Файл: Филиал в г. СлавянскенаКубани курсовая работа формирование физической активности на выносливость учащихся девятых классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление[13].

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «Невмоготу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость средне сильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62–0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской влияют при работе умеренной мощности[29].

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80 % и более превышают средние показатели обычных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

 Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.


Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации [23].
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся в подростковом возрасте
Изучение анатомо-

физиологических и психологических особенностей, занимающихся в любом виде спорта, необходимо, т.к. без учета их невозможно правильно спланировать процесс подготовки.

Характерной чертой возрастных изменений является неравномерное, периодическое их течение. На одних этапах изменения возникают постепенно, на других более быстро, в зависимости от возраста развиваются также способности к формированию новых условно-рефлекторных связей и к появлению различных по своей склонности и интенсивности форм двигательной деятельности. При этом возрастает и общая работоспособность подростка. Следовательно, для каждого периода возрастного развития характерны свойственные ему определенные функциональные возможности [9].

В 14–15 лет начинается период полового созревания - один из узловых этапов роста и развития человеческого организма. Особенностью этого периода является неравномерность развития органов. В этом возрасте начинает проявляться некоторое несоответствие между ростом сердца и ростом всего организма. Функции сердца совершенствуются. Его работоспособность повышается и достигает функциональных возможностей сердца взрослого человека. Это является предпосылкой для возникновения временных функциональных возрастных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы, которые могут неправильно трактоваться как болезненное изменение.

Ударный объем крови в среднем равен 36 мл., минутный – 3000 мл. Параллельно с увеличением ударного объема крови происходит увеличение частоты сердечных сокращений и увеличения артериального давления. Частота пульса в покое 80–82 удара в минуту, артериальное давление 110/70 мм. рт. ст. Вес крови по отношению к весу тела составляет 9 % ( у взрослых 7–8 %). Под влиянием систематической тренировки у юных спортсменов оказывается несколько реже частота пульса, ниже артериальное давление и больше ударный и минутный объем крови, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [15].



В возрасте 14–15 лет наблюдается интенсивный рост тела в длину, меньший в ширину, некоторое отставание веса от норм и медленное развитие грудной клетки. Активная двигательная деятельность усиливает темп и удлиняет период роста костей, изменяет их структуру. Увеличивается мышечная масса, которая достигает 1/3 веса тела, повышается мышечная сила и развивается способность к более длительной физической деятельности. Именно в этот возрастной период можно начинать эффективное использование упражнений с отягощениями.

Показатели физического развития у подростков и юношей спортсменов более высокие, чем у их ровесников, не занимающихся спортом. Объясняется это тем, что систематическая мышечная деятельность стимулирует процессы обмена веществ в организме. В восстановительном периоде после значительных энергетических затрат, связанных со спортивной нагрузкой, в тканях откладывается больше веществ, чем их было до начала роста, т.е. имеет место так называемая суперкомпенсация энергетических затрат. Повышенный энергетический обмен, обусловленный интенсивным процессом роста тканей и органов, увеличивает запросы к кровообращению. [19]

В процессе выполнения мышечной работы, в связи с большой реактивностью и более высокой возбудимостью нервной системы, обмен веществ у подростков увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При этом более выраженное усиление кровообращения достигается в основном за счет учащенного сердцебиения.

При мышечной нагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть значительным, так как они способны с высокой интенсивностью выполнять нагрузку в условиях кислородного долга. Размеры, морфологические и функциональные возможностей аппарата дыхания также увеличивается с возрастом (близки к возможностям взрослого организма). Благодаря увеличению окружности грудной клетки и размеров её дыхательных движений, жизненная ёмкость легких становится больше (в 14–15 лет – 2200–2500 см3). Частота дыхательных движений 20 в минуту. Количество крови, протекающей через легкие за ед. времени, относительно больше у подростков, чем у взрослых, что создает благоприятные условия для газообмена. У подростков, занимающихся спортом, все показатели функционального состояния аппарата дыхания выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [22].

Под влиянием разнообразных физических упражнений повышается пластичность коры больших полушарий головного мозга, наилучшим образом совершенствуется высшая нервная деятельность. Физические упражнения оставляют определенный след в центральной нервной системе в виде разного рода временных нервных связей, которые могут быть использованы для образования различных сочетаний в зависимости от той или иной направленности учебного процесса.


В этом возрасте усиливается регулирующая роль коры головного мозга, заметно повышается точность движения, а это является необходимой основой для совершенствования техники выбранного вида спорта, причем формирование двигательных стереотипов происходит быстрее, чем у взрослых, лучше осваивается и закрепляется координация движений, они хорошо владеют своим телом.

Происходит созревание коркового центра двигательного анализатора, и очень многие стороны двигательной деятельности оказываются развитыми так же, как у взрослых. Так, например, достигает такого же уровня развития предел частоты и точности движений, их быстрота во время двигательной реакции, чувство темпа, способность к анализу мышечных ощущений [7].

К началу полового созревания функция зрительного и вестибулярного аппарата так же развита, как и у взрослых. Занятия велосипедным спортом способствует успешному совершенствованию этих анализаторов.

В этот период имеет огромное значение деятельность желез внутренней секреции (половых, щитовидной, гипофиза, надпочечников). Эндокринная перестройка организма оказывает заметное воздействие на нервно-психическую деятельность подростков. Значительно меняется характер. Более четко проявляются типологические особенности нервной деятельности. Это проявляется в повышенной возбудимости, в неустойчивости настроения, в легкой утомляемости, в чрезмерной двигательной активности, раздражительности. Особенности функционирования нервной системы в подростковом возрасте обуславливаются, как минимум, двумя факторами. Во-первых, глубокие изменения на всех уровнях и практически во всех системах организма осуществляются при участии нервной системы. Во-вторых, огромное влияние на нервную деятельность оказывает повышенное функционирование желез внутренней секреции [6].

У старших школьников усиливаются процессы торможения, хотя возбуждение продолжает оставаться преобладающим. Внимание улучшается, но оно все еще неустойчиво. В мышлении появляются характерные черты мышления взрослого человека. Они часто переключаются с одного вида спорта на другой и не могут определить, который из них больше всего им нравятся. Они дольше задерживаются там, где занятия их увлекают.

Юноши не всегда умеют владеть собой. У них еще чувство преобладает над разумом. Они часто переоценивают свои силы и возможности. У большинства из них наряду с самонадеянностью, уверенностью, решительностью наблюдаются неуравновешенность. Особенно сильно проявляется у школьников стремление к соревнованиям, к достижению спортивного результата. Они на каждой тренировке пытаются поднимать максимальные веса в различных упражнениях для определения роста своей силы. В связи с этим возможны случаи травматизма. Поэтому важно осуществлять строгий педагогический и врачебный контроль за ходом занятий [18].


Неуравновешенность характера, неустойчивость взглядов и стремлений приводят к изменению первоначальных замыслов. В результате пропадает интерес к спорту, которым они еще недавно страстно увлекались. Четкая организация занятий и их высокая динамичность, разнообразие средств физического развития – это лучшие помощники в борьбе с неуравновешенностью юношей.

Следует помнить, что новые формы двигательной деятельности образуются на основе уже имеющихся навыков. Чем больше у спортсмена запас двигательных навыков и чем они разнообразнее, тем быстрее он овладевает другими формами движения и техникой соревновательных упражнении [4].

Суть отличий юношеского организма от организма взрослого человека состоит не столько в размерах органов, сколько в их функциональных возможностях. Одно из важнейших качеств - выносливость - формируется в течение длительного периода онтогенеза. Школьники становятся более выносливыми, по сравнению со сверстниками, к нагрузкам. В среднем мышечная выносливость учащихся 14 лет составляет около 50–70 %, а в 16 лет около 80 % выносливости взрослого человека.

Подростки довольно хорошо справляются со скоростными физическими нагрузками, но к упражнениям на силу и выносливость они еще недостаточно приспособлены. Сравнительно быстрое наступление утомления у подростков от продолжительных физических упражнений и упражнений связанных с силовыми напряжениями, объясняется качественной особенностью их мышечной системы, несовершенством психики и функций сердечно-сосудистой деятельности. Вместе с тем ускоренно протекающие восстановительные процессы ликвидируют утомление в более короткий срок. Все это позволяет использовать на занятиях разнообразные физические упражнения с преобладанием в них действий скоростного характера.

Целый ряд изменений в физическом развитии и функциональном состоянии двигательной системы, которые происходят в организме человека, особенно в период полового созревания, благоприятствуют развитию мышечной силы и силовой выносливости[15].
1.3 Основные средства и методы формирования выносливости у подростков.
Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела