Файл: Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается известными психологами и педагогами, такими, как А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. К маркова, К. К.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Комплексная диагностика изучения мотивационной сферы младших школьников включает в себя анкетирование и методики «Рамочка для фотографии», «Градусник», «Настроение», «Физкультура будущего», «Ранжирование», «Сочинение», «Проективная методика».
2.1Результаты анкетирования
Были проведены анкеты, результаты которых представлены в таблицах 1,2,3.
Таблица 1
Цель занятий физической культурой
Наименование мотивов | % |
1.Достичь физического совершенства | 20,9 |
2.Развить свои физические качества | 13,2 |
3.Стать здоровым | 14,6 |
4.Найти друзей товарищей | 15,7 |
5.Отдохнуть, развлечься | 3,6 |
6.Развить в себе чувство прекрасного | 2,3 |
7.Воспитать морально-волевые качества | 13,8 |
8.Сформировать потребность в регулярных занятиях | 15,9 |
Вывод: Анкетирование выявило низкий уровень мотивации по целям занятий физической культурой и необходимостью проведения практической работы по корректировки полученных результатов.
На данном этапе нами проведено анкетирование для выявления основных мотивов занятий физической культурой среди учащихся и представляет интерес вопрос о предпочтительности различных видов учебной деятельности для учащихся 4 класса. В обследовании приняли участие 25 учеников 4 класса МБОУ СОШ №5 Карасукского района Новосибирской области. В результате проведенного анкетирования определены основные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 2).
Таблица 2
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%)
Мотивы | % |
| 12,2 |
| 8,1 7,3 6,4 6,7 9,8 13,8 10,5 8,9 5,9 4,1 6,3 |
Из таблицы 2 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии мотивов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в 4 классе в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).
На данном этапе исследования проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (Таблица 3).
Таблица 3
Мотивы, мешающие занятиям физической культурой
Наименование мотивов | % |
| 21,0 |
| 13,3 |
| 14,7 |
| 7,1 |
| 5,8 |
| 17,8 |
| 11,3 |
| 9,0 |
Вывод: наибольшее количество детей выделяют следующие мотивы: "Отсутствие интереса к занятиям физической культурой 21%", "Лень" - 17,8%, "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" - 13,3%, По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой 14,7% учеников высказались, что у них мало свободного времени. В связи с чем исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают 15,7%, ДЮСШ 9 %, ДДТ- 14,3%, школьные кружки - 11,0% учащихся. 50 % - нигде не занимаются.
2.2 Диагностические методики по определению уровня мотивации
«Рамочка для фотографии».
Ученикам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.
«Градусник».
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это- градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38˚, 39˚,40˚,41˚(цифры записывает на листочке). Нормальная температура человека-36,6˚. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35˚. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык –39˚
физическая культура –36,6˚ и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью.
«Настроение»
Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть ее на листочке бумаги.
Например,
Физкультура- :)
Математика - :( и т.д.
Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это дает возможность классному руководителю использовать ее в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать свое взаимодействие с отдельными учениками.
«Физкультура будущего
»
Учащимся предлагается определить, что должно быть в физкультуре будущего из физкультуры сегодняшнего дня и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствуют формированию положительной учебной мотивации.
«Ранжирование»
Учащимся предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в классе, и обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Например, физкультура – интересно и т.д. это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
«Сочинение»
Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору). Такие темы можно предлагать в конце, либо в начале четверти. Темы могут быть такими:
- Что я знаю о физкультуре?
- Мой самый любимый предмет.
- Мое любимое занятие.
- Мой самый грустный день на физкультуре.
- Мой самый счастливый день на физкультуре.
- Что я думаю о уроке физической культуры в школе.
- Мои трудности на уроках физической культуры.
Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день на физкультуре», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, его переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации, констатация фактов и проблем и т.д. Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.
«Проективная методика»
Проективная методика изучения школьной мотивации.
- хороший учитель физической культуры– это …
- плохой учитель физической культуры– это …
- хороший ученик на уроке физической культуры – это …
- плохой ученик на уроке физической культуры – это …
- хороший урок физической культуры – это …
- плохой урок физической культуры – это …
Проективная методика позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями[17] .
Вывод: Диагностика позволяет учителю физической культуры выявить уровень мотивации к занятиям физической культурой и планировать практическую деятельность по корректировке мотивов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав литературу по теме исследования, были раскрыты понятия «Мотивация, мотив, виды мотивации, методы и приемы мотивации».
В результате анализа научно-методической литературы выявили, что уровень положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников в настоящее время снижается. Популяризация телевидения и интернета, повышение объема учебной нагрузки снижают двигательную активность школьников. Поэтому важно с началом обучения формировать у обучающегося необходимые для занятия физической культурой мотивы и положительную мотивацию ученика. В работе раскрыты 4 этапа формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, и мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников.
Методами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: метод проблемного обучения, соревнования, поощрения, примера, убеждения, требования, индивидуальные консультации, помощь учителя и родителей, взаимопомощь.
Приемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, наглядно – зрительные приемы, тактильно-мышечные приемы, показ физических упражнений; использование наглядных пособий, объяснения, пояснения, беседы и указаний в доброжелательной и дружеской форме; задания типа разработать программу спортивного вечера