Файл: 2. Коммерческий цикл в электронной коммерции Вопрос Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и электронный коммерческий цикл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 78/95
Некоторые специалисты считают системы такого класса просто составной частью (на уровне логистики) ИТ- решений, задача которых - планирование корпоративных ресурсов (ERP). Иногда SCM определяют как совокупность методов повышения эффективности взаимодействия с поставщиками или дистрибьюторами. Но в любом случае и вне зависимости от трактовок термин SCM возникает там и тогда, где и когда происходит перемещение товара. И не важно,
закупает ли компания сырье или отгружает готовую продукцию. Используя мягкий и универсальный подход можно отнести к системам класса SCM все решения, которые способствуют выработке стратегии, координации планирования и управления в сфере снабжения, производства, складирования и доставки товаров.
В свою очередь, современное учение о видах ИТ-решений со всей определенностью относит системы SCM к классу
B2B и одновременно - к семейству корпоративных приложений, предназначенных для повышения эффективности внутренних бизнес-процессов.
Активно дискутируется и вопрос о том, какие взаимоотношения между SCM и электронными торговыми площадками. Если такая площадка используется конкретной компанией, например, для организации снабжения производства, можно считать ее системой снабжения. Впрочем, гораздо важнее для российских предприятий вопрос о взаимоотношениях между системами SCM и ERP: их принципиальное отличие; как они дополняют друг друга.
На содержательном уровне основное отличие - в тех знаниях о внешней среде, которые накапливает система SCM
(спрос на продукцию, предложение сырья) и в возможности оперировать в этой среде с использованием ИТ. Полноценная система такого рода должна обрабатывать, анализировать и прогнозировать переменные внешней среды, а в результате предоставлять возможность адекватно планировать производство и необходимые закупки.
Наконец, SCM со всеми основаниями следует относить к новейшим технологиям управления, описываемых комплексом стандартов и рекомендаций CSRP (customer synchronized resource planning) и предполагающим наличие в системе возможностей управления внешними (по отношению к предприятию) элементами производственной цепочки.
Задача ERP - повышение эффективности функционирования замкнутой производственной среды.
Задачи, решаемые с применением технологии SCM:
·
Операционные.
·
Тактические.
Операционные задачи прямо связаны с текущей деятельностью предприятия.
Закупки и снабжение производства. Для ведения бизнеса большинству предприятий постоянно требуются различные материалы и ресурсы, используемые непосредственно в процессе производства и опосредованно - для организации основной деятельности, начиная канцелярскими товарами и заканчивая оргтехникой. На этом поле система
SCM должна решать задачи взаимодействия с поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты и т. п.. Причем эти задачи могут решаться при помощи специальных АСУ снабжения (e-procurement) и электронных торговых площадок:
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 79/95
чаще всего на стороне закупщика устанавливается специальное программное обеспечение, позволяющее подключаться к площадке и формировать заказы (иногда достаточно стандартного web-обозревателя). Аналогичную схему применяют продавцы - они публикуют свои предложения, а также ведут переговоры с покупателями в рамках установленных правил.
Как правило, снабженческие электронные площадки строятся по отраслевому («вертикальному») принципу. Впрочем, не редкость и многоотраслевые площадки. Показательный пример здесь - отечественная торговая площадка Faktura.ru: на базе стандартных решений и технологий любая компания может создать здесь свою частную, закрытую торговую площадку.
Очевидно, что настоящая система SCM должна предоставлять достаточно мощный аналитический модуль, который позволял бы закупщику определять фактические потребности - что и в каких объемах следует закупать для обеспечения производственного процесса. Такие выводы в идеальном случае делаются на основе прогноза уровня спроса на готовую продукцию (интеграция с CRM) и - информации о загруженности производственных мощностей (интеграция с ERP).
Основываясь на таких данных, система SCM обеспечивает осуществление закупок при минимуме административного участия со стороны менеджера.
Управление складами. Здесь полноценная система SCM позволяет накапливать и отражать данные о размещении товара на каждом складе, фактически контролировать все складские процессы: ожидание приемки, подготовку склада, а в процессе хранения помогает учитывать особенности как самого склада, так и - характеристики товара. Наконец, в идеале возможна интеграция модулей, позволяющих информировать каждого работника склада о его задачах (возможно, с применением радиоканала передачи данных и КПК или других мобильных терминалов).
Управление логистикой, оптимизация транспортных операций. Эта стандартная подсистема SCM позволяет рассчитывать стоимость перевозки различным транспортом, агрегирует таможенные затраты и данные о погрузочно- разгрузочных работах, отслеживает сроки перевозок. Одна из задач системы - мгновенно выдать менеджеру по запросу,
например, информацию о том, где находится товар и каковы сроки его доставки.
Сбыт, работа с дистрибьюторами. Здесь в составе комплекса SCM могут так же, как и в случае с организацией снабжения, использоваться специальные электронные торговые площадки для работы с дистрибьюторами, где размещаются заказы и происходят взаиморасчеты. Кроме того, система может обеспечивать индивидуальный контроль за деятельностью каждого дистрибьютора, а также мониторинг его прибыльности и надежности. С другой стороны и сами дистрибьюторы могут использовать такого рода системы. В качестве характерного примера можно привести центр электронного бизнеса «Дилайн», основным направлением деятельности которого является дистрибуция компьютерного оборудования при помощи торговой площадки http://www.cataloxy.ru/firms/moscow/www.dealine.ru.htm
Понятно, что при интеграции всех этих подсистем достигается огромный эффект. И именно в этом случае систему
SCM можно назвать полноценной и максимально эффективной. Ко всему прочему, в SCM должен присутствовать модуль,
позволяющий собирать, обрабатывать и анализировать всю информацию, относящуюся к движению товара по всей цепочке
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 80/95
поставок - от поставщиков до конечного потребителя. Здесь должны отражаться реквизиты товара, время его прохождения между субъектами, затраты на перемещение, складирование и пр.
Тактические задачи определяют относительно глобальные позиции по производству и поставкам.
Вопросы для самопроверки:
1.
За счет чего происходит удешевление и убыстрение бизнес транзакций в системах ЭК.
2.
Назовите способы доставки товара в системах ЭК.
3.
Классифицируйте товар по технологии доставки.
4.
Какие существуют проблемы доставки в РФ.
5.
Какие существуют проблемы международной доставки.
6.
Охарактеризуйте виды курьерских служб в ЭК.
7.
Что такое система SCM и каков механизм ее функционирования.
Литература по теме.
Основная литература:
1.
Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для ВУЗов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008 г.
Дополнительная литература:
1.
Брагин А.А. Электронная коммерция: учебное пособие для вузов. – М.: 2005 г.
2.
Гаврилов Л.П. Электронная коммерция: Учебное пособие по выполнению практических работ. – М.: 2006 г.
3.
Кобелев О.А. Электронная коммерция. – М.: 2006 г.
Интернет-ресурсы:
1.
www.e-commerce.ru
2.
www.internetmarketing.ru
3.
www.oborot.ru
Практическое задание
Описание деятельности компании.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 81/95
Компания ООО «Русский сувенир» представляет собой он-лайновый магазин без офф-лайновой поддержки. В
Интернет-магазине представлен широкий ассортимент сувенирных изделий из гжели и керамики российского производства. Фирма работает с несколькими крупными заводами. Налаженные отношения с поставщиками позволяют вести бизнес без использования собственного склада (товар поставляется напрямую со склада компании-производителя),
что значительно снижает издержки фирмы. Доставка товара клиенту осуществляется либо курьером, либо почтой
(государственной или DHL). Оплата товара может осуществляться следующими способами: наложным платежом (при доставке товара почтой), наличными (при доставке товара курьером), электронными наличными (webMoney, Яndex - деньги). В случае выбора клиентом способа доставки курьером, покупателю необходимо подтвердить заказ (система формирует уведомление, которое отправляет на e-mail покупателя). В остальных случаях товар доставляется по факту оплаты.
Этап 1.
1 2 3 4 5 6 7
Тема: Коммерческий цикл и стратегии выхода в ЭК
Цель работы:
·
научить выделять субъекты и объекты коммерческой деятельности;
·
закрепить понимание общего коммерческого цикла деятельности предприятия и предшествующих (последующих)
этапов;
·
научиться формулировать содержание коммерческого цикла для произвольного вида деятельности;
·
закрепить содержание, входные и выходные сущности каждого из этапов коммерческого цикла в рамках электронной коммерции;
·
рассмотреть реализацию различных стратегий по выходу в ЭК, преимущества и недостатки каждой из них по сравнению со смежными стратегиями.
Задание на выполнение работы:
1.
Прочитайте краткое описание деятельности субъекта в рамках электронной коммерции.
2.
Ответьте на вопросы:
1)
К какому из секторов ЭК относится описанная деятельность? Обратите внимание, что сектор определяется по субъектам ЭК и их взаимоотношениям. Секторов может быть несколько.
2)
Кто или что является субъектами коммерческой деятельности \ объектами коммерческой деятельности.
Дайте полный ответ.
Цель работы:
·
научить выделять субъекты и объекты коммерческой деятельности;
·
закрепить понимание общего коммерческого цикла деятельности предприятия и предшествующих (последующих)
этапов;
·
научиться формулировать содержание коммерческого цикла для произвольного вида деятельности;
·
закрепить содержание, входные и выходные сущности каждого из этапов коммерческого цикла в рамках электронной коммерции;
·
рассмотреть реализацию различных стратегий по выходу в ЭК, преимущества и недостатки каждой из них по сравнению со смежными стратегиями.
Задание на выполнение работы:
1.
Прочитайте краткое описание деятельности субъекта в рамках электронной коммерции.
2.
Ответьте на вопросы:
1)
К какому из секторов ЭК относится описанная деятельность? Обратите внимание, что сектор определяется по субъектам ЭК и их взаимоотношениям. Секторов может быть несколько.
2)
Кто или что является субъектами коммерческой деятельности \ объектами коммерческой деятельности.
Дайте полный ответ.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 82/95
Например: Физические лица: покупатели и т.д.
·
Какие требования предъявляются к клиентам (что им необходимо для взаимодействия с продавцом).
·
Есть ли какие-то этапы в деятельности субъектов, не относящиеся к электронной коммерции. Для ответа на этот вопрос необходимо знать отличие между традиционной и электронной коммерцией или понимать определение ЭК.
3.
Составьте схему коммерческого цикла для данного вида деятельности.
Данная схема составляется на основании приведенной схемы ЭК (дополнение 1, в конце данной части практикума).
Необходимо оставить только те этапы, которые имеют место быть в деятельности организации, описанной в варианте.
Обратите внимание, что последовательность этапов может изменяться в зависимости от способа реализации коммерческой деятельности. Так же, обратите внимание, что в Вашей схеме могут отсутствовать некоторые из этапов. Например, если в задании сказано, что фирма уже осуществляет свою деятельность, то такого этапа, как «формирование бизнес идеи» и пр. в
Вашей схеме быть не должно.
4.
Раскройте содержание основных этапов коммерческого цикла и их реализацию с точки зрения продавца и покупателя.
Здесь необходимо рассмотреть процессы, проходящие на определенном этапе коммерческого цикла, с точки зрения действий субъектов коммерческой деятельности. Например, на этапе ЗАКАЗ (ОБРАБОТКА ЗАКАЗА) покупатель производит заказ интересующего товара посредством формы, предоставленной на сайте магазина, а продавец рассматривает сформированную форму заказа и принимает решение о возможности\невозможности осуществления операции купли-продажи.
5.
Сделайте предположение о ведении аналогичного бизнеса в рамках OFF-LINE (традиционной) модели и с использованием технологий электронной коммерции для реализации отдельных этапов цикла. Опишите полученные варианты.
Для грамотного ответа на поставленные вопросы целесообразно определить какие из этапов коммерческого цикла будут переведены полностью или частично в on-line среду. Далее необходимо последовательно описать реализацию приведенной модели.
6.
Выявите преимущества и недостатки предложенных в п. 5 вариантов ведения бизнеса по сравнению со смежными вариантами. Количество пунктов не ограничивается количеством проставленных маркеров!!!
Постарайтесь более развернуто и более полно рассмотреть преимущества и недостатки традиционной и электронной коммерции.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 83/95
Отчёт о выполненной работе.
1.
Ответы на вопросы.
Сектор ЭК, к которому относится описанная деятельность
Субъекты коммерческой деятельности
Объекты коммерческой деятельности
Что требуется покупателю для полноценного взаимодействия с продавцом
В рамках описанного примера к ЭК напрямую не относятся следующие этапы (действия субъектов)
2.
Схема коммерческого цикла.
3.
Детальное содержание этапов коммерческого цикла.
№
п\п
Название этапа
(как на схеме)
Содержание с позиции продавца
Содержание с позиции
покупателя
4.
Краткое описание аналогичного бизнеса в рамках различных вариантов.
Описание
1.
OFF LINE
2.
Частично ON-LINE
3.
Полностью ON-LINE
5.
Преимущества и недостатки каждого из описанных вариантов по сравнению со смежными.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 84/95
Вариант
Преимущества
Недостатки
1
·
·
·
·
·
·
2
·
·
·
·
·
·
3
·
·
·
·
·
·
Вывод по работе.
Дополнение 1
Традиционный и «электронный» коммерческий цикл
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 85/95
Наличие специфики в этапах в условиях ЭК.
1.
Создание торгового инструмента. Это может быть магазин, торговая точка, сайт, интернет-магазин, web-витрина в торговом ряду.
2.
Производство (закупка) Производство или закупка реализуемой продукции.
3.
Маркетинг. Проведение, разработка маркетинговых акций, использование СМИ и интернет при маркетинговых кампаниях.
4.
Заказ (обработка). На данном этапе подразумевается заказ товара покупателем\продавцом и рассмотрение заявки на приобретение тавара\услуги продавцом.
5.
Расчёт (оплата).
6.
Доставка.
7.
Послепродажное обслуживание.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 86/95 8.
Поддержка.
Этап 2.
Тема: Сравнение конкурентов и планирование собственного бизнеса
Цель работы:
·
найти и проанализировать характеристики компаний в рамках заданного вида деятельности;
·
научиться выделять отличительные признаки в работе компаний в рамках ЭК;
·
научиться анализировать предполагаемую деятельность, с целью разработки рекомендаций для повышения конкурентоспособности организации.
Задание на выполнение работы:
1.
Ознакомьтесь повторно с содержанием деятельности компании в рамках ЭК.
2.
Найдите в российском сегменте сети Интернет 2 компании, занимающиеся деятельностью, максимально близкой к описанному в вашем варианте.
3.
Изучите сайты выбранных компаний и составьте набор из 10-15 характеристик, по которым возможно будет провести анализ деятельности выбранных фирм.
Как правильно разработать группы характеристик и элементы группы?
Руководствуясь схемой коммерческого цикла, проанализируйте деятельность выбранных фирм и составьте таблицу.
Например:
Характеристика
Компания 1
Адрес:
www.X.com
Компания 2
Адрес:
www.1234.ru
Способы оплаты (ЭТО ГРУППА):
1.
безналичнй расчет (ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА);
Есть
Нет
2.
наличный, при доставке курьером (ЭТО
ХАРАКТЕРИСТИКА);
Есть
Есть
3.
Цифровыми наличными (ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА).
Есть нет