Файл: 5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях исследование философское и исследование естественнонаучное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 629
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
даже самые крутые, самые драматичные варианты биполярных барьеров. Смысл радости состоит для человека прежде всего в том, что она вызывает и поддерживает интерес к жизни. А что собой представляет интерес? В настоящее время научный статус понятия «интерес» настолько шаток, что отношение к нему меняется от полного отрицания его необходимости до безоговорочного признания. Для существования таких крайностей есть все основания. Под интересом часто понимают вид мотива. Мы полагаем, что интерес — это форма проявления устремлений. И что существуют разные виды интереса, в том числе не связанные с познанием. Но вначале о главном. Устремления человека всегда бинарны, сочетаются с ожиданием. Можно выделить ожидания на трех уровнях: 1) биологическом (филогенетические), 2) бессознательном (онтогенетические) и 3) осознанные ожидания. Ни одно устремление не функционирует в отрыве от ожиданий. Ожидания бывают бодрые (позитивные) и тревожные (негативные). В первом случае ожидается положительно-эмоциональный, желаемый результат, в последнем — нежеланный. Интерес генетически связан с бинарной структурой устремлений. Часто он возникает при наличии вероятности удовлетворения желания — в ситуации позитивной неопределенности. Человек ждет привлекательной ценности, но еще не уверен в успехе, не знает ее значимых параметров. Но если нет никакой надежды на удачу, интерес пропадает. В таких случаях интерес — это чаще всего напряженное непроизвольное ожидание благополучного, радостного конца развертывающегося сюжета, удовлетворяющего желание, часто — страстное желание. Но здесь главное — наличие ценностной интриги, основы интереса. Кроме интереса в ценностной интриге есть момент сильного напряжения. Отдели от устремления его спутников — позитивное ожидание и неопределенность (ценностно-информационный барьер), и от интереса ничего не останется. Назовем этот вид интереса ценностно-познавательным. Есть еще чисто познавательный интерес — разновидность интриги, проявляющейся в любопытстве и удивлении, вызванной неопределенностью информации, ее противоречивостью. Вырастающая из познавательного интереса когнитивная активность основана, главным образом, на инстинктивном влечении к тайне и к новой информации, а не на стремлении к удовольствию и радости. Удовлетворение информационных влечений завершается чувством успокоения и облегчения. А радость и восторг — это скорее побочные, незапланированные результаты реализации познавательного интереса. Радость появляется обычно тогда, когда выяснение истины имеет важное общественное значение. Так, мы с радостным волнением ожидаем встречи с любимым человеком. Здесь есть лишь ценностный барьер, но нет интриги. Этот интерес — от ожидания удовлетворения горячего желания, т. е. «пристегнут» к ожиданию, выражает его позитивное содержание. Есть еще интерес/удовольствие. Мы с удовольствием слушаем приятную музыку, смотрим на красивого человека или на красивый пейзаж, общаемся с веселыми людьми, заражающими своим настроением. Словом, вызывает интерес все приятное, пока оно не приелось. Последние два вида интереса (интерес/радость и интерес/удовольствие) назовем интересом/наслаждением. А ценностная и информационная интрига — это интерес в узком значении, более привычном. Назовем его интересом/интригой. В ситуации негативной неопределенности — в ожидании возможной неприятности — появляется не интерес, а тревога. Ценностно-информационный интерес отличается от тревожного ожидания лишь одним — ожиданием желанного, радостного. Среди всех видов интереса наиболее распространен ценностно-познавательный, который встречается почти во всех сферах деятельности. Несомненно, интерес украшает нашу жизнь, много значит в поддержании приподнятого настроения и устранении серости повседневных будней. Радости мимолетны, а настроение сопровождает нас постоянно. Если оно преимущественно бодрое, то можно сказать: человеку везет — он живет полнокровной деятельной жизнью. Настроение помогает множить человеческие радости. А успех в труде, учебе, игре, общении и других сферах — главный источник радости. Прямым каналом воспроизводства интереса и связанного с ним эмоционального состояния является механизм самоподкрепления эмоций. Когда мы бодры и жизнерадостны, то смотрим на мир через розовые очки: замечаем вокруг только хорошее, а плохое остается в тени.
Если даже и замечается, мы к нему благодушны и толерантны. Но как круто меняется восприятие, когда мы не в духе, огорчены. Описанный феномен можно назвать законом самоподкрепления эмоций. Переживаемое состояние подкрепляется и усиливается за счет «союзников» — родственных, созвучных переживаний, возникающих в результате определенных воздействий. Итак, интересы хотя и связаны с устремлениями (потребностями), тем не менее вытекают прежде всего непосредственно из ожиданий: познавательные интересы отражают вероятность их реализации в ситуации барьеров.
Страдания — это антиподы радости и интереса, их отрицание. Есть физические и душевные страдания.
«Репертуар» страданий чрезвычайно широк и разнообразен: это достаточно большая совокупность дискомфортных и мучительных для нас состояний, мимолетных и длительных: неудовольствие и огорчение, раздражение и изматывающая душу тревога, потрясающее горе и безумная ярость, печаль и тоска, депрессия, подрывающая волю к жизни. В психологии эти чувства и состояния получили разные названия: эмоциональный стресс (дистресс), фрустрации, кризис, внутренний конфликт. К числу наиболее изученных относятся фрустрации. Теория фрустрации чуть ли не единственный раздел психологии, где понятие «барьер» заняло неоспоримое место и нашло самое широкое применение. Думается, в этом прежде всего заслуга З. Фрейда, отводившего «препятствию» одно из важнейших мест в теории психоанализа. Большое разнообразие отрицательных эмоций вызвало трудности в их классификации и в выборе адекватных терминов. Одну из первых попыток навести порядок в этой области предпринял Ф. Е. Василюк, выстроивший в ряд все переживания в следующей последовательности: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Уточняя терминологию, необходимо учесть следующее. Стресс традиционно обозначает широкий и разнообразный круг явлений, связанных с эмоциональным состоянием человека. Проблема человеческих переживаний чрезвычайно сложна. На современном этапе исследований большое значение имеет разработка четких и ясных концептуальных схем, пригодных для выявления механизмов психогенеза основных типов переживаний. Отсутствие таких схем невозможно компенсировать никаким, даже самым тонким, психологическим анализом. Мы исходим из того, что формы страданий имеют общность в главном. Она выражается в их генетической связи с потребностями (устремлениями), ожиданиями и «барьерами». Основные же отличия между ними кроются в силе и качестве переживаний. Кризис — это критический момент в жизни. Человек находится в тупике, откуда нет выхода, и погружается в глубокую депрессию. В результате теряется смысл жизни. Первое, что здесь необходимо учесть, — это сила потребности. Нужно отметить еще один важный фактор силы — уровень актуализации устремлений. По этому признаку можно выделить три формы устремлений, часто оказывающихся последовательными фазами их актуализации. Первая из них — латентная, когда желание (влечение) еще дремлет в подсознании и дает о себе знать довольно редко. Вторая форма — актуализирующееся желание. Оно находится в процессе «оживления» и менее диффузно по содержанию — образ желаемой ценности вырисовывается уже яснее — как и возможные сроки и вероятность исполнения желаний. Поэтому желание обретает форму намерения. Его блокирование вызывает более сильное переживание. Обычно актуальное устремление возникает с появлением условий для реализации намерения, когда ценность близка и доступна, видны ее четкие очертания, ясны место, время и способы достижения желаемой цели. На этой фазе намерение трансформируется в стремление. Естественно, что его страдания специфичны: они носят скорее протестный, активный характер — раздражение, гнев, ярость, особенно — когда тормозятся актуальные, жестко фиксированные устремления, нацеленные на высокозначимые «разрешенные» ценности, когда препятствия воспринимаются как несправедливые. Здесь большое значение имеет и неожиданность помех. Качество и сила переживания определяются субъективной оценкой препятствия. Так, у «страха глаза велики»: на фоне тревожного ожидания и маленькая помеха кажется большой. Тут много значат информационный фактор, аналитические способности личности и т. д. Сила страданий зависит и от маятниковой динамики барьеров. Если они флуктуируют, т. е. то дарят нам желанную ценность, то ее отнимают, это может довести человека до отчаяния и невроза. Лучше потерять ценность один раз и забыть ее (со стабилизацией ситуации наступает эмоциональная адаптация, возвращающая душевный покой). Если бы любимый человек умирал и воскресал многократно, это истерзало бы его близких настолько, что они едва ли остались бы в живых. К счастью, этого не бывает в природе. Так, неприятность — слабая форма страдания —
складывается из беспокойства, раздражения и огорчения. Фрустрация состоит из более сильных переживаний: из боязни, гнева и горя. Соответственно кризис состоит из страха, ярости и отчаяния (исступления). Три типа страданий — тревожный, протестный и покорный — апеллируют к определенным формам поведения. Функция протестных переживаний состоит в экстренной мобилизации эмоционально-энергетических ресурсов личности на борьбу с трудными, часто неожиданными, барьерами. Покорные же переживания ослабляют и подавляют деятельность, т. к. бессмысленно истощать силы на бесполезную борьбу. А что касается функции тревоги, то ее верно определил еще З. Фрейд: она призвана предупредить человека о потенциальной опасности и дать ему возможность подготовиться к ней. Считается, что агрессивное поведение следует за фрустрацией. В то же время выявляется, что нередко фрустрации не вызывают агрессию. Тут нет ничего странного, т. к. исследователи до сих пор не учитывали тип переживаний. Расчленение страданий на три типа, произведенное нами с учетом специфики барьеров и качества переживаний, позволяет объяснить указанные исключения из «правила». Агрессия чаще всего возникает на основе достаточно сильных протестных переживаний. Печаль и горе не порождают агрессии. А вот состояние неудовлетворенности, раздражения, гнева, злобы, а тем более ярости и негодования, только и ждет своей жертвы. Обычно не провоцируют нападения и такие элементы фрустрации, как беспокойство, тревога и страх. Как мы видим, без анализа эмоциональной палитры фрустрации (а также кризиса и неудовлетворенности) невозможно предвидеть характер их влияния на человеческое поведение. И, разумеется, здесь большое значение имеют и индивидуальные особенности личности. Скажем, у слабого типа скорее возникают не протестные, а «покорные» и тревожные чувства. Чтобы уберечь себя от деструктивных страданий, важно в ситуациях неопределенности ослабить силу устремлений. Это достигается рядом психотерапевтических приемов. В частности, путем коррекции ожидания. Если есть хотя бы малая возможность неудачи, человек не должен жестко настраивать себя только на успех, а должен выработать эластичные, вариативные или даже биполярные ожидания. Ценность утраченного многократно преувеличивается, что еще больше усиливает страдания. Наконец, появляется эффект самоподкрепления доминирующей эмоции. Вот почему важна психологическая подготовка к возможным неприятностям. Как показали исследования по медицинской психологии, подготовка больного к разным исходам хирургической операции играет существенную роль в реабилитационный период после проведения операции, снижает вероятность глубоких неврозов и депрессии при неблагоприятном исходе. Таким образом, теория преодоления позволяет раскрыть механизмы психогенеза эмоций и на этой основе осуществить их типологию, определить условия и принципы их дифференциации, вычленить и выстроить связи различных переживаний.
Практическое занятие 4 по теме «Психология потребностей».
Тезисный конспект статьи: А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции
I. Потребности
Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же. В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее. Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта).
II. Мотивы
Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть до него донесутся звуки транслируемой музыки и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане-мы называем мотивом деятельности.
III. Эмоциональные процессы
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта. их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в — ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложно-обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов; социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни. По своему происхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуются рядом специфических закономерностей. Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций — с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и. вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные, различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции: и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Практическое задание на самостоятельную работу.
Практическое задание на самостоятельную работу:
Задание 1: Подготовьте компьютерные презентации по темам:
Если даже и замечается, мы к нему благодушны и толерантны. Но как круто меняется восприятие, когда мы не в духе, огорчены. Описанный феномен можно назвать законом самоподкрепления эмоций. Переживаемое состояние подкрепляется и усиливается за счет «союзников» — родственных, созвучных переживаний, возникающих в результате определенных воздействий. Итак, интересы хотя и связаны с устремлениями (потребностями), тем не менее вытекают прежде всего непосредственно из ожиданий: познавательные интересы отражают вероятность их реализации в ситуации барьеров.
Страдания — это антиподы радости и интереса, их отрицание. Есть физические и душевные страдания.
«Репертуар» страданий чрезвычайно широк и разнообразен: это достаточно большая совокупность дискомфортных и мучительных для нас состояний, мимолетных и длительных: неудовольствие и огорчение, раздражение и изматывающая душу тревога, потрясающее горе и безумная ярость, печаль и тоска, депрессия, подрывающая волю к жизни. В психологии эти чувства и состояния получили разные названия: эмоциональный стресс (дистресс), фрустрации, кризис, внутренний конфликт. К числу наиболее изученных относятся фрустрации. Теория фрустрации чуть ли не единственный раздел психологии, где понятие «барьер» заняло неоспоримое место и нашло самое широкое применение. Думается, в этом прежде всего заслуга З. Фрейда, отводившего «препятствию» одно из важнейших мест в теории психоанализа. Большое разнообразие отрицательных эмоций вызвало трудности в их классификации и в выборе адекватных терминов. Одну из первых попыток навести порядок в этой области предпринял Ф. Е. Василюк, выстроивший в ряд все переживания в следующей последовательности: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Уточняя терминологию, необходимо учесть следующее. Стресс традиционно обозначает широкий и разнообразный круг явлений, связанных с эмоциональным состоянием человека. Проблема человеческих переживаний чрезвычайно сложна. На современном этапе исследований большое значение имеет разработка четких и ясных концептуальных схем, пригодных для выявления механизмов психогенеза основных типов переживаний. Отсутствие таких схем невозможно компенсировать никаким, даже самым тонким, психологическим анализом. Мы исходим из того, что формы страданий имеют общность в главном. Она выражается в их генетической связи с потребностями (устремлениями), ожиданиями и «барьерами». Основные же отличия между ними кроются в силе и качестве переживаний. Кризис — это критический момент в жизни. Человек находится в тупике, откуда нет выхода, и погружается в глубокую депрессию. В результате теряется смысл жизни. Первое, что здесь необходимо учесть, — это сила потребности. Нужно отметить еще один важный фактор силы — уровень актуализации устремлений. По этому признаку можно выделить три формы устремлений, часто оказывающихся последовательными фазами их актуализации. Первая из них — латентная, когда желание (влечение) еще дремлет в подсознании и дает о себе знать довольно редко. Вторая форма — актуализирующееся желание. Оно находится в процессе «оживления» и менее диффузно по содержанию — образ желаемой ценности вырисовывается уже яснее — как и возможные сроки и вероятность исполнения желаний. Поэтому желание обретает форму намерения. Его блокирование вызывает более сильное переживание. Обычно актуальное устремление возникает с появлением условий для реализации намерения, когда ценность близка и доступна, видны ее четкие очертания, ясны место, время и способы достижения желаемой цели. На этой фазе намерение трансформируется в стремление. Естественно, что его страдания специфичны: они носят скорее протестный, активный характер — раздражение, гнев, ярость, особенно — когда тормозятся актуальные, жестко фиксированные устремления, нацеленные на высокозначимые «разрешенные» ценности, когда препятствия воспринимаются как несправедливые. Здесь большое значение имеет и неожиданность помех. Качество и сила переживания определяются субъективной оценкой препятствия. Так, у «страха глаза велики»: на фоне тревожного ожидания и маленькая помеха кажется большой. Тут много значат информационный фактор, аналитические способности личности и т. д. Сила страданий зависит и от маятниковой динамики барьеров. Если они флуктуируют, т. е. то дарят нам желанную ценность, то ее отнимают, это может довести человека до отчаяния и невроза. Лучше потерять ценность один раз и забыть ее (со стабилизацией ситуации наступает эмоциональная адаптация, возвращающая душевный покой). Если бы любимый человек умирал и воскресал многократно, это истерзало бы его близких настолько, что они едва ли остались бы в живых. К счастью, этого не бывает в природе. Так, неприятность — слабая форма страдания —
складывается из беспокойства, раздражения и огорчения. Фрустрация состоит из более сильных переживаний: из боязни, гнева и горя. Соответственно кризис состоит из страха, ярости и отчаяния (исступления). Три типа страданий — тревожный, протестный и покорный — апеллируют к определенным формам поведения. Функция протестных переживаний состоит в экстренной мобилизации эмоционально-энергетических ресурсов личности на борьбу с трудными, часто неожиданными, барьерами. Покорные же переживания ослабляют и подавляют деятельность, т. к. бессмысленно истощать силы на бесполезную борьбу. А что касается функции тревоги, то ее верно определил еще З. Фрейд: она призвана предупредить человека о потенциальной опасности и дать ему возможность подготовиться к ней. Считается, что агрессивное поведение следует за фрустрацией. В то же время выявляется, что нередко фрустрации не вызывают агрессию. Тут нет ничего странного, т. к. исследователи до сих пор не учитывали тип переживаний. Расчленение страданий на три типа, произведенное нами с учетом специфики барьеров и качества переживаний, позволяет объяснить указанные исключения из «правила». Агрессия чаще всего возникает на основе достаточно сильных протестных переживаний. Печаль и горе не порождают агрессии. А вот состояние неудовлетворенности, раздражения, гнева, злобы, а тем более ярости и негодования, только и ждет своей жертвы. Обычно не провоцируют нападения и такие элементы фрустрации, как беспокойство, тревога и страх. Как мы видим, без анализа эмоциональной палитры фрустрации (а также кризиса и неудовлетворенности) невозможно предвидеть характер их влияния на человеческое поведение. И, разумеется, здесь большое значение имеют и индивидуальные особенности личности. Скажем, у слабого типа скорее возникают не протестные, а «покорные» и тревожные чувства. Чтобы уберечь себя от деструктивных страданий, важно в ситуациях неопределенности ослабить силу устремлений. Это достигается рядом психотерапевтических приемов. В частности, путем коррекции ожидания. Если есть хотя бы малая возможность неудачи, человек не должен жестко настраивать себя только на успех, а должен выработать эластичные, вариативные или даже биполярные ожидания. Ценность утраченного многократно преувеличивается, что еще больше усиливает страдания. Наконец, появляется эффект самоподкрепления доминирующей эмоции. Вот почему важна психологическая подготовка к возможным неприятностям. Как показали исследования по медицинской психологии, подготовка больного к разным исходам хирургической операции играет существенную роль в реабилитационный период после проведения операции, снижает вероятность глубоких неврозов и депрессии при неблагоприятном исходе. Таким образом, теория преодоления позволяет раскрыть механизмы психогенеза эмоций и на этой основе осуществить их типологию, определить условия и принципы их дифференциации, вычленить и выстроить связи различных переживаний.
Практическое занятие 4 по теме «Психология потребностей».
Тезисный конспект статьи: А.Н. Леонтьев Потребности, мотивы и эмоции
I. Потребности
Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же. В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее. Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта).
II. Мотивы
Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть до него донесутся звуки транслируемой музыки и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане-мы называем мотивом деятельности.
III. Эмоциональные процессы
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта. их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в — ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложно-обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов; социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни. По своему происхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуются рядом специфических закономерностей. Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций — с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и. вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные, различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции: и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Практическое задание на самостоятельную работу.
Практическое задание на самостоятельную работу:
Задание 1: Подготовьте компьютерные презентации по темам: