Файл: Тема 1 Задания Актуальные проблемы высшего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 13
Задания:
Задание 1. Определите как соотносятся понятия закон, закономерность, принцип и правило воспитания. Выявленную взаимосвязь изобразите графически.
Задание 2. Дайте характеристику принципов воспитания.
Задание3. Назовите требования, предъявляемые к использованию принципов воспитания в вузе.
Задания:
1.
Закон
Принцип воспитания
Закономерность
Правило воспитания
2. Принципы воспитания
1. Общественная направленность воспитания.
Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.
2. Связь воспитания с жизнью, трудом.
Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.
Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека
, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.
3. Опора на положительное в воспитаннике.
Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.
Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания.
4. Гуманизация воспитания.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания.
Он требует: гуманного отношения к личности воспитанника; уважение прав и свобод; предъявление посильных и разумно сформулированных требований; уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования; уважение права человека быть самим собой; доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний; признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.
5. Личностный подход.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы,
сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;
постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;
максимально опирался на собственную активность личности;
сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
6. Единство воспитательных воздействий.
Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
3. Требования, предъявляемые к принципам воспитания
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Общественная направленность воспитания
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному вменению в жизни усвоенных правил»
Опора на положительное
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.
Гуманизация воспитания
Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял] воспитанникам согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
Тема 14
Задания:
Задание 1: Проанализируйте ГОСО своей специальности: - Какова квалификационная характеристика бакалавра по специальности. - Цикл общеобразовательных дисциплин (какие, с какой целью изучаются). - Базовые дисциплины (обязательный компонент и компонент по выбору) - Цикл профилирующих дисциплин (обязательный компонент и компонент по выбору)
Задание 2: Определите на основе чего определяется содержание учебной дисциплины
Задание 3: Перечислите факторы, совершенствования системы высшего образования в республике Казахстан.
Задания:
1. Выпускник бакалавриата специальности учителя географии и истории способен работать в школе и колледжах, а так же быть репетитором. За время обучения в бакалавриате были изучены многие дисциплины, в том числе: История К., всемирная и., география К., психология, педагогика, менеджмент в образовании, теория и методика преподавания. Все дисциплины работают в совокупности, т.е. развивают теоритические и практические навыки. Но дисциплины профильного направления (история и география) являются доминирующими в обучении.
2. Содержание учебной дисциплины определяет требованием времени и технологий. Т.е., что наиболее необходимо в сфере образования, тому и необходимо обучать.
3. Факторы совершенствования образования:
- Требования времени;
- Нужды государства;
- Экономические возможности страны;
- Политика действующей власти;
Задания:
Задание 1. Определите как соотносятся понятия закон, закономерность, принцип и правило воспитания. Выявленную взаимосвязь изобразите графически.
Задание 2. Дайте характеристику принципов воспитания.
Задание3. Назовите требования, предъявляемые к использованию принципов воспитания в вузе.
Задания:
1.
Закон
Принцип воспитания
Закономерность
Правило воспитания
2. Принципы воспитания
1. Общественная направленность воспитания.
Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.
2. Связь воспитания с жизнью, трудом.
Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.
Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:
понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека
, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;
уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;
сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;
бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;
нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.
3. Опора на положительное в воспитаннике.
Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.
Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания.
4. Гуманизация воспитания.
К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания.
Он требует: гуманного отношения к личности воспитанника; уважение прав и свобод; предъявление посильных и разумно сформулированных требований; уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования; уважение права человека быть самим собой; доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний; признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.
5. Личностный подход.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы,
сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;
постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;
максимально опирался на собственную активность личности;
сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
6. Единство воспитательных воздействий.
Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
3. Требования, предъявляемые к принципам воспитания
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны — среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Общественная направленность воспитания
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному вменению в жизни усвоенных правил»
Опора на положительное
Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.
Гуманизация воспитания
Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял] воспитанникам согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
Тема 14
Задания:
Задание 1: Проанализируйте ГОСО своей специальности: - Какова квалификационная характеристика бакалавра по специальности. - Цикл общеобразовательных дисциплин (какие, с какой целью изучаются). - Базовые дисциплины (обязательный компонент и компонент по выбору) - Цикл профилирующих дисциплин (обязательный компонент и компонент по выбору)
Задание 2: Определите на основе чего определяется содержание учебной дисциплины
Задание 3: Перечислите факторы, совершенствования системы высшего образования в республике Казахстан.
Задания:
1. Выпускник бакалавриата специальности учителя географии и истории способен работать в школе и колледжах, а так же быть репетитором. За время обучения в бакалавриате были изучены многие дисциплины, в том числе: История К., всемирная и., география К., психология, педагогика, менеджмент в образовании, теория и методика преподавания. Все дисциплины работают в совокупности, т.е. развивают теоритические и практические навыки. Но дисциплины профильного направления (история и география) являются доминирующими в обучении.
2. Содержание учебной дисциплины определяет требованием времени и технологий. Т.е., что наиболее необходимо в сфере образования, тому и необходимо обучать.
3. Факторы совершенствования образования:
- Требования времени;
- Нужды государства;
- Экономические возможности страны;
- Политика действующей власти;