Файл: Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается известными психологами и педагогами, такими, как А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. К маркова, К. К.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обновленном традиционном обучении речь идет об изменении характера учения, что предполагает изменение позиции ученика. А суть изменения заключается в том, что у учащегося будет не только мотив - потребность быть субъектом, но и появится потребность - мотив изменить себя, быть другим завтра, чем сегодня[15]. У него выращиваются внутренний мотив, и формирование мотивации учении должно строиться через три следующие способности:

хочу, т.е. это моя потребность - мотив;

хочу, т.е. это я умею делать;

надо, т.е. это мне нужно знать.

Формирование этих способностей - по сути есть содержание мотивации, следовательно, шаги ее формирования. Зная мотивы занятий физической культурой, необходимо знать и применять в практической деятельности методы и приемы формирования мотивации к занятиям физкультурой.



1.4 Методы и приемы формирования мотивации к занятиям физкультурой
Методом обучения принято называть способ взаимодействия педагога и воспитанников для достижения цели. Приемом называется часть метода. Методы обучения представляют собой систему приемов в разном сочетании в зависимости от специфики содержания учебного предмета, конкретных дидактических задач, реальных средств и условий обучения

Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей.

Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. К практическим методам относятся упражнения.

Наиболее часто используемым на уроках физической культуры в начальной школе методом является игра. Любой метод, исходя из определения, - это система приемов, которые дополняют и конкретизируют метод.

При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Рассмотрим приемы, относящиеся к наглядному методу.

К наглядно - зрительным приемам относят показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинопрограммы, кинофильмы, использование ИКТ, имитации (подражания), зрительных ориентиров.

К тактильно-мышечным приемам относят непосредственная помощь учителя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Помощь используется также для создания правильных мышечных ощущений.

Приемы, относящиеся к словесному методу. Объяснения, пояснения, указания, беседа, вопросы к детям, подача команд, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция.

Приемы, относящиеся к практическому методу. Повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме. (Комплексы различных практических приемов, взаимосвязанных с наглядностью и словом.)



В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В младшем школьном возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений., что связано с наглядно- образным мышлением младших школьников. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. В младшем школьном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные и звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

Методами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: метод проблемного обучения, соревнования, поощрения, убеждения, требования.

Приемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культуры являются: проведение упражнений в игровой и соревновательной форме, наглядно – зрительные приемы, тактильно-мышечные приемы, показ физических упражнений; использование наглядных пособий, объяснения, пояснения, беседы и указаний в доброжелательной и дружеской форме; задания типа разработать программу спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему, индивидуальные консультации, помощь учителя и родителей, взаимопомощь. Особое внимание в работе уделят педагоги проблеме создания и повышения мотивации к изучению физкультуры в школе. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физкультуры (физики, информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные и не занимающиеся физкультурой люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.

Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению физкультуры. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне физкультура? - я не собираюсь быть спортсменом и тренером”. Обычно это происходит при необходимости изучать теоретический материал.


Мотивом для изучения физкультуры, конечно, в первую очередь выступает интерес к спорту.

Однако, с каждым днем для большинства детей спорт теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу из-за конкуренции с интернетом, массой других искушений..

Но несмотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, необходимо взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой. Хотелось бы остановиться на тех методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной. Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией).

Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин, в том числе и физкультуры, ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания в жизни.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

Бесспорно, что для многих этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. В качестве парадоксальной ситуации также используются софизмы- это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица
, например, тренера команды футболистов. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно, как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример1: Игра “Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с физкультурой и компьютерами.Пример2. Конкурс“Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с видами спорта, спортивными играми

Шестой прием: кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться известны детям спортсмены.

Вывод: учителю физкультуры, работающему с школьниками, необходимо знать особенности мотивации данного возраста, методы и приемы формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой