Файл: Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине Современная методика иноязычного образования.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Структура курсовой работы
Содержательная часть курсовой работы имеет следующую структуру:
а) содержание;
б) введение;
в) основная часть;
г) заключение;
д) список используемых источников;
е) приложения.
Каждая структурная часть курсовой работы имеет свое назначение.
Оформляя курсовую работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть начинается с новой страницы.
-
Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Подбор информационных материалов для написания курсовой работы следует рассматривать как начало необходимого и постоянного в дальнейшей работе процесса накопления информации. Сбор, анализ и обобщение материалов по теме один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, т.к. необходимо ознакомиться с большим количеством литературы, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Прежде всего, необходимо обратиться к учебникам и учебным пособиям для высших учебных заведений по данной дисциплине, где материал излагается в доступной форме, а затем переходить к иным источникам научной, специальной и иной литературы.
Ознакомление с источником следует проводить на основе методики анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчиненность и соподчиненность материалов. В процессе исследования источников целесообразно делать выписки, которые затем классифицируются и систематизируются студентом по отношению к теме курсовой работы. Пользу могут принести составление конспекта, представляющего собой обзор книги или отдельной главы, подчеркивание нужных частей текста, заметки па полях. Помощь на данном этапе работы могут иметь ксерокопирование исследуемого материала и использование персонального компьютера. Наиболее важные материалы выделяются знаком "NB", что означает "notabene", т.е. «важно заметить».
При исследовании фактических материалов следует разделять их на аналитические и иллюстративные. Аналитические материалы подвергаются обработке с применением математического аппарата, т.е. анализа цифровых показателей и служат основанием для выводов о наблюдаемых процессах и явлениях и формулировки предложений и рекомендаций. Иллюстративные материалы позволяют констатировать факты без обработки данных.
3.5 Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций
Изученный, проанализированный н обобщенный материал должен лечь в основу логически выстроенной системы сведений по теме курсовой работы. Приступая к написанию текста, вы должны иметь в виду, что содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:
- Работа должна быть выполнена на высоком теоретическом и грамматическом уровнях. Для этого вам необходимо не только всесторонне изучить выбранную тему, ее теоретические и практические аспекты, но и важно учесть наличие в современной (в том числе отечественной) науке различных школ, по-разному трактующих отдельные вопросы, дать им соответствующую оценку.
- В курсовой работе должен быть дан анализ современного состояния исследуемого вопроса.
- В работе должна быть представлена практика применения исследуемых теоретических положений, вынесенная в отдельный вопрос, параграф или органично вставляемая в текст по ходу изложения материала.
- Курсовая работа должна быть безупречно грамотна. Наличие в ней грамматических, стилистических и орфографических ошибок резко снижает ее ценность, даже если работа носит новаторский характер.
Если курсовая работа не соответствует предъявляемым требованиям, вы будете обязан в установленный срок доработать в соответствии с полученными замечаниями научного руководителя или оформить ее заново, устранив ее недостатки.
3.6 Изложение и оформление работы, библиографического списка, использованных источников и литературы, приложений
Как указано выше, курсовая работа включает в себя следующие пункты:
-
Титульный лист
На титульном листе должно быть:
- наименование учебного заведения (университета, факультета, кафедры),
- обозначение характера работы (курсовая работа),
- тема курсовой работы;
- фамилия, имя, отчество студента,
- номер учебной группы;
- фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя
- дата проверки и оценка;
- подпись научного руководителя;
- название города, в котором находится данное учебное заведение,
- год написания работы
Образец оформления титульного листа дается в настоящих указаниях (Приложение 2).
-
Содержание
После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). Слово «СОДЕРЖАНИЕ» размещается по центру страницы в виде заголовка прописными буквами. В содержании содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице.
-
Введение
Во введении дается общая характеристика курсовой работы, обоснование актуальности выбранной темы.
Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, объекта, цели и предмета исследования, задач, методов исследования, возможно краткого обзора литературы по теме. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в курсовой работе, и оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты. Далее раскрывается структура работы и дается сжатое изложение ее основных положений.
Введение к курсовой работе должно содержать следующие подразделы:
- актуальность исследования,
- объект исследования,
- предмет исследования,
- цели и задачи исследования,
- методологическая и теоретическая основа исследования,
- научная новизна исследования,
- практическая значимость работы,
- апробация результатов исследования.
Подготовка введения требует внимания потому, что в нем в концентрированной форме представлены основные идеи курсовой работы.
Актуальность исследования содержит положения и доводы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости решения проблемы, исследуемой в курсовой работе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся методы и подходы, оценить индивидуальный вклад различных ученых в разработку проблематики. Вместе с тем, необходимо особо акцентировать оставшиеся белые пятна, чтобы не возникало вопросов касательно выбора данной темы для вашего исследования.
Объект исследования представляет область научной работы, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Например, если тема курсовой работы - «Ролевые игры в обучении диалоговым формам общения», то объектом исследования являются «диалоговые формы общения».
Предмет исследования более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется курсовая работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме курсовой работы. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы пли процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Например, при той же теме «Ролевые игры в обучении диалоговым формам общения», предметом исследования будет «ролевые игры как средство обучения диалоговым формам общения».
Цели и задачи исследования содержат формулировку главной цели, которая видится в решении основной проблемы курсовой работы. Конкретное описание сути решения проблемы представляет формулирование главной цели курсовой работы.
В соответствии с основной целью следует выделить две-три целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Формулирование задач исследования полезно еще и в том отношении, что каждая из крупных целевых задач способна формировать отдельную главу курсовой работы. Это либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы. В любой курсовой, как правило, формулировка цели начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «проверить», «определить», «создать», «построить».
Формулирование методологической и теоретической основы исследования обычно носит стандартный характер и сводится к утверждению, что такую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области тех отраслей и направлений науки, к которым относится тема курсовой работы. Здесь же целесообразно выделить отдельной строкой использованные в курсовой работе методы исследования, такие, как методы сравнений и аналогий, метод обобщений, противопоставлений, количественный анализ и др. В данном подразделе введения надо указать ученых (отечественных и зарубежных), которые занимались разработкой исследуемой проблемы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы.
Научная новизна исследования играет особую роль. Признаки новизны и ее конкретные элементы должны быть присущи только части курсовой работы. Новое есть по определению то, что отличается от старого, уже известного. Поэтому, доказывая новизну исследования, надо использовать обороты: «отличающийся тем, что», «вновь полученный», «установленный автором», «развивающий ранее известное» и т. д.
В подразделе «практическая значимость исследования» принято перечислять, в каких областях прикладной деятельности, какими организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе.
Подраздел «Апробация результатов исследования» содержит сведения о практической проверке основных положений и результатов курсовой работы, а также областях научной, прикладной, учебной деятельности, в которых результаты исследования нашли применение.
Иногда в завершение введения приводится перечень базисных положений, выносимых на защиту и краткое описание структуры курсовой работы, обосновывающее логику ее построения.
Выделение основных положений работы, выносимых на защиту, в самостоятельный подраздел введения (или заключения) не лишено смысла. Этот подраздел в концентрированной форме аккумулирует выводы и рекомендации, излагаемые в конечной части курсовой работы или после каждой главы. Благодаря размещению кратких выводов по работе в одной части создается возможность лучше и глубже воспринимать содержание курсовой работы в его взаимосвязи с результатами исследования, которые и должны быть отражены в положениях, выносимых на защиту.