Файл: Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается известными психологами и педагогами, такими, как А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. К маркова, К. К.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина)
Институт Социальных технологий
Курсовая работа
«Современные педагогические технологии формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных учреждений»
СОДЕРЖАНИЕ
Приемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, наглядно – зрительные приемы, тактильно-мышечные приемы, показ физических упражнений; использование наглядных пособий, объяснения, пояснения, беседы и указаний в доброжелательной и дружеской форме; задания типа разработать программу спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему, индивидуальные консультации, помощь учителя и родителей, взаимопомощь. Особое внимание в работе уделят педагоги проблеме создания и повышения мотивации к изучению физкультуры в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физкультуры (физики, информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные и не занимающиеся физкультурой люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен. 25
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается известными психологами и педагогами, такими, как: А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К Маркова, К. К. Платонов. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив. Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, физически развитыми. Вопросы физического воспитания школьников раскрываются в трудах К.Алаас, А.Н.Варламова, В.Х.Иванова, В.П.Кочнева, Н.Н.Курилова, М.И.Лыткина, М.С.Мартыновой, В.К.Павлова, Д.Н.Платонова, И.И.Портнягина, Г.В.Роббека, Н.К.Шамаева. Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у учащихся является важной и необходимой сферой деятельности учителя. Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Школьниками управляет, прежде всего, интерес к двигательной активности, они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть [10]. Активность учащихся на уроке во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке[12, 37]. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.[7, 512]
Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос 5000 родителей в различных регионах страны, проведенный А.М. Гендиным и М.И. Сергеевым, показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%. Физическая подготовка подрастающего поколения возлагается в настоящее время в основном на школу. Как считают В.К. Бальсевич и М.М. Лебедева, для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но часто и единственной формой их физического воспитания. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности [21]. Несмотря на многочисленность опубликованных работ по физическому воспитанию школьников остается практически не освещенным важный компонент - формирование у школьников мотивации к занятиям физической культурой. Теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: "Современные педагогические технологии формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся общеобразовательных учреждений"
Объект исследования - образовательный процесс, способствующий формированию мотивации к учению на занятиях физической культурой у школьников.
Предмет исследования - методы и приёмы формирования мотивации к занятиям физической культурой у школьников.
Цель: Выявить методы и приёмы формирования положительной мотивации к учению на занятиях физкультурой.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть понятие мотивации, её видов, методов и приёмов формирования.
Подобрать методики диагностики мотивации к занятию физической культурой.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, анализ, синтез, изучение педагогического опыта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие мотивации. Виды мотивации
Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» двигать. Есть несколько определений мотивации; сегодня этот термин понимается разными учёными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов.
Мотивация – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий.[13] Она является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.
Мотивация – это побуждение к действию.
Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности[22].
Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.[4]
В настоящее время это понятие учёными понимается по-разному. Кто-то придерживается мнения, что мотивацией является совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Другие определяют мотивацию как совокупность мотивов.
Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. Чтобы осознать мотив, требуется проделать серьёзную внутреннюю работу[2].
Мотив нередко путают с потребностью или целью, но потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель – это результат сознательного процесса постановки цели. К примеру, голод является потребностью, желание поесть – это мотив, а еда, к которой тянутся руки человека – это цель.
Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано её многообразие.
В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека.
Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).
Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
Существуют и дополнительные виды мотивации.
Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.).
Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.).
Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).
Различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей.
Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса)[11, 183].
Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.
Любой вид мотивации играет важную роль в изучении психологии человека и его поведения. Что влияет на мотивацию человека? Какие факторы? Для изучения этих вопросов применяются теории мотивации.
Теории мотивации изучают и анализируют потребности человека, их содержание и то, как они связаны с его мотивацией. В них предпринимается попытка понять, что побуждает человека к той или иной деятельности, какие потребности мотивируют его поведение[19,123]. Изучение этих потребностей повлекло за собой появление трёх главных направлений:
Содержательные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации
Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека
Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:
почему и из-за чего человек действует;
на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
почему и как человек выбирает определенную стратегию действий;
какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.
Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой[9].