Файл: Юридический факультет имени А. А. Хмырова Кафедра теории и истории государства и права курсовая работа правовая культура понятие, структура, выводы.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовое просвещение начинается с раннего возраста. Школа и другие типы учебных заведений должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества.
Детские годы — это такой период в развитии человека, когда в его сознании и психике закладывается основа общественного разумного существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии. В начальной школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические категории долга, обязанности, понимания своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его в благородных понятиях чести и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек в детском возрасте весьма восприимчив к воздействию отрицательных факторов, легко раним грубостью и жестокостью, высокая впечатлительность и отсутствие жизненного опыта развивают у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений. Разумеется, здесь не приходится говорить о каком-либо специальном правовом воспитании.
Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и любовь к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Это могут быть:
— игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты;
— игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.
С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний — все это действительные формы повышения правовой культуры детей.
Подростки — очень сложные существа с психологией полуребенка — полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, «взрослости» и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Именно в этом возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складываются позитивное либо негативное отношение к государственным и правовым институтам. Поэтому очень важной является работа со школьной молодежью с целью повышения уровня их правового и политического сознания и правовой культуры.
Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения.
Правовое воспитание старшей части молодежи — юношества — должно логически и практически завершать становление ее правового сознания и подготовить к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности процесса развития юношества, когда одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и представления в сознании.
Массовое познание молодежью правовых норм и законов самых основных законодательных документов России, таких как Конституция, Гражданский и Трудовой кодексы, принятые палатами Федерального Собрания Российской Федерации позволит молодым взаимодействовать с другими людьми и с государством, согласно принципам и нормам, называемым правами, свободами и обязанностями российских граждан.
Не менее важно и то, что правовое воспитание даст возможность молодежи активно участвовать в законотворческих процессах со своими законодательными инициативами. В условиях глобальных социальных перемен именно молодежь ориентирована на строительство законодательства с учетом инновационных явлений в технологических и социальных сферах. Кроме того, правовая грамотность сориентирует молодежь в существующих информационных потоках и подскажет ей правильное направление её гражданского выбора.
В системе правового воспитания молодежи возможно использование следующих основных направлений:
обучающее направление правового воспитания молодежи включает в себя совокупность мер, направленных на обучение молодежи российского законодательства в рамках общеобразовательного процесса.
консультативное направление правового воспитания молодежи в регионе предполагает активную деятельность общественных юридических служб во всех городах, где студенты и начинающие юристы и правоведы в рамках стажировки и практики окажут консультативные юридические услуги любому молодому человеку, способствуя росту его правовой грамотности и разбирая отдельные случаи в праве.
факультативное направление выражается в проявлении активности молодежи в различных гражданских региональных молодежных движениях, в рамках деятельности которых будет повышаться правовая грамотность молодых людей. Примерами таких движений могут стать региональные мероприятия молодежного движения от «Единой России» «Молодая гвардия». Кроме того, следует проводить специализированные конференции и семинары по поддержанию уровня правовой грамотности среди молодежи.
Значительным вкладом в развитие программы правового воспитания молодежи может стать его инициативное направление, предполагающее создание Молодежных центров законодательных инициатив. Основной целью деятельности будет определение значимых законодательных инициатив региональной молодежи, способствующих оперативному обеспечению устойчивого развития региона. [27]
В заключении хотелось бы отметить, что низкая правовая грамотность среди молодого населения России приводит к росту социальной напряженности, которая выражается в острых политических и социальных конфликтах. Таким образом, правовое воспитание и образование молодежи — путь к обновлению России.
2.2. Методы и формы правового воспитания
Общественное правосознание является начальным структурным звеном правовоспитательного механизма, а правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить и пронизать идеями, содержащимися в общественном правосознании, представляет собой конечное, последнее звено рассматриваемого механизма. Между этими крайними элементами правовоспитательного механизма расположено еще несколько компонентов, без которых трудно представить себе функционирование сложного процесса правового воспитания людей.
В реальной правовой действительности идеи, содержащиеся в общественном правосознании, находят свое непосредственное «материальное» воплощение в нормах права, с которыми сталкивается воспитуемый в процессе правового воспитания. Важнейшей составной частью правовоспитательного механизма является вырабатываемая правовой наукой и правопедагогической практикой система форм и средств, используемых в качестве социально обусловленных инструментов процесса правового воспитания.
Правовое воспитание включает в себя следующие составные части:
-
субъекты воспитания (органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность);
-
объекты воспитания (воспитываемые отдельные граждане или группы населения);
-
совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов. [28]
Основные элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса:
1. Правовая пропаганда — распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.
2. Правовое обучение — данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.
3. Юридическая практика — как бы не старалось вести активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись, но если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права — это необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.
4. Самовоспитание — это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
Любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление право-воспитательного воздействия, его определенная внешняя организация, а правовоспитательное средство представляет собой канал, источник правовой информации с помощью которого осуществляется правовое воспитание. [29]
Если правовоспитательная форма показывает, как организационно оформлено правовое идеологическое воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное средство — при помощи чего оно осуществляется.
В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся группы правовоспитательных форм:
— профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля);
— правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации и т.п.);
— правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и правоохранительными органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.).
В современных условиях применяются и другие разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. [30]
К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
В последнее время наблюдается положительная тенденция влиять на молодежную аудиторию через кинематограф. В частности, в последних сериях «Кадетства» (СТС) не раз поднималась «выборная» тематика. Так, чтобы зрители не забыли дату, по сюжету сериала отец одного из кадетов участвует в выборах. Так, между главными героями разгорается недвусмысленная дискуссия на тему: «Что решает твой голос, и зачем вообще идти на выборы». При этом с помощью «афоризма своего родственника»: «На выборы не ходят только дураки или трупы» один из кадетов дает зрителю мощный посыл, поскольку в подростковой среде слова из уст любимого героя – это самое авторитетное мнение. [32]
Такой «продвинутый» метод правового воспитания, по всей видимости, не только имеет право на существование, но и является достаточно эффективным, так как формирование гражданственности осуществляется ненавязчиво, в понятной и доступной целевой аудитории форме. Кто знает, может быть, именно эта «новейшая методика» правового воспитания молодежи когда-нибудь обеспечит высокую явку молодежи на выборы.
К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.
Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях роста преступности, снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами. Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.
Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Исходя из этого, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:
а) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
б) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
в) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
г) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
д) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм. [33]
Таким образом можно сделать вывод, что формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая им воспринять правовые принципы и нормы.
Заключение
В заключении можно добавить, что формирование государство с высшей правовой культуры лежит в руках сегодняшних молодых людей с повышенной правосознанием, которым вскоре предстоит строить новое, обновляющееся общество и повышать уровень правовой культуры, которая будет соблюдать все критерии правового государства с высшей правотворческой и правоприменительной деятельностью.
Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества. Культура в целом - это совокупность духовных и материальных достижений общества. Культура как таковая является объектом исследования науки культурологии. Правовая культура в данном случае является объектом исследования социологии права, и она включает в себя как правовые, так и неправовые составляющие.
Если проанализировать сложившуюся в настоящее время ситуацию в стране, то скорее можно говорить о достаточно низком уровне правовой культуры, чем о высоком (к сожалению) при чём как на обыденном, так и на профессиональном. Что касается научного (теоретического) уровня, то он более высок, но основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств (например: достаточно высоких цен на юридическую литературу, совершенно не обоснованных; трансляции телепередач, содержащих информацию данного рода в очень позднее время), а также, зачастую, и в силу нежелания, самих граждан усваивать эти знания и многих других причин. Долгое время проблемам, связанным с правовой культурой не уделялось должного внимания, сейчас положение несколько улучшилось (в СМИ начали подниматься вопросы), но до состояния стабильности думается ещё очень далеко, т.к. развитие достойного уровня правовой культуры — процесс очень длительный. Ещё хотелось бы сказать, что хотя уровень правовой культуры оставляет желать лучшего (впрочем, как и культуры вообще), зато есть огромный потенциал, возможности, которые необходимо использовать на практике. Но это не будет даваться легко, т.к. сложившаяся ситуация в стране является следствием сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и, которые, конечно же, не могли не повлиять на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека.
Поэтому для успешного решения задач, связанных с повышением эффективности правового регулирования, чрезвычайно важно не допускать такого состояния общества, когда в нем преобладали бы нигилистические тенденции. И наоборот, состояние общества, в котором среди доминирующих взглядов важное место принадлежит идее исключительной ценности права, необходимости всестороннего укрепления законности и правопорядка, усиления правового воспитания граждан, несомненно, положительно скажется на развитии российской правовой системы.
Цель данной курсовой работы выполнена — дано определение понятию правовая культура, изучены виды и функции правовой культуры, выявлены особенности, методы и формы правового воспитания.
В заключении хотелось бы сказать, что хотя уровень правовой культуры оставляет желать лучшего (впрочем, как и культуры вообще), зато есть огромный потенциал, возможности, которые необходимо использовать на практике. Но это не будет даваться легко, т.к. сложившаяся ситуация в стране является следствием сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и, которые, конечно же, не могли не повлиять на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека.
Список используемой литературы
-
https://base.garant.ru/10103000/0add9c67393c4454d39a78904e0baac0
-
https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/vidy-i-predposylki-pravomernogo-povedeniya
-
https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/pravovaya-kultura.html#:
:text=%D0%92%20%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9,%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%85
субъекты воспитания (органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность);
объекты воспитания (воспитываемые отдельные граждане или группы населения);
совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов. [28]
https://base.garant.ru/10103000/0add9c67393c4454d39a78904e0baac0
https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/vidy-i-predposylki-pravomernogo-povedeniya
https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/pravovaya-kultura.html#:
А.Б. Венгеров Теория государства и права, 2017 С-559
https://studopedia.ru/17_104033_osnovnie-podhodi-k-ponimaniyu-pravovoy-kulturi.html
Абсалямов И. С. Многообразие подходов к характеристике правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. №3(33). С. 140-145.
Петров А.В. Правовая культура и ее структурные компоненты. 2015. №3. С. 200-206
https://studopedia.org/12-28672.html
https://studme.org/362927/pravo/vydayuschiesya_yuristy_predstaviteli_pravovoy_kultury
https://www.evkova.org/esse/rol-speranskogo-mm-v-razvitii-yuridicheskih-nauk-i-yuridicheskogo-obrazovaniya
https://novainfo.ru/article/5641
Саакян М.В. Пути повышения правовой культуры российского общества. 2010. №4. С. 58-61
https://studwood.net/1192682/pravo/sposoby_povysheniya_urovnya_pravovoy_kultury
Бычкова М. В., Есикова Т. В., Федорова Г. Г. Правовое воспитание: история, теория и практика // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. Вып. 16: Социальное воспитание: теория и практика. С. 28–34.
Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. С.23
https://studbooks.net/1052552/pravo/pravovoe_vospitanie_uslovie_formirovaniya_vysokogo_urovnya_pravovoy_kultury
https://www.yar-edudep.ru/files/rekomendacii/formirovanie_zakonoposlushnogo_povedeniya.pdf
https://studopedia.ru/11_9493_pravovoe-vospitanie-kak-deyatelnost-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-pravosoznaniya-i-pravovoy-kulturi.html
https://studopedia.ru/11_9493_pravovoe-vospitanie-kak-deyatelnost-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-pravosoznaniya-i-pravovoy-kulturi.html
https://studwood.net/683921/pravo/puti_povysheniya_urovnya_pravosoznaniya_pravovoy_kultury_grazhdan_rossii
https://studfile.net/preview/4240564/page:5/
https://studbooks.net/1891652/pedagogika/osobennosti_formirovaniya_pravovogo_vospitaniya_molodezhi
https://studexpo.net/859403/igp/faktory_vliyayuschie_pravosoznanie_molodezhi_gody_veka_nashey_strane
http://libsurkov.ru/doc/pravovie_znania.pdf
http://libsurkov.ru/doc/pravovie_znania.pdf
https://studbooks.net/1891652/pedagogika/osobennosti_formirovaniya_pravovogo_vospitaniya_molodezhi
https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-sovremennoy-molodezhi/viewer
https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-molodezhi-2/viewer
https://studfile.net/preview/4240564/page:2/
Власов В. И. Теория государства и права: Учебное пособие. изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 331 с.
https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/172522_2275000_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B02.html
https://izhm-library.ucoz.ru/2017/pravovye_znanija-shkolnikam.pdf
https://izhm-library.ucoz.ru/2017/pravovye_znanija-shkolnikam.pdf