Файл: Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине Современная методика иноязычного образования.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для научного стиля характерен формально-логический способ изложения, обусловливающий все используемые автором языковые средства. В научном тексте все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, четко сформулированных во введении. Все, что не связано непосредственно с задачами и целью исследования – эмотивность, стилистическая изощренность и риторическая витиеватость – является лишним. Украшением научного текста служат точность и лапидарность. В связи с вышесказанным, можно дать следующие рекомендации к стилю написания курсовой работы:
- Формулируйте свои мысли в точных и ясных выражениях
- Пользуйтесь установленной системой терминов, уяснив, однако, их точное значение. При этом следует учитывать, что один и тот же термин может использоваться в несколько различающихся значениях в смежных научных дисциплинах, и необходимо следить за тем, чтобы значение, которое вы вкладываете в данный термин, соответствовало его употреблению в данной дисциплине.
-
Используйте принятые в научном стиле обороты, слова-связки, вводные слова, обеспечивающие связность и логичность изложения:
-
итак, таким образом – для подведения итога вышесказанному; -
следовательно, отсюда следует – для указания на причинно-следственные отношения; -
прежде всего, во-первых (во-вторых и т.д.), наконец, в заключение – для указания на место излагаемого момента в цепочке рассуждения; -
однако, тем не менее, впрочем, между тем – для указания на противоречие между тем, что было сказано, и тем, что будет излагаться ниже.
Установившаяся традиционная форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками, что достигается рядом синтаксических и стилистических средств:
- безличные и неопределенно-личные конструкции;
- конструкции с кратким страдательным причастием (напр., выявлено несколько новых принципов);
- исключение личного местоимение 1-го лица ед.ч. – «я», которое заменяется на местоимение 1-го лица мн.ч. – «мы», но и последнее используется как можно реже.
- 1 2 3 4
Порядок защиты курсовых работ
Защита курсовых работ проводится в соответствии с расписанием. Выполненная курсовая работа должна быть сдана научному руководителю не позднее, чем за 7 дней до защиты. Руководитель проверяет выполненную работу и решает вопрос о допуске к защите.
Процедура защиты включает в себя:
-
Выступление студента продолжительностью 5-7 мин., в котором изложены тема, цели и задачи исследования, основные теоретические положения, послужившие основой последующего анализа языкового материла, собственные результаты исследования и выводы. Основное внимание необходимо уделить освещению практической части работы, анализу собственных примеров. -
Вопросы комиссии и присутствующих на защите студентов.
При защите курсовой работы уже общепринятой практикой стала подготовка и демонстрация мультимедийной презентации, сопровождающей речь студента. Зачастую презентация не несет никакой смысловой нагрузки, готовится формально, воспринимается студентом, как досадная необходимость. Хотя грамотно составленная презентация, в первую очередь, облегчит задачу самому студенту.
Чтобы презентация усилила положительное впечатление от курсовой работы на защите перед комиссией, она должна быть выполнена по следующим правилам:
1. количество слайдов презентации для защиты курсовой работы – 7-10. Меньшее количество не позволяет раскрыть смысл излагаемого материала, большее количество превращается в формальное перелистывание страниц;
2. первый и последний слайды должны быть одинаковыми. На них указывается полное наименование учебного заведения; тема курсовой работы; фамилия, имя отчество студента; наименование получаемой специальности или факультета; фамилия, имя, отчество научного руководителя; город; год защиты (в принципе, то же самое, что и на титульном листе самой работы).
Первый слайд представляет комиссии студента его курсовую работу, последний (дублирующий первый) - позволяет членам комиссии (некоторые из которых видят защищающегося впервые) обратиться к нему по имени-отчеству. Не надо писать на последнем слайде: «Спасибо за внимание!». Это не воспринимается преподавателями как уважение к ним, а, скорее – как попытка уменьшить дистанцию между студентом и членами комиссии;
3. слайды, расположенные после первого, могут быть распределены следующим образом. На нескольких указывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования в соответствии с текстом защиты. Иногда на слайдах представляется структура курсовой работы, содержание глав, но это не несет смысловой нагрузки, так как у членов комиссии на руках имеется сама работа. Зато на слайдах могут указываться основные понятия, на которые опирается исследователь с обязательным указанием, откуда взята цитата и кто ее автор. Затем на слайдах представляются графики, таблицы, иллюстрирующие данные проведенного исследования или ход эксперимента. Следует обратить внимание на то, что каждый такой слайд должен иметь заголовок;
4. размер шрифта на слайдах должен быть не менее 28, иначе текст никто не увидит. Заголовки выделяются и пишутся размером шрифта не менее 36 (желательно 40). Фон слайда желательно подобрать однотонный, не ядовитый. Цвет шрифта - темный на светлом фоне, без тени;
5. теперь о смене слайдов во время защиты. Конечно, неудобно управлять презентацией самому докладчику, можно поручить работу с мультимедийной презентацией однокурснику. Чтобы слайды соответствовали тексту, необходимо напечатать для иллюстратора еще один экземпляр речи и разместить на нем инструкцию по смене слайдов. И, конечно, стоит 1-2 раза прорепетировать защиту вдвоем. Либо воспользоваться во время защиты беспроводной мышкой;
6. следует помнить, что некрасиво смотрятся на большом экране орфографические и пунктуационные ошибки. Это снижает впечатление от выступления. Можно и даже нужно попросить человека, грамотности которого вы доверяете, проверить текст;
7. возможности техники различные, поэтому презентация, где слайды «вылетают», текст «выезжает» или появляется из ничего, может просто «зависнуть». Это один из случаев, когда показ вашего умения работать в PowerPoint, может сыграть злую шутку на защите. Лучше подготовить простую презентацию с простой сменой слайдов;
8. презентация курсовой работы должна быть установлена на компьютер, подключенный к проектору заранее – до начала процедуры защиты. На рабочем столе создайте папку со своей фамилией, чтобы презентацию легко было найти. И проверьте до защиты, откроется ли презентация на этом оборудовании, совместима ли программа, в которой создана Ваша презентация с возможностями рабочего компьютера, стоящего в аудитории.
Качественная презентация курсовой работы, сопровождающая грамотно написанную речь, существенно увеличивает шансы получить высокую оценку на защите.
Оценка курсовой работы
Критериями оценки курсовой работы являются актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения.
Характерные примеры замечаний:
-
Не пронумерованы страницы оглавления и не полностью выделены главы в тексте (только цифрами, без названия). -
План работы не полностью соответствует выбранной теме и тексту работы. -
В перечне использованной литературы не всегда полностью перечислены все реквизиты источника (фамилия и инициалы автора, место и год издания, страница и др.). -
В тексте нет ссылок на источники, т.е. нет увязки текста с перечнем приведенной литературы. -
Выводы по работе не соответствуют сформулированным во введении целям и задачам. -
Не приняты во внимание новейшие подходы к рассматриваемому явлению. -
За рамками исследования остались базовые труды по рассматриваемому явлению.
Критерии оценки курсовой работы
90-100 % ставится, если:
а) тема работы проблемна и актуальна, научно осмыслена;
б) содержание работы раскрывает исследуемую тему, заявленные во введении задачи полностью решены;
в) адекватно теме, цели и задачам определена предметно-объектная область исследования;
г) в работе на основе глубокого изучения значительного объема источников дается самостоятельный анализ материала, делаются самостоятельные выводы;
д) в соответствии с целью и задачами работы использован комплекс взаимопроверяемых и взаимодополняемых методов исследования различного уровня (теоретические, эмпирические, обработки полученных данных);
е) в работе содержатся элементы творчества, научно и методически правильно описана эмпирическая часть исследования, логически последовательно изложен материал;
ж) исследование имеет научно-методическую значимость в профессиональном становлении студента и прикладную ценность, обоснованы и доказательны выводы исследования, использованы методы математической статистики;
з) проявлена самостоятельность студента в подготовке работы; имеется наличие научных публикаций по теме исследования, имеется публичная апробация результатов исследования;