Файл: Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается известными психологами и педагогами, такими, как А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. К маркова, К. К.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Комплексная диагностика изучения мотивационной сферы младших школьников включает в себя анкетирование и методики «Рамочка для фотографии», «Градусник», «Настроение», «Физкультура будущего», «Ранжирование», «Сочинение», «Проективная методика».

2.1Результаты анкетирования

Были проведены анкеты, результаты которых представлены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1

Цель занятий физической культурой

Наименование мотивов

%

1.Достичь физического совершенства

20,9

2.Развить свои физические качества

13,2

3.Стать здоровым

14,6

4.Найти друзей товарищей

15,7

5.Отдохнуть, развлечься

3,6

6.Развить в себе чувство прекрасного

2,3

7.Воспитать морально-волевые качества

13,8

8.Сформировать потребность в регулярных занятиях

15,9

Вывод: Анкетирование выявило низкий уровень мотивации по целям занятий физической культурой и необходимостью проведения практической работы по корректировки полученных результатов.

На данном этапе нами проведено анкетирование для выявления основных мотивов занятий физической культурой среди учащихся и представляет интерес вопрос о предпочтительности различных видов учебной деятельности для учащихся 4 класса. В обследовании приняли участие 25 учеников 4 класса МБОУ СОШ №5 Карасукского района Новосибирской области. В результате проведенного анкетирования определены основные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 2).

Таблица 2


Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%)

Мотивы

%

  1. Улучшение состояния здоровья

12,2

  1. Желание выполнять физическое упражнение

  2. Удовлетворение потребностей в движении

  3. Стремление показать свои способности

  4. Улучшение фигуры

  5. Улучшение физической подготовленности

  6. Желание получить хорошую оценку

  7. Чтобы не отставать от сверстников

  8. Улучшение самочувствия

  9. Желание хорошо выступить

  10. Общение со сверстниками

  11. Снизить вес

8,1

7,3

6,4

6,7

9,8

13,8

10,5

8,9

5,9

4,1

6,3


Из таблицы 2 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии мотивов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в 4 классе в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).

На данном этапе исследования проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (Таблица 3).

Таблица 3

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой

Наименование мотивов

%

  1. Нет интересов к занятиям физической культурой

21,0

  1. Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений

13,3

  1. Мало свободного времени

14,7

  1. Не вижу в этом пользы

7,1

  1. Нет физических данных, способностей

5,8

  1. Желание есть, но все как то не до физкультуры

17,8

  1. В виду большой загруженностью учебной программы

11,3

  1. Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься

9,0

Вывод: наибольшее количество детей выделяют следующие мотивы: "Отсутствие интереса к занятиям физической культурой 21%", "Лень" - 17,8%, "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" - 13,3%, По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой 14,7% учеников высказались, что у них мало свободного времени. В связи с чем исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают 15,7%, ДЮСШ 9 %, ДДТ- 14,3%, школьные кружки - 11,0% учащихся. 50 % - нигде не занимаются.

2.2 Диагностические методики по определению уровня мотивации

«Рамочка для фотографии».

Ученикам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.



«Градусник».

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это- градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38˚, 39˚,40˚,41˚(цифры записывает на листочке). Нормальная температура человека-36,6˚. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35˚. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:

русский язык –39˚

физическая культура –36,6˚ и т.д.

Это позволяет определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью.

«Настроение»

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги.

Например,

Физкультура- :)

Математика - :( и т.д.

Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это дает возможность классному руководителю использовать ее в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать свое взаимодействие с отдельными учениками.

«Физкультура будущего
»

Учащимся предлагается определить, что должно быть в физкультуре будущего из физкультуры сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствуют формированию положительной учебной мотивации.

«Ранжирование»

Учащимся предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в классе, и обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, физкультура – интересно и т.д. это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

«Сочинение»

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору). Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:

-  Что я знаю о физкультуре?

-  Мой самый любимый предмет.

-  Мое любимое занятие.

-  Мой самый грустный день на физкультуре.

-  Мой самый счастливый день на физкультуре.

-  Что я думаю о уроке физической культуры в школе.

-  Мои трудности на уроках физической культуры.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день на физкультуре», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное -  чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

«Проективная методика»

Проективная методика изучения школьной мотивации.


-  хороший учитель физической культуры– это …

-  плохой учитель физической культуры– это …

-  хороший ученик на уроке физической культуры – это …

-  плохой ученик на уроке физической культуры – это …

-  хороший урок физической культуры – это …

-  плохой урок физической культуры – это …

Проективная методика позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями[17] .

Вывод: Диагностика позволяет учителю физической культуры выявить уровень мотивации к занятиям физической культурой и планировать практическую деятельность по корректировке мотивов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав литературу по теме исследования, были раскрыты понятия «Мотивация, мотив, виды мотивации, методы и приемы мотивации».

 В результате анализа научно-методической литературы выявили, что уровень положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников в настоящее время снижается. Популяризация телевидения и интернета, повышение объема учебной нагрузки снижают двигательную активность школьников. Поэтому важно с началом обучения формировать у обучающегося необходимые для занятия физической культурой мотивы и положительную мотивацию ученика. В работе раскрыты 4 этапа формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, и мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников.

Методами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: метод проблемного обучения, соревнования, поощрения, примера, убеждения, требования, индивидуальные консультации, помощь учителя и родителей, взаимопомощь.

Приемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, наглядно – зрительные приемы, тактильно-мышечные приемы, показ физических упражнений; использование наглядных пособий, объяснения, пояснения, беседы и указаний в доброжелательной и дружеской форме; задания типа разработать программу спортивного вечера