Файл: 1. Виды учета и их взаимосвязь. Бухгалтерский учет, его задачи, требования к учету. Предмет и объекты бухгалтерского учета. Классификация средств и источников их образования. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, включающей покупную цену, транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), комиссионные, таможенные пошлины. Однако при большой номенклатуре материалов учитывать их по фактической себестоимости сложно, поэтому в текущем учете используются учетные цены, в качестве которых выступают цены поставщиков или плановая себестоимость приобретения (из номенклатуры - ценника). В этом случае в конце месяца определяется отклонение фактической себестоимости от учетных цен.

В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО – 2 «Запасы») предусмотрен выбор методики оценки материальных ценностей при соблюдении общего принципа минимизации оценки в балансе: метод ФИФО – первая партия на приход – первая на расход; средневзвешенная цена. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов в Республике Беларусь применяются 3 способа оценки материалов при отпуске их в производство: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; метод ФИФО.

16.Учет поступления произв-х запасов и расчетов с пост-ми.

Материалы поступают в организацию: от поставщиков;через подотчётных лиц; от дарителей безвозмездно; от учредителей в счёт вкладов в Уставный капитал. Кроме того движение происходит при внутреннем перемещении с одного склада на другой, при возврате из производства, от ликвидации ОС, при обнаружении излишков или недостач при инвентаризации. От поставщиков: Для получения материалов от поставщиков в бухгалтерии выписывается экспедитору или агенту по снабжению доверенность, где указываются его паспортные данные, реквизиты покупателя, наименование поставщика, перечень получаемых материальных ценностей и подписи 3-х лиц: получателя доверенности, руководителя и главного бухгалтера. Внутри организации поступления на склад материалов от разборки ОС оформляются актом, возврат из производства – накладной на внутреннее перемещение, излишки – на основании акта инвентаризации.

Для синтетического учета материалов предназначен основной, активный счет 10 «Материалы» (счет 10), имеющий более 11 субсчетов (см. план счетов). На счете 10 материалы учитываются по фактической себестоимости или по учетным ценам в соответствии с принятой учетной политикой. Возможны 3 варианта учета материалов в соответствии с учетной политикой: используется только 10 счет, где учитывается фактическая себестоимость материалов; используются счета 10, где отражается учетная цена и счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», где отражается разница между учетной ценой и фактической себестоимостью приобретенных материалов; используются счета 10 (учетная цена), счет 15 «Заготовления и приобретение материальных ценностей» и счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»
От поставщиков.

1. вариант – учет материалов ведется по фактической себестоимости с использованием только счета 10: Д10 К60 – поступление материалов от поставщика, Д10 К60 – принят счет транспортной организации за перевозку, Д18 К60 – НДС, предъявленный поставщиком и транспортной организацией, Д60 К51 – оплата счетов поставщика и перевозчика


2. вариант - используются счета 10 и 16, в этом случае на счете 10 отражается приход фактически поступивших материалов сразу по учетным ценам, а отклонение от учетных цен сразу относится на счет 16: Д10 К60 – оприходованы фактически поступившие материалы по учетной цене, Д16 К60 - отражается отклонение фактической себестоимости от учетной стоимости, Д -т сч.16 К60 – отражаются транспортные расходы. Таким образом по дебету сч. 16 отражаются накопленные отклонения.

17.Учет движения произв-х запасов на складах и в бухгалтерии.

Приказом руководителя устанавливается материальная ответственность лиц, работающих на складах, с ними заключаются договора о полной материальной ответственности. Учёт материалов на складах и цеховых кладовых ведётся непосредственно этими лицами. Такой учёт называется складским или количественно-сортовым. В бухгалтерии открываются и выдаются под расписку заведующим складом карточки складского учёта на каждый номенклатурный номер. Карточки открываются на год и учёт в них ведётся только в натуральном выражении. В карточке указывается: наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, учетная (или фиксированная) цена, а также записывается приход и расход материала по каждому первичному документу и выводится остаток после каждой операции. Все первичные документы после записи в карточках передаются в бухгалтерию. Передача осуществляется непосредственно на складе работнику бухгалтерии, который проверяет правильность разноски из первичных документов в карточки и подтверждает это своей росписью с указанием даты. Такая проверка производится систематически, не реже чем один раз в 7-10 дней.

Связь количественно-сортового учета материалов на складе с их стоимостным учетом осуществляется с помощью книги (ведомости) учета остатков материалов на складе (сальдовой книге). Она открывается в бухгалтерии по каждому складу в разрезе групп и номенклатурных номеров на год. В течение месяца книга хранится в бухгалтерии и используется для справочных целей. В конце месяца она передается на склад для переноса остатков из карточек в книгу. После этого в бухгалтерии остатки таксируют и подсчитывают в стоимостном выражении. Одновременно в бухгалтерии на основании первичных документов ведутся групповые оборотные ведомости в стоимостном выражении. Сальдо на конец месяца этих ведомостей сверяется с сальдовой книгой. Тождество будет свидетельствовать о правильности учета. Сальдовый метод учета материалов упрощает учет, устраняет дублирование количественного учета в бухгалтерии и в местах хранения и обеспечивает контроль бухгалтерии за складским учетом. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) и отклонения фактической себестоимости от учетной определяются путем сопоставления фактической себестоимости поступивших материалов и остатка на начало месяца с их стоимостью по учетным ценам.


Фактическая себестоимость отпущенных и отгруженных со склада материальных ценностей определяется исходя из суммы расхода по учетным ценам плюс или минус отклонение по среднему проценту.

18.Учет расхода мате-ов на произв-ые и хоз-ые нужды. Учет пр. выб. мат-ов.

Отпуск материалов в производство осуществляется по установленным в самой организации нормам на основании лимитных или лимитно-заборных карт или требований в 2-х экземплярах (могут быть раскройные карты). В бухгалтерском учете сырье и материалы списываются на производство по фактическому расходу. Для списания материалов на производство их расход в первичных документах таксируется по учетным ценам и группируется в аналитическом разрезе по объектам учета затрат.

При реализации на сторону излишних материалов выписываются накладные ТТН или ТН.

Расход материалов оформляется следующими бухгалтерскими записями:

1. Отпуск в производство

o Д08 – на осуществление вложений в долгосрочные активы

o Д20 – на изготовление продукции в основном производстве

o Д 23 – на нужды вспомогательных производств

o Д25 – на нужды основных цехов (отопление, освещение, ремонт, содержание оборудования)

o Д26 – на административно-управленческие нужды (канцтовары, содержание и ремонт, освещение)

o Д28 – на исправление брака

o Д29 – на нужды обслуживающих производств и хозяйств (детские сады, библиотеки, прачечные, столовые)

o Д44 – на расходы по реализации продукции (упаковка продукции непосредственно на складе готовой продукции)

2. Реализация на сторону

• Д62 К90-7 - отражена задолженность покупателей

• Д90-8 К68 - начислен НДС по реализации материалов

• Д90-10 К10- списание отпущенных на сторону материалов по учётным ценам

• Д90-10 К16 (10)- списание отклонений фактической себестоимости от стоимости по учётным ценам

• Дт сч.90-11 К99- списывается финансовый результат от реализации (прибыль)

3. Недостачи на складах, выявленные при инвентаризации

• Д94 К10 -на сумму недостачи по фактической себестоимости.

19.Учет личн. состава раб-ов орг-ии и исп-ия их рабочего времени.

Для учета труда работников следует делить на категории:руководящие работники, специалисты, рабочие. Кроме того работников можно разделить по стажу и квалификации.Первичными документами по учету численности сотрудников и их движению являются унифицированные формы первичной учетной документации: штатное расписание, приказ о приеме работников на работу, приказ о прекращении действия трудового договора,график отпусков и тд


Штатное расписание – содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведение о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавок и тд. оно утверждается приказом руководителя организации. В рабочее время в любых учреждениях запрещено отвлекать работников от их непосредственной работы, освобождать от работы для выполнения общественных обязанностей и проведения мероприятий, не связанных с производственной деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором, соглашением. Наниматель в свою очередь обязан обеспечить персонал обусловленной трудовым договором работой в течение всего установленного рабочего времени -- рабочего дня (смены), рабочей недели и т.д.; поддерживать исправное состояние машин, станков, инструментов и другого оборудования; предоставлять сырье, материалы для бесперебойной и ритмичной работы; своевременно выдавать задания; организовывать учет использованного и потерянного рабочего времени. Несоблюдение трудовых обязанностей рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь дисциплинарную ответственность. Учет рабочего времени должен быть организован у каждого нанимателя. Он является средством контроля за выполнением работниками установленных норм рабочего времени, дает возможность выявлять потери рабочего времени и их причины, позволяет осуществлять правильную организацию оплаты труда. Обязанность нанимателя по организации учета рабочего времени предусмотрена ст. 133 ТК.Наниматель обязан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее. Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемого в соответствии с законодательством в рабочее время. В составе отработанного времени отдельно учитывается время сверхурочных работ, повременной работы сдельщиков, служебных командировок и работы по совместительству. В составе неотработанного времени выделяются оплачиваемое и неоплачиваемое время, а также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины.

20.Порядок расчета ЗП и других выплат работникам.

Согласно Трудового кодекса РБЗП – это совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или в натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Различают два