Файл: 2. Коммерческий цикл в электронной коммерции Вопрос Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и электронный коммерческий цикл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 73/95
·
управление складами.
Обработка заказов.
Цикл потребительского заказа длится с момента самого заказа и до получения покупателем товара. Этот цикл включает в себя получение заказа, проверку статуса заказа и сообщение об изменении этого статуса покупателю,
оформление необходимых документов и доставку заказанного товара покупателю. Также в этот цикл входят проверка наличия товара на складе, проверка платежеспособности покупателя (в случае оплаты по банковской карте или через электронную платежную систему), выставление счета и получение денег. Раньше покупатель мог сделать заказ следующим образом: заполнить бумажную форму и передать ее продавцу, переслать ее по почте или продиктовать свой заказ по телефону клерку. По мере совершенствования технических средств, покупатель получил возможность отправить заполненную форму по факсу в представительство поставщика, оснащенное автоматической системой обработки заказов.
Сегодня Интернет позволяет значительно сократить цикл заказа и одновременно создать непрерывный процесс без использования бумажной документации, удобный как для потребителя, так и для компании. Многие корпорации уже разрабатывают «виртуальные организации» – целостные, состоящие из интерактивных частей, системы, охватывающие множество отделов и подорганизаций. Отдача от такой интеграции настолько велика, что обеспечивает этим компаниям существенные конкурентные преимущества - за счет наилучшего обслуживания клиента и минимизации времени исполнения заказа.
Пользуясь услугами интернет-провайдеров, потребители, будь то частные лица или корпорации, получают доступ к источникам информации, а также имеют возможность делать заказы напрямую у корпораций и общаться с другими пользователями Сети.
В качестве примера неэффективности традиционной системы заказа можно привести следующий: ранее от момента изготовления персонального компьютера и до продажи его в розничной сети проходило 47 дней. Внедренная компанией
Dell модель продажи компьютеров через Интернет под названием «make-to-order» (создать на заказ), позволяла сократить временные затраты до одного дня. Выяснилось, что клиенты не заказывают модели с жесткими дисками емкостью в 1 Гб, а предпочитают 3 гигабайта, поэтому компания прекратила закупку дисков в 1 Гб. Компании-изготовители предложили излишки таких дисков другим производителям ПК по более низкой цене. Те накинулись на это предложение. Через 47 дней выяснилось, что никто не хочет покупать компьютеры с одногигабайтным винчестером.
Рынок бумизделий никуда не денется, потому что бумажная документация по-прежнему будет использоваться при доставке товаров покупателю, и покупатели по-прежнему будут читать бумажные газеты, книги и журналы. Тем не менее,
как было продемонстрировано в предыдущем примере, бизнес вошел в эпоху использования цифровой информации и электронной обработки заказов, что позволяет предоставить клиентам дополнительные услуги в области маркетинга и коммуникаций.


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 74/95
Доставка.
Доставка является основой логистики. Железные дороги, грузовики, трубопроводы, водный и воздушный транспорт
– все это различные способы доставки товара до потребителя.
Несмотря на то, что в прошлом компании пытались выиграть в конкурентной борьбе в основном за счет снижения расходов, появление Интернета породило новую тенденцию. Компании, работающие во всех секторах экономики, начали стремительно создавать собственные онлайновые представительства – опять-таки, ради получения преимуществ перед конкурентами. Транспортные компании обнаружили, что возможности Интернета могут быть использованы для того,
чтобы ускорить доставку и более оперативно работать с сопутствующей информацией. Как грузоотправители, так и грузополучатели полагают, что наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении и статусе груза.
В условиях динамичной экономики потребитель требует высочайшего уровня сервиса на протяжении всей цепочки поставок, в том числе возможности отслеживать движение заказа и его статус.
Требование действовать оперативно относится ко всем областям «новой» экономики, особенно к тем, которые имеют представительство в Интернете. А оперативность начинается с того, чтобы нужный продукт в нужное время был в нужном месте. Доставка всегда была жизненно важной составляющей логистики, и с течением времени ее роль и значение только возрастают. С тех пор, как появилась электронная коммерция, представление о доставке изменилось от статичной схемы регулярных перевозок товара со складов в розничных магазинах до принципиально новой динамичной области,
занимающей ключевое место в логистике.
Управление складом.
Как и доставка, управление складами – неотъемлемая часть логистики. Однако, в отличие от ситуации с доставкой грузов, в управлении складом наблюдается другая тенденция: к поиску путей работы с минимальным количеством ресурсов. У компании может быть превосходная бизнес-модель и отличная система доставки, чтобы заставить эту модель работать, но если доставлять компании нечего, то никакого бизнеса не получится. У многих корпораций содержимое склада составляет приличный процент от общего объема активов. Большие запасы товара на складе желательны, а иногда и необходимы для беспрерывной работы и организации качественного обслуживания. Это может помочь снизить некоторые затраты (например, отпускную цену товара, затраты на заказ у производителя, убытки от неосуществленных продаж и т.д.),
однако большие склады, как правило, увеличивают операционные расходы (расходы на хранение, налоги, страховку и т.д.).
Сегодня информационные системы управления позволяют обновлять информацию о запасах на складе, как только товар отгружается или, наоборот, поступает в хранилище. Компания Toyota внедрила и усовершенствовала эту технологию,


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 75/95
известную под именем «как раз вовремя» («just-in-time») или «kanban». Оценив выгоды такой системы работы, компании всего мира теперь выживают в конкурентной борьбе за счет того, что удерживают складские запасы на невысоком уровне.
Хранение товарных запасов – дорогое удовольствие, и все компании, особенно те, которые работают в Интернете,
выигрывают от внедрения систем управления складами в реальном времени. Это позволяет получить и удержать преимущество перед конкурентами. Использование системы «kanban» дает возможность поставщикам взаимодействовать непосредственно с производителем, к тому же устраняет излишки запасов и необходимость в больших складских помещениях. Например, если торгующий книгами в Интернете коммерсант знает, что некоторые позиции пользуются большим спросом по воскресеньям, потому что их покупатели – деловые люди, у которых нет времени совершать покупки в разгар рабочей недели, то он может запастись достаточным количеством товара, чтобы доставить все сделанные заказы в понедельник, и не забивать свои склады в будни. Нельзя торговать, если товара нет вообще, однако делать запасы «на всякий случай» в мире, в котором все должно быть «как раз вовремя», не стоит.
Возможности, надежность и простота использования Интернета создают единую и прозрачную связь между потребителем и производителем, а также между производителем и поставщиком. Интернет позволяет потребителям свободно обмениваться информацией.
Сейчас логистика вышла на первый план в деятельности многих компаний. Этому способствует постоянное развитие компьютерных и информационных технологий, расширение мировых рынков, которое выражается в появлении большего числа транснациональных компаний; ориентация на качество и удовлетворение потребностей клиента. Потребитель ждет от предприятий (будь то производители, розничные продавцы или поставщики) дополнительных услуг, ориентированных на потребителя, на продвижение товара, на увеличение производства и на снижение временных затрат. Гибкость служб доставки позволяет объединить усилия с другими предприятиям и сосредоточиться каждому из них на выполнении своих профилирующих задач. А предприятия преуспели в предоставлении дополнительных услуг и одновременно в удовлетворении потребительского спроса.
Известно, что цена товара в России после его прохождения через сферу обращения может увеличиться в 2-3 раза (и более) против цены производства/производителя. Поэтому оптимизация процессов транспортировки, формирования и содержания запасов, снабжения, дистрибуции и т.д. позволяет получать весьма существенную прибыль. За счет увеличения нормы прибыли посредством: во-первых, снижения издержек; во-вторых, увеличения доли рынка (объема продаж) за счет конкурентов благодаря более низким ценам. Хотя это очень не просто. Решая логистические задачи полностью самостоятельно компания может столкнуться с различными проблемами.
Поэтому многие компании пользуются услугами логистического предприятия по перевозке и экспедированию товара.
Поскольку это позволяет:
·
не держать свой штат диспетчеров и логистиков (по перевозкам);
·
организовать отправку с минимальными затратами;


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 76/95
·
иметь от логистического предприятия гарантии качественной доставки и материальной ответственности за перевозимый груз.
Итоги последнего времени (разорение огромного числа Интернет-проектов) наводит на мысль о том, что первым шагом на пути к выходу компании в Сеть должно быть не создание Web-сайта, а полное переосмысление логистической системы.
Проблемы управления поставками и снабжением хорошо изучены на Западе и существуют эффективные методы их решения, известные под названием SCM (Supply Chain Management - управление цепочками поставок). SCM решает задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг конечным потребителям. Управление поставками неразрывно связано с внутрифирменным ресурсным планированием (Enterprise Resource Planning, ERP), которое ведет учет других ресурсов компании (финансы, персонал и т. д.) и играет существенную роль и в построении эффективных логистических цепочек.
Важность взаимосвязанных функций логистики в сфере электронного бизнеса, необходимость применения комплексного подхода к обеспечению поставок очевидна. Но стоит ли выделять некоторые или все функции логистики или оставлять их встроенными в общую структуру бизнеса?
Большинство компаний, как показал опрос IDC, относятся к разделению функций Интернет-логистики довольно скептически (исключение составляет лишь доставка товара). Их беспокоят такие вопросы как совместимость служб логистики с уже существующими системами, конфиденциальность транзакций, способность сторонней фирмы обеспечить законченное решение в области логистики и т.п.
Последнее вызывает недоверие со стороны онлайновых торговцев, которые с большой неохотой идут на передачу функций управления заказами сторонней структуре. 48% компаний высказались категорически против того, чтобы переложить функцию управления заказами на плечи другой фирмы.
Но по мере развития Интернет-логистики сотрудничество поставщиков будет направлено на делегирование службе доставки различных функций логистики. Потребитель тем самым будет избавлен от рассмотрения множества договоров с поставщиками.
Более 80% компаний обозначили четко прослеживаемую тенденцию оставить под своим контролем такие дистрибьюторские функции, как управление заказами и их исполнение, а также управление возвращенным и непроданным товаром. Тем не менее, все большее число компаний выражает готовность вывести эти функции. Прежде всего электронный бизнес готов «избавиться» от функции управления возвращенным и непроданным товаром (30%
респондентов ответили на этот вопрос «вероятно да» и «скорее всего да»). В числе других кандидатов на отделение функция исполнения заказов (25%), а процедуру управления заказами доверили бы другой фирме лишь 18% опрошенных.


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 77/95
Вопрос 2. SCM – автоматизированная система управления цепочками поставок.
При всех очевидных проблемах мировая, да и российская индустрия информационных технологий готова предложить решения практически для любой сферы деятельности. Финансы, сбыт, производство, исследования, маркетинг:
У промышленных предприятий все большую популярность завоевывают системы, задача которых - повышение эффективности логистики. Такие системы получили название SCM (supply chain management) - АСУ цепочками поставок.
SCM представляет собой виртуальную интеграцию партнеров в цепочке производство - поставки продукции. SCM
гарантирует, что сырье поступает производителю, а конечный продукт - потребителю.
Поясним несколько терминов, которые связаны с SCM:
·
Управление поставщиками - уменьшает число поставщиков как таковых, но при этом дает возможность стать партнерами по бизнесу.
·
Управление запасами - сокращает цикл «оформление заказа - доставка-оплата» посредством применения новых интернет технологий, связывает всех участников сделки электронным способом и позволяет снизить уровень запасов,
улучшает их оборот и полностью устраняет ситуацию отсутствия необходимого наименования товара на складе.
·
Управление распределением - представляет документацию, связанную с процессом доставки товара (заказы на поставку, транспортные накладные, предварительные уведомления о доставке товара, претензии по декларациям грузов и т.д.), в электронном виде, тем самым позволяет улучшить процесс планирования ресурсов.
·
Управление каналами - быстрое распространение информации об изменении производственных условий у торговых партнеров. Техническая, производственная и ценовая информация, которая требовалась для выполнения бизнес- процесса, в обычных условиях передавалась по телефону, теперь может передаваться с помощью электронных бюллетеней.
Кроме того, все партнеры имеют постоянный доступ к информации.
·
Управление платежами - связывает компанию, поставщиков и дистрибутеров таким образом, что отправление и получение платежей может осуществляться в электронном виде, тем самым происходит громадная экономия затрат труда.
·
Управление финансами - позволяет компаниям, имеющим представительства в различных странах мира,
управлять своими средствами по счетам, которые ведутся в различных валютах.
·
Производительность торговых представителей - улучшает коммуникации и потоки информации между продавцами, клиентами, производственными структурами, тем самым, повышается доступ к информации о состоянии рынка и конкурентах.
Цепочку поставок можно определить как взаимодействие двух субъектов, между которыми перераспределяется товар, или как сам процесс передачи товара от одного контрагента к другому.