Файл: 2. Коммерческий цикл в электронной коммерции Вопрос Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и электронный коммерческий цикл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 10/95 6.
Увеличивается рыночная стоимость. Она изменяется экспоненциально с ростом доли на рынке. Для продуктов,
которые помогают создать типовой стандарт, сетевой эффект еще более заметен. Чем в большем количестве он используется, тем более важным он становится. В этом есть коренное отличие от обычной экономики, в которой ценность продукта тем выше, чем больше его дефицитность.
7.
Обычного посредника заменяет информационный посредник (инфопосредник). С ростом объемов информации,
появляется необходимость в таких инфопосредниках, способных переработать этот поток данных в полезную информацию.
8.
С появлением сети появляются новые возможности для всех субъектов экономики. Теперь для сравнения цен на товары и услуги достаточно зайти в сеть, и, не выходя из офиса получить необходимую информацию и подобрать наиболее привлекательное предложение.
9.
Информационная составляющая товара или услуги становится все большей частью их стоимости, а информацию легче персонифицировать, чем товар. Поэтому для производителей становится все проще персонифицировать товар так,
чтобы он наиболее полно удовлетворял потребностям конкретного клиента.
10.
Сокращается расстояние между желанием купить товар и самой покупкой.
Интернет – всего лишь инструмент организации единого информационного пространства, однако именно он позволил выйти на новый виток развития бизнеса. С одной стороны, Интернет предоставил производителям доступ к максимальной аудитории потребителей со всеми их разнообразными предпочтениями, а с другой – дал клиентам возможность с помощью электронных интерфейсов самим вводить свои заказы в отлаженную систему управления производством.
Определимся, что будем понимать под понятием электронный бизнес и электронная коммерция.
Электронный бизнес - форма ведения бизнеса, при которой значительная его часть выполняется с применением информационных технологий (локальные и глобальные сети, специализированное программное обеспечение и т.д.).
Электронная коммерция - форма коммерции, при которой два и более звена коммерческого цикла выполняется с применением информационных технологий.
Части электронного бизнеса, связанные с Интернетом включают в себя:
·
Бизнес на Интернете (интернет-провайдинг, контент-провайдинг и сервис-провайдинг).
·
Бизнес вокруг Интернета (поставка технических средств, поставка программных средств, Web-дизайн,
программирование и сопутствующие услуги, перепродажа фирм).
·
Бизнес в Интернете (интернет-реклама, интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-расчеты, интернет- маркетинг, интернет-коммерция, информационная подписка, СМИ в Интернете).
Основные отличия ЭК от ЭБ:
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 11/95
·
электронный бизнес может, как иметь, так и не иметь коммерческой составляющей;
·
электронная коммерция – ограниченное проявление электронного бизнеса, представляющее собой маркетинг,
продажу, приобретение товаров/услуг с использованием телекоммуникационных технологий;
·
электронный бизнес поддерживает цепочку добавление потребительской стоимости, интегрируя в цепочки несколько компаний;
·
основной упор в электронном бизнесе находятся в сфере управления цепочками поставщиков и внутренней деятельности компании;
Место ЭК в ЭБ
Рис. 1
Содержание ЭК
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 12/95
Рис. 2
Объекты ЭК:
·
товар, включая материальные ценности, изделия, предметы, сырье, продукцию производственно-технического назначения и иные объекты права собственности, которые, в рамках законодательства, могут быть отчуждаемыми;
·
работа;
·
услуга.
Субъекты ЭК:
·
физические лица;
·
юридические лица, в том числе иностранные, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы;
·
финансовые институты;
·
прочие юридические лица;
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 13/95
·
государство как субъект права;
·
органы власти;
·
представители гос. организаций, которые участвуют в электронной коммерции в качестве:
o лиц, осуществляющих электронную коммерцию;
o покупателей и заказчиков соответствующих товаров, работ или услуг;
o посредников в электронной коммерции.
Вопрос 2. Эволюция электронной коммерции.
В эволюции электронной коммерции можно выделить 4 фазы развития:
1.
Первая фаза - коммуникации.
Эта фаза характеризуется возникновением таких сервисов как:
·
FTP - File Transfer Protocol (Протокол передачи файлов), который позволяет передавать и получать файлы. Этот сервис остается одним и основных способов распространения бесплатных программ и различных дополнений и исправлений к коммерческим версиям программ.
·
Gopher - система вложенных меню, которая была прообразом Всемирной паутины. В настоящее время эта система постепенно отмирает.
·
Новости. В результате на первой фазе появилась возможность передачи/получения файлов и налаживания коммуникаций в среде академических и компьютерных энтузиастов.
2.
Вторую фазу можно назвать «односторонний маркетинг».
Она характеризуется возникновением системы «Mosaic» - прообраз Всемирной паутины, который служил для распространения рыночной информации и обеспечивал клиентов базисными услугами.
3.
Третья фаза характеризуется возникновением системы Всемирной паутины - WWW-World Wide Web.
Технология WWW была разработана Европейской лабораторией физики элементарных частиц. В основу этой системы положено понятие гипертекста, т.е. множества отдельных текстов, которые имеют ссылки друг на друга. Эти тексты также называются документами, статьями или страницами. Слова, находящиеся в одном документе, как бы
«привязаны» к другим документам. Для работы со всемирной паутиной используется специальный протокол HTTP - Hyper
Text Transter Protocol (Протокол передачи гипертекста).
В результате создания WWW стало возможным взаимодействие клиентов, осуществление базисных коммуникаций между компаниями, осуществление простых трансакций.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 14/95 4.
Сейчас мы находимся в четвертой фазе развития, которая характеризуется трансформацией бизнес-процессов и,
благодаря применению новых Интернет технологий, возникновением новых направлений бизнеса.
Электронная коммерция на основе внедрения новых Интернет технологий позволяет оптимизировать бизнес- процесс, полностью его автоматизировать, включая поиск необходимых товаров или услуг, проведение платежей, отгрузку и доставку товаров.
Вопрос 3. Факторы успеха электронного бизнеса.
В первую очередь предприятиям необходимо:
·
избавиться от всех лишних и не приносящих прибыли процессов между заказом и его выполнением;
·
создать структуру новых «динамичных» партнерских взаимоотношений с торговыми компаниями;
·
разработать технические архитектуры, поддерживающие целый спектр взаимодействий, начиная от служащих,
покупателей до торгового сообщества и рынка и обеспечивать интеграцию компонентов системы: баз данных, бизнес- процессов, информационного наполнения Web-сайтов и т.д.
Предприятие должно работать на удовлетворение спроса клиентов и анализировать все дополнительные услуги,
которые они могут предоставлять клиентам.
Предприятиям необходимо отслеживать работу существующих конкурентов и появление новых и быть способными приобретать новых клиентов и новые рынки.
Вопросы для самопроверки:
1.
Перечислите основные отличия ЭК от ЭБ.
2.
В чем отличие субъектов ЭК от субъектов в традиционной коммерции?
3.
Назовите функции ЭК.
4.
Назовите преимущества и недостатки ЭК.
5.
Назовите цели и задачи ЭК.
Литература по теме.
Основная литература:
1.
Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для ВУЗов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008 г.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 15/95
Дополнительная литература:
1.
Брагин А.А. Электронная коммерция: учебное пособие для вузов. – М.: 2005 г.
2.
Гаврилов Л.П. Электронная коммерция: Учебное пособие по выполнению практических работ. – М.: 2006 г.
3.
Кобелев О.А. Электронная коммерция. – М.: 2006 г.
Интернет-ресурсы:
1.
www.e-commerce.ru
2.
www.osp.ru
3.
www.business2business.ru
Тема 2. Коммерческий цикл в электронной коммерции
Содержание темы:
·
Трансформация этапов коммерческого цикла под влиянием информационных технологий электронной коммерции.
В результате изучения темы студенты должны:
освоить:
·
коммерческий цикл;
·
структура «электронного» коммерческого цикла;
·
этапы возникновения ЭК;
·
выгоды, получаемые участниками ЭК на различных этапах коммерческого цикла;
приобрести навыки:
·
описания и выделения характерных черт этапов «электронного» коммерческого цикла для деятельности в рамках произвольной предметной области;
научатся:
·
производить выбор оптимальной стратегии для выхода предприятия в ЭК и обоснование данного решения.
Вопросы темы:
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 16/95 1.
Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и
«электронный» коммерческий цикл.
2.
Причины необходимости электронной коммерции для офлайн бизнеса.
3.
Технологии, применяемые для реализации решений по электронной коммерции.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и
«электронный» коммерческий цикл.
Коммерческий цикл представляет временной интервал, который начинается с момента производства/закупки сырья/
продукта или услуги с последующей реализацией и получением прибыли. Коммерческий цикл – это последовательность действий, выполнение которых позволяет достигнуть организации значимых целей.
Ниже приведен полный коммерческий цикл актуальный для ситуации, когда торгово-производственное предприятие планируется создать, т.е. с момента возникновения идеи о создании какого-либо бизнеса. В том случае, если при решении практических задач, деятельность организации уже осуществляется, таких этапов, как формирование бизнес идеи,
стратегическое и бизнес планирование, формирование капитала, конечно на коммерческом цикле не будет.
Отличие «традиционного» и «электронного» коммерческого циклов заключается в том, что при переводе бизнеса в on-line\частично on-line некоторые из этапов будут полностью или частично переведены в электронную форму. Конечно же, принципы выполнения таких этапов также будут изменены.
Какие из этапов следует переводить в электронную форму, а какие оставит в традиционной, решается в отдельном случае индивидуально для каждой организации.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 17/95
Рис. 3
Наличие специфики в этапах в условиях ЭК:
1.
Создание торгового инструмента.
2.
Производство (закупка).
3.
Маркетинг.
4.
Заказ (обработка).
5.
Расчёт (оплата).
6.
Доставка.
7.
Послепродажное обслуживание.
8.
Поддержка.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 18/95
От OFF-LINE к ON-LINE бизнесу.
Общие экономические выгоды, получаемые участниками ЭК:
1.
Сокращение операционных издержек.
2.
Значительное уменьшение затрат на проведение рекламы.
3.
Персонализация процесса обслуживания покупателей.
4.
Возможность «лёгкого» опережения конкурентов.
5.
Возможность эффективного ДИСТАНЦИОННОГО управления БИЗНЕС-процессами.
6.
«Скорость» проведения маркетингового исследования ниш рынка и сегментов.
7.
Снижение затрат на обмен информацией.
8.
Потенциальная возможность неограниченного роста числа покупателей.
9.
Увеличение «прозрачности» компании.
10.
Уменьшение себестоимости транзакций.
Общие экономические выгоды, получаемые фирмами-производителями:
1.
Возможность создания нового канала сбыта или освоения новой ниши.
2.
Возможность отказа от услуг посредников.
3.
Упрощение координации хозяйственных связей.
4.
Увеличение оперативности получения информации.
5.
Большая открытость фирм-производителей.
6.
Повышение эффективности БИЗНЕСА за счёт интеграции с заказчиками.
7.
Быстрая актуализация клиентской информации.
8.
Упрощение контактов.
9.
Экономия затрат у поставщиков.
10.
Сокращение операционных расходов.
Общие экономические выгоды, получаемые покупателями:
1.
Минимизация затрат времени на посещение магазинов.
2.
Обеспечение постоянной доступности магазинов для посещения.
3.
Упрощение процедуры поиска товаров.
4.
Возможность оперативного сравнения характеристик и цен товаров в различных магазинах.
5.
Индивидуализация обслуживания.
6.
Возможность получения экономии денежных средств.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 19/95 7.
Вовлечение покупателей в процесс разработки и внедрения новых продуктов и услуг.
8.
Уменьшение затрат, связанных с оформление акта купли-продажи.
9.
Сокращение пути поставки товара покупателю.
10.
«Ускоренная» обратная связь с «магазином».
Ограничения электронной коммерции:
1.
Безопасность.
2.
Целостность системы данных.
3.
Масштабируемость.
4.
Проблемы исполнения заказов.
5.
Проблемы взаимоотношения с потребителем.
6.
Продукция, которую не желают покупать в ON-LINE.
7.
Общая уязвимость.
8.
Отсутствие подготовки специалистов по ЭК.
9.
Большой риск при начале своего дела.
Электронная коммерция облегчает реинжиниринг бизнеса - процесс, который широко распространен в настоящее время среди наиболее крупных компаний экономически развитых стран Запада. Цели электронной коммерции схожи с целями, которые решаются в процессе реинжиниринга:
·
Сокращение издержек.
·
Уменьшение времени производственного цикла.
·
Ускорение выполнения запросов клиентов.
·
Улучшение качества обслуживания.
Однако усилия фирм, связанные с реинжинирингом, как правило, игнорируют социальные издержки, возникающие при радикальных организационных изменениях в деятельности фирмы. В то время как ценность изменений, связанных с внедрением интернет - технологий, е-коммерции, предполагает, что, если такие изменения сделаны грамотно, то это стимулирует создание положительной рабочей обстановки.
В условиях ведения бизнеса по традиционному пути предприятия отвечали за все. Развитие товара, его производство,
продажа, доставка, материально-техническая поддержка требовали громадных затрат ресурсов, в чем организации не всегда были полностью компетентны.