Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
по «МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета активов организации»
1 Теоретические основы организации работы с документами на предприятиях
1.1 Сущность и роль документа, как основы бухгалтерского учета предприятия
1.2 Требования законодательства к разработке системы первичного учета
1.3 Особенности организации документооборота на предприятиях
2. Анализ состояния организации работы с документами в ПАО «Нефтемаркет»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ПАО «Нефтемаркет»
2.2 Анализ состояния работы с документами в хозяйственной деятельности ПАО «Нефтемаркет»
С документацией связана деятельность всех работников от технических до руководителей. Одни создают документы, другие обеспечивают их оформление и передачу, третьи руководствуются этими документами и на их основе принимают решения. Делопроизводство на предприятии ведется на основе Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). Она помогает избежать излишеств и дублирования в работе, так как в ней сформулированы единые требования и рекомендации по вопросам подготовки документов, организации документооборота, учета и поиска информации, осуществления контроля за исполнением документов и группировки их в дела.
В ПАО «Нефтемаркет» используются следующие документы:
-
Организационные документы:
-
Устав. -
Учетная политика. -
Положение о персонале. -
Положение о структурном подразделении. -
Правила внутреннего трудового распорядка. -
Структура и штатная численность. -
Должностные инструкции. -
Штатное расписание.
-
Распорядительные документы:
-
Постановления. -
Решения. -
Распоряжения. -
Приказы по основной деятельности. -
Указания. -
Извещения.
-
Информационно-справочные документы:
-
Докладные, объяснительные, служебные записки. -
Справки по производственным вопросам. -
Акты. -
Протоколы полные и краткие.
-
Документы по личному составу:
-
Приказы по личному составу. -
Заявления. -
Характеристики. -
Автобиографии. -
Личные карточки. -
Справки. -
Резюме. -
Расписки. -
Доверенности. -
Контракты (договоры).
-
Деловая переписка.
Документооборот в ПАО «Нефтемаркет» является обязательной составляющей эффективного управления предприятием. Он исключительно важен для правильной организации финансового и управленческого учета, его нельзя рассматривать в отрыве от специфических бизнес-процессов конкретного предприятия. Детально график документооборота ПАО «Нефтемаркет» отражен в Приложении 1.
Упорядочивание документооборота начинается с составления полного реестра используемых на предприятии документов. Для каждого типа документа определяется схема движения по этапам развития от момента его возникновения (создания или получения) до списания и отправки в архив.
Каждый этап жизненного цикла документа досконально описывается (определяется сотрудник, ответственный за выполнение этапа, условия перехода к следующему этапу, устанавливаются связи с документом-основанием и дочерними документами). Такой подход позволяет оптимизировать документооборот, исключить дублирующие друг друга документы и операции, ускорить работу над документами.
Схема документооборота в ПАО «Нефтемаркет» представлена рисунке 2.3.
На предприятии различают три основных потока документации:
-
входящие документы, поступающие из других организаций; -
исходящие документы, отправляемые в другие организации; -
внутренние документы, создаваемые на предприятии и используемые работниками предприятия в управленческом процессе.
Прием и проверка первичного документа
Ввод информации в программу «1С: Бухгалтерия»
Вывод информации из программы ««1С: Бухгалтерия»
в электронном виде
Автоматизированная обработка информации в электронном виде
Вывод информации
На экран
В электронный файл
На печать
Рисунок 2.3 Схема документооборота в ПАО «Нефтемаркет»
Все документы, поступающие на предприятие, проходят: первичную обработку, предварительное рассмотрение, регистрацию, рассмотрение руководством, передачу на исполнение.
Бухгалтерия ПАО «Нефтемаркет» принимает к обработке только правильно оформленные документы, имеющие юридическую силу и присланные в полном комплекте. В противном случае документы возвращаются, где объясняется причина возврата.
Предварительное рассмотрение документов проводится работником бухгалтерии с целью распределения поступивших документов на:
-
направляемые на рассмотрение руководителю предприятия; -
направляемые непосредственно в структурные подразделения или конкретным исполнителям.
На рассмотрение руководства передаются документы, адресованные руководителю предприятия и документы, содержащие информацию по наиболее важным вопросам деятельности предприятия. Это позволяет освободить руководителя предприятия от рассмотрения мелких текущих вопросов, решение по которым могут принимать ответственные исполнители.
Обработка и передача документов исполнителям осуществляется в день их поступления в ПАО «Нефтемаркет». Если документ должен исполняться несколькими подразделениями или должностными лицами, его размножают в нужном количестве экземпляров.
Исходящие документы должны обрабатываться и отправляться в день регистрации. Внутренние документы предприятия передаются исполнителям под расписку в регистрационной форме. Внутренние документы при регистрации делятся на группы по видам документов, каждая из которых регистрируется отдельно, например: приказы по основной деятельности, приказы по личному составу, акты ревизий и т.д. Порядковые регистрационные номера (индексы) присваиваются документам в пределах каждой регистрируемой группы. Для внутренних документов обычно применяется простая порядковая нумерация, например: приказ № 11, протокол № 9, акт № 305.
В качестве регистрационных форм, в зависимости от объемов регистрируемых массивов документов, используются регистрационные журналы.
Работа с документами имеет настолько отработанный порядок (документооборот), чтобы не отвлекать работников от главных производственных целей предприятия. Не имеет значения каким образом ведется делопроизводство: традиционным способом или современным безбумажным обменом электронными документами - в любом случае документирование и работа с документами осуществляется по установленным правилам.
В итоге следует отметить, что, обобщив данные по внутреннему и внешнему поступлению документов, главный бухгалтер разработал график документооборота для контроля за общим потоком документов в организации. Система нахождения и использования нужных документов организована удобно. Для этого документы упорядочены по наименованиям контрагентов, участкам учета или периодам, составлены реестры по каждому контрагенту с детализацией по датам, операциям и расчетам.
При составлении первичных учетных документов в ПАО «Нефтемаркет» довольно часто совершаются ошибки. Самыми распространенными ошибками при работе с первичными учетными документами являются:
-
использование форм первичных учетных документов, не утвержденных в приказе по учетной политике; -
не заполнение обязательных реквизитов; -
наличие записей карандашом; -
отсутствие прочерков в пустых строках; -
наличие арифметических ошибок.
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации работы с документами в ПАО «Нефтемаркет»
В настоящее время бухгалтерия становится одним из важнейших подразделений, определяющих финансовую стратегию фирмы и влияющих на развитие ее хозяйственной деятельности. Продуктом труда работников бухгалтерии являются многочисленные виды документов это - финансовые, расчетно-денежные, первичные учетные, отчетно-статистические, организационно-распорядительные. Важным направлением улучшения работы любой бухгалтерии является совершенствование организации и ведение документооборота в этом подразделении.
Повышение эффективности работы с документами в ПАО «Нефтемаркет» непосредственно сказывается на эффективности выполнения организацией своих функций и повышении ее конкурентоспособности на рынке. В последнее десятилетие офисная автоматизация привела к революционным изменениям в области работы с документами.
Информационная система «1С Битрикс: Корпоративный портал» позволяет быстро и эффективно автоматизировать электронный документооборот для небольших и средних по численности работников предприятий. «1С Битрикс: Корпоративный портал» соответствует большинству рекомендаций ГОСТа, имеет центральный репозитарий документов, что позволяет поддерживать их в актуальном состоянии и обеспечивать коммуникацию между пользователями системы.
Система отчетов позволяет использовать шаблоны Microsoft Office и Openoffice. Программный продукт «1С Битрикс: Корпоративный портал» работает на платформе «1С: Предприятие 8» и может использоваться как отдельное приложение или интегрироваться в типовые конфигурации «1С: Предприятие 8».
Большая часть сотрудников ПАО «Нефтемаркет» в своей работе использует множество документов. В ходе наблюдения было выявлено, что в среднем в день сотрудники тратят на поиск документов, согласование и подписание около 20 минут рабочего времени. Использование систем электронного документооборота позволяют экономить это время и сократить его до 5 минут. Рассчитаем эффект от применения системы электронного документооборота.
Таблица 2.3 Расчет экономии от внедрения электронного документооборота в ПАО «Нефтемаркет»
В расчете на | 1 сотрудник | 100 сотрудников | ||||
Минут | Дней | Руб. | Дней | Руб. | ||
1 день | 15,00 | 0,03 | 20,85 | 3,12 | 2 085,00 | |
1 месяц | 315,00 | 0,66 | 437,85 | 65,60 | 43 785,00 | |
1 год | 3 780,00 | 7,88 | 5 254,20 | 787,50 | 525 420,00 |