Файл: Программа внеурочной деятельности Я волонтер по социальной направленности для учащихся 14 классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центральная основная общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я - волонтер»
по социальной направленности
для учащихся 1-4 классов
срок реализации: 4 года
Учитель:
Склизкова Е.В.
учитель начальных классов
п. Центральный, 2022год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я - волонтер» является частью социальной направленности, создает условия для творческой самореализации личности ребенка, реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; -
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; -
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; -
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; -
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; -
СП 2.4.3648-20; -
СанПиН 1.2.3685-21; -
Учебного плана по внеурочной деятельности МКОУ Центральной ООШ на 2022-2023 учебный год.
Программа рассчитана на пять лет (170 часов), на 34 часа в год (1 час в неделю), и предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.
Цель программы: развивать волонтерское движение в школе;
задачи программы:
-
знакомство с деятельностью волонтерского движения в школе; -
распространение идей и принципов социального служения обществу, среди учащихся младших классов; -
привлечение младших школьников к решению социально-значимых проблем, получение необходимого опыта и навыка для реализации собственных идей и проектов; -
информирование младших школьников о потенциальных возможностях своего развития; -
замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое и патриотическое воспитание.
Общая характеристика курса
Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий с обучающимися.
Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: презентации, круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. Реализация программы предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание планов действия и т.д. При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке буклетов, листовок, сообщений, презентаций и т.п.
Занятия по программе требуют творческого подхода, который вырабатывается у педагога постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. В начальной школе невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Нельзя говорить о вреде тех или иных вещей, а самому употреблять их и т.д. В конечном итоге занятия должны приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желание прийти на занятие снова.
Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, переживает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.
Для того, чтобы привлекать юных волонтеров к деятельности необходимо:
- доверие (тебе доверяют − значит, уважают и ценят);
- понимание учащимися значимости и сути работы;
- новая деятельность (младшим школьникам свойственно пробовать себя в различных видах деятельности);
- перспектива (например, возможность с 14 лет стать настоящим волонтером, иметь «Личную карточку волонтера»);
- поощрения.
Способы поощрения волонтеров:
- благодарственное письмо или грамота ученику или родителям;
- личная благодарность от известного человека;- знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;- материальное вознаграждение (подарок);
- поручение ответственных работ;
Основные направления волонтерской деятельности младших школьников:
-
социальное патронирование пожилых людей; -
экологическая защита; -
интеллектуальное развитие (организация и проведение -
интеллектуальных конкурсов); -
спортивная и туристическая подготовка; -
творческое развитие (организация творческих мероприятий, -
конкурсов, праздников); -
досуговая деятельность (организация свободного времени детей); -
социальное краеведение; -
трудовая помощь; -
восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в -
годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; -
экскурсионная деятельность; -
информационное обеспечение.
Заповеди малого волонтерского отряда:
-
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его. -
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности. -
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье. -
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Межпредметные связи
Содержание программы неразрывно связано с окружающим миром, литературным чтением, художественным трудом, изобразительным искусством и физической культурой младших школьников.
Планируемые результаты освоения программы « Я- волонтёр».
В процессе реализации программы формируются следующие УУД учащихся младших классов:
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1-2 класс | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «зло», «терпение», «семья», «Родина», «настоящий друг», «юный волонтер». Уважение к своей семье, любовь к родителям | Участвовать в социально-значимых акциях и проектах под руководством учителя. Определять цель и планировать свою деятельность под руководством учителя. Оценивание своей работы. | Знать: историю волонтерского движения в школе; права и обязанности волонтеров. | Слушать и понимать речь других. Работать в паре. Сотрудничать в совместном решении проблемы. |
3-4 класс | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «коллектив», принимать общечеловеческие ценности. | Самостоятельно участвовать в социально-значимых акциях и проектах. Самостоятельно определять цель и планировать свою деятельность. Самостоятельно определять критерии своей деятельности. | Знать: основные направления деятельности волонтерских отрядов, основные формы работы волонтеров, план написания проектов и их защита. Вести дневник «Юного волонтера». | Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила личного этикета. Понимать точку зрения другого. |
Волонтерская деятельность позволяет приобрести полезные навыки важные для жизни.
К ним можно отнести приобретение:
-
навыков работы с компьютером, с различными видами техники, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом — одна из насущных потребностей современного человека. -
развитие коммуникативных способностей; -
опыт ответственного взаимодействия; -
лидерские навыки; -
исполнительская дисциплина; -
защита и отстаивание прав и интересов; -
инициативность; -
возможность общения, начало дружеского взаимодействия с единомышленниками, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения; -
организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в волонтерской деятельности является возможность организации собственного свободного времени.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию.
Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
Увеличение количества учащихся, вовлеченных в волонтерские отряды.
Привлечение детей к общественно значимой деятельности.
Умение общаться, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Календарно-тематический план
1 класс
№ | ТЕМА | Кол-во часов | дата | ||
| История волонтерского движения в школе. | 6 часов | | ||
1. | Наша школа и волонтерское движение. | 1 ч | | ||
2. | Кто такие волонтеры? | 1 ч | | ||
3. | Правила волонтеров школы. | 1 ч | | ||
4. | Гимн волонтеров школы. | 1 ч | | ||
5 – 6. | Праздники волонтеров. | 2 ч | | ||
| Я, мои друзья, семья. | 11 часов | |||
7. | Досуг. Увлечения. Интересы. | 1 ч | | ||
8. | Что такое дружба. | 1 ч | | ||
9. | Коллектив. | 1ч | | ||
10. | Ты и твои товарищи. Настоящий друг. | 1 ч | | ||
11. | Помни о других. | 1 ч | | ||
12. | Что такое «добро» и «зло». Добрые и не добрые дела. | 1 ч | | ||
13. | Правила парной и групповой деятельности. | 1 ч | | ||
14 – 17. | Семья – древо жизни. | 4 ч | | ||
| Я и мое здоровье. | 10 часов | | ||
18 – 19. | Друзья Мойдодыра | 2 ч | | ||
20 – 21. | Как следует питаться. | 2 ч | | ||
22. | Режим дня. Закалка. Спорт. | 1 ч | | ||
23. | Как стать трудолюбивым. | 1 ч | | ||
24. | Мои эмоции. Учусь сдерживать эмоции. | 1 ч | | ||
25. | Учимся думать и действовать. | 1 ч | | ||
26. | О хороших и дурных привычках. | 1 ч | | ||
27. | Я принимаю волевое решение. | 1 ч | | ||
| Участие в социальных акциях и проектах школы, класса | 6 часов | |||
28 – 29. | Акция «Твори добро». | 2 ч | | ||
30 – 31. | Акция «Живи дружно». | 2ч | | ||
32. | Акция «Мы вместе». | 1ч | | ||
33. | «Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. | 1ч | |
2 класс
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Дата | |||
| История волонтерского движения в школе. | 6 часов | | |||
1. | Организационное заседание отряда «Что такое волонтер?» | 1 ч | | |||
2. | Акция «Доброе сердце» (помощь нуждающимся) | 1 ч | | |||
3. | Благоустройство своего класса «Домовенок Кузя». | 1 ч | | |||
4. | Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка» | 1 ч | | |||
5 – 6. | Акция бережливых «Чтобы дольше жили книжки» | 2 ч | | |||
| Я, мои друзья, семья. | 10 часов | ||||
7. | Этическая беседа: «Будь непримирим к грубости и чѐрствости» | 1 ч | | |||
8. | Практикум «Как поступить в данной ситуации» | 1 ч | | |||
9. | Тренинг «Играя, учимся дружить» | 1 ч | | |||
10. | Акция «Чистое утро» | 1 ч | | |||
11. | Развивающая ролевая игра «Планета друзей» | 1 ч | | |||
12. | Деловая игра «Права детей» | 1 ч | | |||
13. | Акция «Рождественские подарки – в каждый дом» | 1ч | | |||
14 – 15. | Проект «Игрушки своими руками!» | 2ч | | |||
16. | Этическая беседа: «Твоя готовность выступить против лжи». | 1ч | | |||
| Я и мое здоровье. | 10 часов | ||||
17 - 18. | Игра по станциям «Я выбираю здоровье». | 2 ч | | |||
19 - 20. | Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья» | 2 ч | | |||
21. | Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «Нет!» | 1 ч | | |||
22. | Игра по станциям «Друг в беде не бросит». | 1 ч | | |||
23. | Конкурс рисунков в защиту окружающей среды «Сохраним нашу планету!» | 1 ч | | |||
24. | Акция «Хлебные крошки» (о бережном отношении к хлебу) | 1 ч | | |||
25. | О дурных привычках. | 1 ч | | |||
26. | Беседа-практикум «Будь аккуратным и чистым» | 1 ч | | |||
| Участие в социальных акциях и проектах школы, класса | 8 часов | ||||
27 - 28. | Изготовление поздравительных открыток к празднику «Дню защитника Отечества». | 2 ч | | |||
29 - 30. | Изготовление поздравительных открыток к празднику «8 марта». | 2 ч | | |||
31. | Акция «Идеальный учебник» (проверка школьных учебников в начальной школе) | 1ч | | |||
32. | Акция «Я - добрый волшебник» (учимся делать добрые дела) | 1ч | | |||
33. | Операция «Муравьишкины дела» | 1ч | | |||
34. | «Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. | 1ч | |