Файл: Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине Современная методика иноязычного образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для научного стиля характерен формально-логический способ из­ложения, обусловливающий все используемые автором языковые сред­ства. В научном тексте все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, четко сформулированных во введении. Все, что не связано непосредственно с задачами и целью исследования – эмотивность, стилистическая изощренность и риторическая витиеватость – является лишним. Украшением научного текста служат точность и лапи­дарность. В связи с вышесказанным, можно дать следующие рекомендации к стилю написания курсовой работы:

- Формулируйте свои мысли в точных и ясных выражениях

- Пользуйтесь установленной системой терминов, уяснив, одна­ко, их точное значение. При этом следует учитывать, что один и тот же термин может использоваться в несколько различаю­щихся значениях в смежных научных дисциплинах, и необхо­димо следить за тем, чтобы значение, которое вы вкладывае­те в данный термин, соответствовало его употреблению в данной дисциплине.

  • Используйте принятые в научном стиле обороты, слова-связки, вводные слова, обеспечивающие связность и логич­ность изложения:

  • итак, таким образом – для подведения итога вышеска­занному;

  • следовательно, отсюда следует – для указания на при­чинно-следственные отношения;

  • прежде всего, во-первых (во-вторых и т.д.), наконец, в за­ключение – для указания на место излагаемого момента в цепочке рассуждения;

  • однако, тем не менее, впрочем, между тем – для указа­ния на противоречие между тем, что было сказано, и тем, что будет излагаться ниже.

Установившаяся традиционная форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности ав­тора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особен­ностями речи и стиля, эмоциональными оценками, что достигается ря­дом синтаксических и стилистических средств:

- безличные и неопределенно-личные конструкции;

- конструкции с кратким страдательным причастием (напр., выявлено несколько новых принципов);


- исключение личного местоимение 1-го лица ед.ч. – «я», которое заменяется на местоимение 1-го лица мн.ч. – «мы», но и последнее используется как можно реже.

  1. 1   2   3   4

Порядок защиты курсовых работ



Защита курсовых работ проводится в соответствии с расписанием. Выполненная курсовая работа должна быть сдана научному руководителю не позднее, чем за 7 дней до защиты. Руководитель проверяет выполненную работу и решает вопрос о допуске к защите.

Процедура защиты включает в себя:

  • Выступление студента продолжительностью 5-7 мин., в котором изложены тема, цели и задачи исследования, основные теоретические положения, послужившие основой последующего анализа языкового материла, собственные результаты исследования и выводы. Основное внимание необходимо уделить освещению практической части работы, анализу собственных примеров.

  • Вопросы комиссии и присутствующих на защите студентов.

При защите курсовой работы уже общепринятой практикой стала подготовка и демонстрация мультимедийной презентации, сопровождающей речь студента. Зачастую презентация не несет никакой смысловой нагрузки, готовится формально, воспринимается студентом, как досадная необходимость. Хотя грамотно составленная презентация, в первую очередь, облегчит задачу самому студенту.

Чтобы презентация усилила положительное впечатление от курсовой работы на защите перед комиссией, она должна быть выполнена по следующим правилам:

1. количество слайдов презентации для защиты курсовой работы – 7-10. Меньшее количество не позволяет раскрыть смысл излагаемого материала, большее количество превращается в формальное перелистывание страниц;

2. первый и последний слайды должны быть одинаковыми. На них указывается полное наименование учебного заведения; тема курсовой работы; фамилия, имя отчество студента; наименование получаемой специальности или факультета; фамилия, имя, отчество научного руководителя; город; год защиты (в принципе, то же самое, что и на титульном листе самой работы).

Первый слайд представляет комиссии студента его курсовую работу, последний (дублирующий первый) - позволяет членам комиссии (некоторые из которых видят защищающегося впервые) обратиться к нему по имени-отчеству. Не надо писать на последнем слайде: «Спасибо за внимание!». Это не воспринимается преподавателями как уважение к ним, а, скорее – как попытка уменьшить дистанцию между студентом и членами комиссии;


3. слайды, расположенные после первого, могут быть распределены следующим образом. На нескольких указывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования в соответствии с текстом защиты. Иногда на слайдах представляется структура курсовой работы, содержание глав, но это не несет смысловой нагрузки, так как у членов комиссии на руках имеется сама работа. Зато на слайдах могут указываться основные понятия, на которые опирается исследователь с обязательным указанием, откуда взята цитата и кто ее автор. Затем на слайдах представляются графики, таблицы, иллюстрирующие данные проведенного исследования или ход эксперимента. Следует обратить внимание на то, что каждый такой слайд должен иметь заголовок;

4. размер шрифта на слайдах должен быть не менее 28, иначе текст никто не увидит. Заголовки выделяются и пишутся размером шрифта не менее 36 (желательно 40). Фон слайда желательно подобрать однотонный, не ядовитый. Цвет шрифта - темный на светлом фоне, без тени;

5. теперь о смене слайдов во время защиты. Конечно, неудобно управлять презентацией самому докладчику, можно поручить работу с мультимедийной презентацией однокурснику. Чтобы слайды соответствовали тексту, необходимо напечатать для иллюстратора еще один экземпляр речи и разместить на нем инструкцию по смене слайдов. И, конечно, стоит 1-2 раза прорепетировать защиту вдвоем. Либо воспользоваться во время защиты беспроводной мышкой;

6. следует помнить, что некрасиво смотрятся на большом экране орфографические и пунктуационные ошибки. Это снижает впечатление от выступления. Можно и даже нужно попросить человека, грамотности которого вы доверяете, проверить текст;

7. возможности техники различные, поэтому презентация, где слайды «вылетают», текст «выезжает» или появляется из ничего, может просто «зависнуть». Это один из случаев, когда показ вашего умения работать в PowerPoint, может сыграть злую шутку на защите. Лучше подготовить простую презентацию с простой сменой слайдов;

8. презентация курсовой работы должна быть установлена на компьютер, подключенный к проектору заранее – до начала процедуры защиты. На рабочем столе создайте папку со своей фамилией, чтобы презентацию легко было найти. И проверьте до защиты, откроется ли презентация на этом оборудовании, совместима ли программа, в которой создана Ваша презентация с возможностями рабочего компьютера, стоящего в аудитории.


Качественная презентация курсовой работы, сопровождающая грамотно написанную речь, существенно увеличивает шансы получить высокую оценку на защите.
Оценка курсовой работы

Критериями оценки курсовой работы являются актуальность вы­бранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и ис­пользования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения.

Характерные примеры замечаний:

  • Не пронумерованы страницы оглавления и не полностью выде­лены главы в тексте (только цифрами, без названия).

  • План работы не полностью соответствует выбранной теме и тек­сту работы.

  • В перечне использованной литературы не всегда полностью перечислены все реквизиты источника (фамилия и инициалы автора, место и год издания, страница и др.).

  • В тексте нет ссылок на источники, т.е. нет увязки текста с перечнем приведенной литературы.

  • Выводы по работе не соответствуют сформулированным во введении целям и задачам.

  • Не приняты во внимание новейшие подходы к рассматриваемому явлению.

  • За рамками исследования остались базовые труды по рассматриваемому явлению.

Критерии оценки курсовой работы

90-100 % ставится, если:

а) тема работы проблемна и актуальна, научно осмыслена;

б) содержание работы раскрывает исследуемую тему, заявленные во введении задачи полностью решены;

в) адекватно теме, цели и задачам определена предметно-объектная область исследования;

г) в работе на основе глубокого изучения значительного объема источников дается самостоятельный анализ материала, делаются самостоятельные выводы;

д) в соответствии с целью и задачами работы использован комплекс взаимопроверяемых и взаимодополняемых методов исследования различного уровня (теоретические, эмпирические, обработки полученных данных);

е) в работе содержатся элементы творчества, научно и методически правильно описана эмпирическая часть исследования, логически последовательно изложен материал;

ж) исследование имеет научно-методическую значимость в профессиональном становлении студента и прикладную ценность, обоснованы и доказательны выводы исследования, использованы методы математической статистики;

з) проявлена самостоятельность студента в подготовке работы; имеется наличие научных публикаций по теме исследования, имеется публичная апробация результатов исследования;