Файл: Программа внеурочной деятельности Я волонтер по социальной направленности для учащихся 14 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центральная основная общеобразовательная школа


ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Я - волонтер»

по социальной направленности

для учащихся 1-4 классов

срок реализации: 4 года
Учитель:

Склизкова Е.В.

учитель начальных классов

п. Центральный, 2022год
Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Я - волонтер» является частью социальной направленности, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования.

Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  4. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  6. СП 2.4.3648-20;

  7. СанПиН 1.2.3685-21;

  8. Учебного плана по внеурочной деятельности МКОУ Центральной ООШ на 2022-2023 учебный год.

Программа рассчитана на пять лет (170 часов), на 34 часа в год (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Цель программы: развивать волонтерское движение в школе;

задачи программы:

  • знакомство с деятельностью волонтерского движения в школе;

  • распространение идей и принципов социального служения обществу, среди учащихся младших классов;

  • привлечение младших школьников к решению социально-значимых проблем, получение необходимого опыта и навыка для реализации собственных идей и проектов;

  • информирование младших школьников о потенциальных возможностях своего развития;

  • замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое и патриотическое воспитание.


Общая характеристика курса

Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий с обучающимися.

Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: презентации, круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. Реализация программы предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание планов действия и т.д. При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке буклетов, листовок, сообщений, презентаций и т.п.

Занятия по программе требуют творческого подхода, который вырабатывается у педагога постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. В начальной школе невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Нельзя говорить о вреде тех или иных вещей, а самому употреблять их и т.д. В конечном итоге занятия должны приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желание прийти на занятие снова.

Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, переживает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.

Для того, чтобы привлекать юных волонтеров к деятельности необходимо:

- доверие (тебе доверяют − значит, уважают и ценят);

- понимание учащимися значимости и сути работы;

- новая деятельность (младшим школьникам свойственно пробовать себя в различных видах деятельности);

- перспектива (например, возможность с 14 лет стать настоящим волонтером, иметь «Личную карточку волонтера»);

- поощрения.

Способы поощрения волонтеров:

- благодарственное письмо или грамота ученику или родителям;

- личная благодарность от известного человека;- знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;- материальное вознаграждение (подарок);



- поручение ответственных работ;
Основные направления волонтерской деятельности младших школьников:

  • социальное патронирование пожилых людей;

  • экологическая защита;

  • интеллектуальное развитие (организация и проведение

  • интеллектуальных конкурсов);

  • спортивная и туристическая подготовка;

  • творческое развитие (организация творческих мероприятий,

  • конкурсов, праздников);

  • досуговая деятельность (организация свободного времени детей);

  • социальное краеведение;

  • трудовая помощь;

  • восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в

  • годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

  • экскурсионная деятельность;

  • информационное обеспечение.


Заповеди малого волонтерского отряда:

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  • Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

  • Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.


Межпредметные связи

Содержание программы неразрывно связано с окружающим миром, литературным чтением, художественным трудом, изобразительным искусством и физической культурой младших школьников.

Планируемые результаты освоения программы « Я- волонтёр».

В процессе реализации программы формируются следующие УУД учащихся младших классов:

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1-2 класс

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «зло», «терпение», «семья», «Родина», «настоящий друг», «юный волонтер».

Уважение к своей семье, любовь к родителям

Участвовать в социально-значимых акциях и проектах под руководством учителя.

Определять цель и планировать свою деятельность под руководством учителя.

Оценивание своей работы.

Знать: историю волонтерского движения в школе;

права и обязанности волонтеров.



Слушать и понимать речь других.

Работать в паре.

Сотрудничать в совместном решении проблемы.

3-4

класс

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «коллектив», принимать общечеловеческие ценности.



Самостоятельно участвовать в социально-значимых акциях и проектах.

Самостоятельно определять цель и планировать свою деятельность.

Самостоятельно определять критерии своей деятельности.

Знать:

основные направления деятельности волонтерских отрядов,

основные формы работы волонтеров,

план написания проектов и их защита.

Вести дневник «Юного волонтера».

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила личного этикета.

Понимать точку зрения другого.




Волонтерская деятельность позволяет приобрести полезные навыки важные для жизни.

К ним можно отнести приобретение:

  • навыков работы с компьютером, с различными видами техники, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом — одна из насущных потребностей современного человека.

  • развитие коммуникативных способностей;

  • опыт ответственного взаимодействия;

  • лидерские навыки;

  • исполнительская дисциплина;

  • защита и отстаивание прав и интересов;

  • инициативность;

  • возможность общения, начало дружеского взаимодействия с единомышленниками, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения;

  • организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в волонтерской деятельности является возможность организации собственного свободного времени.


Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию.

Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

Увеличение количества учащихся, вовлеченных в волонтерские отряды.

Привлечение детей к общественно значимой деятельности.

Умение общаться, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Календарно-тематический план
1 класс




ТЕМА

Кол-во часов

дата




История волонтерского движения в школе.

6 часов




1.

Наша школа и волонтерское движение.

1 ч




2.

Кто такие волонтеры?

1 ч




3.

Правила волонтеров школы.

1 ч




4.

Гимн волонтеров школы.

1 ч




5 – 6.

Праздники волонтеров.

2 ч







Я, мои друзья, семья.

11 часов

7.

Досуг. Увлечения. Интересы.

1 ч




8.

Что такое дружба.

1 ч




9.

Коллектив.






10.

Ты и твои товарищи. Настоящий друг.

1 ч




11.

Помни о других.

1 ч




12.

Что такое «добро» и «зло». Добрые и не добрые дела.

1 ч




13.

Правила парной и групповой деятельности.

1 ч




14 – 17.

Семья – древо жизни.

4 ч







Я и мое здоровье.

10 часов




18 – 19.

Друзья Мойдодыра

2 ч




20 – 21.

Как следует питаться.

2 ч




22.

Режим дня. Закалка. Спорт.

1 ч




23.

Как стать трудолюбивым.

1 ч




24.

Мои эмоции. Учусь сдерживать эмоции.

1 ч




25.

Учимся думать и действовать.

1 ч




26.

О хороших и дурных привычках.

1 ч




27.

Я принимаю волевое решение.

1 ч







Участие в социальных акциях и проектах школы, класса

6 часов

28 – 29.

Акция «Твори добро».

2 ч




30 – 31.

Акция «Живи дружно».






32.

Акция «Мы вместе».






33.

«Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год.








2 класс




ТЕМА

Кол-во часов

Дата




История волонтерского движения в школе.

6 часов




1.

Организационное заседание отряда

«Что такое волонтер?»

1 ч




2.

Акция «Доброе сердце» (помощь нуждающимся)

1 ч




3.

Благоустройство своего класса «Домовенок Кузя».

1 ч




4.

Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка»

1 ч




5 – 6.

Акция бережливых «Чтобы дольше жили книжки»

2 ч







Я, мои друзья, семья.

10 часов

7.

Этическая беседа: «Будь непримирим к грубости и чѐрствости»

1 ч




8.

Практикум «Как поступить в данной ситуации»

1 ч




9.

Тренинг «Играя, учимся дружить»

1 ч




10.

Акция «Чистое утро»

1 ч




11.

Развивающая ролевая игра «Планета друзей»

1 ч




12.

Деловая игра «Права детей»

1 ч




13.

Акция «Рождественские подарки – в каждый дом»






14 – 15.

Проект «Игрушки своими руками!»






16.

Этическая беседа: «Твоя готовность выступить против лжи».









Я и мое здоровье.

10 часов

17 - 18.

Игра по станциям «Я выбираю здоровье».

2 ч




19 - 20.

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

2 ч




21.

Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «Нет!»

1 ч




22.

Игра по станциям «Друг в беде не бросит».

1 ч




23.

Конкурс рисунков в защиту окружающей среды «Сохраним нашу планету!»

1 ч




24.

Акция «Хлебные крошки» (о бережном отношении к хлебу)

1 ч




25.

О дурных привычках.

1 ч




26.

Беседа-практикум «Будь аккуратным и чистым»

1 ч







Участие в социальных акциях и проектах школы, класса

8 часов

27 - 28.

Изготовление поздравительных открыток к празднику «Дню защитника Отечества».

2 ч




29 - 30.

Изготовление поздравительных открыток к празднику «8 марта».

2 ч




31.

Акция «Идеальный учебник» (проверка школьных учебников в начальной школе)






32.

Акция «Я - добрый волшебник» (учимся делать добрые дела)






33.

Операция «Муравьишкины дела»






34.

«Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год.