Файл: Выпускной квалификационной работы Автоматизированное рабочее место библиотекаря.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34
– в интерфейсе не должно быть темных и агрессивных цветовых сочетаний;
– все экранные формы должны быть выполнены в едином графическом стиле с неизменным расположением основных элементов навигации и управления;
– обеспечение корректного отображения данных на экране;
– присутствие навигационных элементов, обеспечивающих однозначное понимание их смысла. Должны обеспечивать переход к доступным пользователю разделам и отображать надлежащую информацию;
– наличие функциональных кнопок, сортировки для предоставления и редактирования информации;
– управление задачами в интерфейсе должно осуществляться с помощью
«мыши» (кнопки, экранное меню, пиктограммы и т.п.);
– ввод с клавиатуры должен в основном использоваться для заполнения и/или редактирования текстовых и числовых полей;
– пиктограммы, кнопки и другие навигационные элементы должны быть едиными во всех операциях;
– термины для типовых операций и пользовательские действия при их выполнении должны быть унифицированы;
– реакции на наведение «мыши», нажатие кнопок для типичных элементов должны быть реализованы одинаково;
– должна отображаться полоса прокрутки при просмотре массивов информации, выходящих за границы экрана;
– при некорректных действиях пользователя на экране должно отображаться уведомление об ошибочном действии, а также экранные формы, предшествующие ошибке. В этих формах должны корректно сохраняться данные, введенные до ошибочного действия. Устранение ошибок должно выполняться максимально простыми действиями.
2.11 Выводы
В данной главе сформулированы требования и функции программного приложения, которые разработаны согласно требованиям заказчика МБУК
МЦБ Курагинского района Красноярского края.
35
3
Проектирование
автоматизированного
рабочего
места
библиотекаря
Для выполнения задачи необходимо разработать диаграммы вариантов использования, описать прецеденты, разработать диаграмму классов, провести обзор выбранных технических средств для реализации разработки.
3.1 Разработка вариантов использования модулей
В данной подглаве отражены диаграммы вариантов использования программного обеспечения, которые отражают концептуальную модель системы для ее последующей детализации в форме логических и физических моделей.
На всех диаграммах присутствует один «актор», пользователь программного продукта, библиотекарь.
3.1.1 Библиотечный фонд
Для описания модуля «Библиотечный фонд» составлена общая диаграмма вариантов использования, предоставленная на рисунке 3.
Рисунок 3 — Варианты использования модуля «Библиотечный фонд»
36
Детализация для «актора» представлена в формате описания основных прецедентов. Прецедентом является последовательностью действий, которые выполняет актер при взаимодействии с программой. Далее они будут описаны в краткой форме.
Прецедент 1 — просмотр списка всех книг и других изданий в фонде.
Библиотекарю предлагается выбрать необходимую литературу с помощью «прокрутки» списка литературы «мышью» или воспользоваться формами поиска по различным атрибутам (рисунок 4). После этого «актор» имеет возможность просмотреть информацию о книге и ее местонахождении, а также отредактировать заполненные данные об издании.
Рисунок 4 — Варианты использования функции «Просмотр списка литературы»
Прецедент 2 — проверка фонда.
Библиотекарю предлагается просмотреть список литературы, выбрать издание «вручную» с помощью «мыши» или воспользоваться формами поиска по различным атрибутам. После этого поставить отметку присутствия или отсутствия издания в фонде. При необходимости библиотекарь может выбрать режим редактирования информации о наличии в фонде.
Также библиотекарь может запросить список отсутствующей в фонде литературы (издания без отметки о наличии) (рисунок 5).
37
Рисунок 5 — Варианты использования функции «Проверка фонда»
Прецедент 3 — оформление поступления литературы в фонд библиотеки (рисунок 6).
Рисунок 6 — Варианты использования функции «Оформление поступления литературы в фонд библиотеки»
38
Если библиотекарь хочет добавить новые книги в фонд библиотеки, он должен выбрать вид издания (издание или некнижная документация), ввести данные о книге (дата поступления, номер и дата сопроводительного документа, индекс отдела, именной индекс (авторский знак), инвентарный номер, фамилия, имя, отчество автора книги, название книги или издания, издательство, год издания, количество страниц, цена, источник поступления).
При необходимости воспользоваться функцией редактирования информации.
Прецедент 4 — оформление списания литературы.
Библиотекарь имеет возможность выбрать: создать новый акт списания или просмотреть уже сформированный. При выборе первого «актор» через строки поиска или «вручную» выбирает необходимый экземпляр, выбирает или добавляет причину списания. После добавления всех необходимых изданий в акт списания, библиотекарь имеет возможность просмотреть сформированный акт, включая: список списываемой литературы, просмотр общей суммы списаний, просмотр суммы списаний за каждый год, полугодие или квартал (рисунок 7).
Рисунок 7 — Варианты использования функции «Оформление списания книг и других изданий»
39
3.1.2 Читательский формуляр
Для наглядного обзора данного модуля составлена общая диаграмма вариантов использования, предоставленная на рисунке 8.
На данной диаграмме можно увидеть, что библиотекарь может использовать следующие функции:
– регистрация новых читателей;
– ежегодное присвоение индивидуального номера читателя;
– ежегодное присвоение индивидуального номера читателя ЕФ;
– просмотр полной информации о читателе;
– оформление выдачи литературы;
– оформление возврата литературы;
– поиск читателя.
Рисунок 8 — Варианты использования модуля «Читательский формуляр»
На основе представленных вариантов использования (рисунок 8) далее в краткой форме будут описаны прецеденты модуля «Читательский формуляр».
Прецедент 5 — регистрация новых читателей.
Если библиотекарю необходимо добавить нового читателя, он должен
«кликнуть» на одноименную пиктограмму, далее вводит информацию о регистрируемом пользователе (индивидуальный номер читателя, ФИО, пол, дата рождения, образование, место учебы, класс обучения, место работы, домашний
40 адрес, телефон, паспортные данные, возрастная категория, ограниченные возможности). После регистрации библиотекарь имеет возможность просмотреть информацию о зарегистрированном читателе или отредактировать введенные данные (рисунок 9).
Рисунок 9 — Функция «Регистрация новых читателей»
Прецедент 6 — ежегодное присвоение индивидуального номера читателя/читателя ЕФ.
Начиная с января каждого года, библиотекарь присваивает каждому читателю новый индивидуальный номер. Для этого в списке всех читателей
«актор» выбирает необходимого читателя, с помощью формы поиска по различным атрибутам, либо «вручную». Далее в полной информации о читателе необходимо заполнить индивидуальные номера читателей в фондах.
Прецедент 7 — ведение книгооборота.
Для того, чтобы оформить выдачу литературы или предоставление библиотечно-информационных справок, библиотекарь должен выбрать вид предоставляемой услуги: печать ксерокопий, библиотечно-информационные услуги или выдача книг и других изданий (рисунки 10, 11).
При выборе «Печать копий» библиотекарь должен выбрать из списка всех читателей необходимого, с помощью форм поиска или «вручную», и прописать количество сделанных копий.
При выборе «Предоставление информационно-библиотечных услуг», библиотекарь выбирает читателя, через формы поиска по атрибутам либо в
«ручную», и указывает количество выданных информационных справок.
Выдачу книг библиотекарь может осуществлять в двух взаимосвязанных модулях: библиотечный фонд и читательский формуляр. В первом случае данная операция осуществляется через список всей литературы с помощью форм поиска по различным атрибутам или «вручную». После выбора необходимого экземпляра, предлагается выбрать читателя, которому будет выдана книга. Это также осуществляется вручную либо через формы поиска в БД читателей.
41
Рисунок 10 — Варианты использования функции «Предоставление библиотечных услуг и печать ксерокопий»
Рисунки 11 — Варианты использования функции «Оформление выдачи литературы»
42
Во втором случае происходит обратное действие. Сначала в БД
«Читательский формуляр» через формы поиска по атрибутам или «вручную» выбирается читатель, которому будет выдана книга. После открытия формы выдачи предлагается выбрать экземпляр для выдачи либо ввести данные самостоятельно, либо пользователь будет перенаправлен в БД «Библиотечный фонд».
Для оформления возврата литературы и других изданий библиотекарю необходимо выбрать читателя, через форму поиска по атрибутам либо
«вручную». Далее предлагается выбрать необходимый экземпляр из списка книг, находящихся у читателя.
1 2 3 4 5 6
3.1.3 Администрирование
На рисунке 12 отображены функции, которые имеет возможность совершать «актор»:
– просмотр статистики наиболее востребованной литературы;
– дневники библиотеки;
– КСУ;
– просмотр списка всех архивных отчетов;
– выбор необходимого отчета;
– просмотр.
Рисунок 12 — Варианты использования модуля «Администрирование»
43
Прецедент 8 — дневники библиотеки.
При осуществлении данной функции, библиотекарю предлагается выбрать вид дневника детский или взрослый. Далее необходимо выбрать вид отчета, который необходимо сформировать, «Учет выдачи книг и других изданий читателям» или «Учет состава читателей и посещений». При необходимости предлагается заполнить недостающие данные с возможностью редактирования (рисунок 13). В итоге на выходе библиотекарь получит сформированный отчет.
Рисунок 13 — Варианты использования функции «Дневники библиотеки»
Прецедент 9 — книга суммарного учета.
Если библиотекарю необходимо сформировать данные отчеты, необходимо выбрать вид отчета (поступление, списание, итоги движения фонда). Далее предлагается ввести необходимую дату (год), за которую необходимо сформировать отчет, при необходимости есть возможность отредактировать данные. После выполнения данных действий библиотекарь получит сформированный отчет.
44
Рисунок 14 — Варианты использования функции «КСУ»
3.2 Диаграммы деятельности
Диаграмма деятельности необходима для моделирования процесса выполнения операций в виде блок-схем. В данном подразделе будут отражены некоторые модели.
На рисунке 15 представлена диаграмма для функции «Проверка фонда».
Рисунок 15 — Модель процесса «Проверка фонда»
45
Для осуществления данного действия библиотекарю необходимо воспользоватся пиктограммой «Проверка фонда», выбрать экземпляр, ввести данные о наличии или отсутствии экземпляра в фонде библиотеки, запросить список недостающей литературы.
На рисунке 16 отображена модель процесса оформления поступлений литературы.
При реализации модели библиотекарь соврешает следующие действия: входит в модуль «Библиотечный фонд», при помощи пиктограммы выбирает опцию «добавить новую книгу», выбирает тип поступления экземпляров, заполняет информацию в открывшейся форме и сохраняет введенные данные.
Рисунок 16 — Модель процесса «Поступление литературы»
На рисунке 17 отображена модель процесса «Регистрация нового читателя». При реализации модели библиотекарь выполняет слудеющие