всего, мы избавились от удушающей атмосферы тоталитарного государства, и те проблемы и неудачи, с которыми мы сегодня сталкиваемся, являются предметом общественного внимания и обсуждения. Мы покончили со всеобщей экономической и личной зависимостью от государства, получили возможность независимой хозяйственной деятельности и весомый набор гражданских и личных свобод, включая свободу слова, совести, выбора рода занятий и места жительства, свободу передвижения и право на собственность, и многое другое. В экономической сфере мы получили основы рыночной экономики, включая институт частной собственности, и пусть ограниченный по сфере действия, но тем не менее работающий механизм конкуренции.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Акопов, С.Г. История России. 1953-1996. Личности и эпохи / С.Г. Акопов, Н.Д. Гуреев. - М. : Наука, 1997. – 514 с.

  2. Александров, Г. Экономическая реформа в здравоохранении / Г. Александров, В. Гром, А. Злобин, К. Симонян // Вопросы экономики. - 1991 - № 1.

  3. Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991 / Н. Верт. - М. : ИНФРА-М, 1999. – 542 с.

  4. Галкин, А.С. Место перестройки в истории России / А.С. Галкин // Прорыв к свободе: о перестройке двадцать лет спустя. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 66-87.

  5. Горбачев, М.С. Жизнь и реформы : в 2-х кн. / М.С. Горбачев. - M. : Новости, 1996.

  6. Грачев, А.С. Горбачев. Человек, который хотел, как лучше / А.С. Грачев. - М. : Вагриус, 2001. – 496 с.

  7. Дегтярев, Г.П. Пенсионная реформа в России: 1991-1999 годы / Г.П. Дегятрев. - М. : Академия, 2003. - 335 с.

  8. История России. XX век : учебное пособие / Под ред. В.И. Меньковского, О.Я. Яновского. – Минск : Юнипресс, 2002. - 463 с.

  9. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. – 768 с.

  10. Коэн, С. Можно ли было реформировать советскую систему? / С. Коэн // Прорыв к свободе: о перестройке двадцать лет спустя. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 24-45.

  11. Медников, В.В. Экономика России: путь реформ (1917-1995) / В.В. Медников, Г.П. Маховикова. - СПб. : Терра, 1997. - 478 с.

  12. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. - 1998. - №2.

  13. Перестройка. Десять лет спустя (апрель 1985 – апрель 1995) : материалы дискуссии / Под. ред. В.И. Толстых. - М. : Апрель-85, 1995. - 213 с.

  14. Ратьковский, И.С. История Советской России / И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. - СПб. : Лань, 2001. – 416 с.

  15. Сидорина, Т.Ю. Два века социальной политики / Т.Ю. Сидорина. – М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2005. - 442 с.

  16. Славин, Б.Ф. Перестройка в зеркале современных интерпретаций / Б.Ф. Славин // Прорыв к свободе: о перестройке двадцать лет спустя. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 132-153.

  17. Согрин, В.В. Политическая история России: 1985-1994 от Горбачева до Ельцина / В.В. Согрин. - М. : Прогресс-Академия, 1994. – 192 с.

  18. Соколов, А.К. Курс советской истории, 1941-1999 / А.К. Соколов, В.С, Тяжельникова. - М. : Высшая школа, 1999. - 414 с.

  19. Тимофеев, Г.А. Социально-экономические реформы 1985-1991 гг. в СССР: предпосылки, динамика, результаты : автореферат на соискание уч. ст. к.и.н. / Г.А. Тимофеев – Чебоксары, 2007.

  20. Шубин, А.В. От «застоя» к реформам / А.В. Шубин. – М. : РОССПЭН, 2001. - 767 с.