Файл: 2. Коммерческий цикл в электронной коммерции Вопрос Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и электронный коммерческий цикл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 8. Трансформация традиционных технологий расчётов в электронной коммерции
Содержание темы:
Отличия технологий традиционных расчётов от технологий электронных расчётов в сети Интернет. Электронные технологии расчётов и существующие виды платёжных Интернет системы.
В результате изучения темы студенты должны:
освоить:
·
технологии электронных расчётов и их сущность;
·
существующие системы, реализующие различные технологии расчётов;
·
место этапа расчётов в коммерческом цикле;
·
преимущества и недостатки различных технологий Интернет расчётов для субъектов ЭК;
·
основные российские и зарубежные платежные Интернет-системы;
приобрести навыки:
·
поиск, анализ и обоснование применения систем электронных расчётов для деятельности в рамках различных
Интернет проектов.
Вопросы темы:
1.
Платежные системы.
2.
Виды и классификация платежных систем в сети Интернет.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Платежные системы.

10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 67/95
Финансовые учреждения используют электронные средства для перевода денежных средств на дебетовые и кредитовые счета своих клиентов в течение более 20 лет.
Развивающаяся индустрия электронной коммерции требует создания таких платежных систем, которые бы удовлетворяли всем видам бизнеса и позволяли осуществлять трансакции через интернет.
В электронной коммерции используются системы расчетов, специально разработанные для Internet. Эти системы характеризуются практически мгновенной (менее минуты) авторизацией и обеспечением платежей. Такие системы расчетов уже используются в Европе, Северной Америке и некоторых других регионах. В России также существует ряд проектов, обеспечивающих осуществление платежных расчетов через интернет.
Среди платежных систем, действующих через интернет, можно отметить:
Электронные деньги.
В их основе лежит, так называемая, «электронная подпись», выполненная с помощью криптографии. Банки дают разрешение клиентам декодировать денежные средства, закодированные с помощью особого банковского ключа. Клиенту же нужно лишь открыть в банке счет и поддерживать на нем достаточное количество денег, необходимых для выполнения расчетов за приобретенные товары.
Электронные чеки.
Это цифровой эквивалент обработки бумажных чеков, включающий подпись (компьютерный номер, который удостоверяет подлинность владельца чека), индоссамент плательщика и сумму платежа.
Смарт-карты.
Выполняют множественные функции, такие как хранение специальных рыночных заказов, доступ к многочисленным финансовым счетам, возможность осуществления персональных покупок и платежей.
Вопрос 2. Виды и классификация платежных систем в сети Интернет.
Цифровые деньги или системы и способы расчетов в Интернет можно разделить на несколько видов по организации их функционирования и, следовательно, по уровню безопасности, и классифицируются по способу расчета.
Обмен открытым текстом.


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 68/95
Это самый простой способ оплаты в интернет - с помощью кредитной карты (как при заказе по телефону), с передачей по интернет всей информации (номера карт, имя и адрес владельца) без каких-либо особых мер безопасности.
Минусы очевидны: информация легко может быть перехвачена с помощью специальных фильтров, и использована во вред владельцу карты. Способ этот в настоящее время не используется
Системы, использующие шифрование обмена.
Несколько более защищенный вариант - оплата с помощью кредитной карты, с передачей по интернет всей информации с помощью защищенных протоколов сеанса связи (шифрования). Хотя перехватить информацию во время транзакции практически невозможно, но это можно сделать с сервера продавца. К тому же существует возможность подделки или подмены identity как продавцом, так и покупателем. Есть возможность и у покупателя скачать «по кредитной карте» информацию, а затем отказаться от оплаты - доказать, что это именно он пользовался своей картой, а не «злостный хакер», трудно - поскольку нет подписи.
Системы с использованием удостоверений.
Еще один вариант использования кредитной карты в интернет, гораздо более надежный - это применение специальных защищенных протоколов обмена информации с использованием удостоверяющих клиента и продавца цифровых сертификатов и цифровой подписи, исключающие отказ от выполнения условий соглашения (оплаты, передачи товаров (информации) или оказания услуг) и подмену identity (удостоверение личности).
Клиринговые системы интернет.
Центральная идея клиринговых систем интернет, состоит в том, что клиент не должен каждый раз при покупке раскрывать свои персональные и банковские данные поставщику товара. Вместо этого, он лишь сообщает ему свой идентификатор или свое имя в этой системе, после чего поставщик запрашивает систему и получает подтверждение или опровержение оплаты. Фактически система гарантирует оплату поставщику, при этом клиент передает свои данные один раз с помощью хорошо защищенных протоколов или, вообще, минуя интернет (почтой, например) в систему, где они надежно защищаются. Деньги депонируются в системе любым доступным клиенту образом. Если есть кредитная карта, то возможность расплачиваться с помощью такой системы клиент может практически сразу после регистрации, если нет - то придется подождать, пока деньги (переводом или по чеку) реально дойдут. Система, кроме этого эмитирует цифровые сертификаты подтверждающие identity (то есть удостоверяющие) клиента и продавца, а протокол «обмена данными»
покупателя и поставщика использует эти сертификаты и цифровую подпись.
Цифровые наличные (PC-вариант).


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 69/95
Революционным видом расчетов в интернет являются цифровые наличные. Цифровые наличные - это очень большие числа или файлы, которые и играют роль купюр и монет. В отличие от всех вышеперечисленных систем эти файлы и есть сами деньги, а не записи о них. Современные методы криптографии, и, прежде всего алгоритмы слепой подписи, не так давно разработанные, обеспечивают их надежную работу. Затраты на функционирование такой системы значительно меньше затрат на все вышеперечисленные. К тому же отсутствие в схемах расчетов кредитной карты (а значит и значительных затрат на оплату трансакций процессинговым компаниям) позволяет применять их для расчетов в самом нижнем ценовом диапазоне - меньше одного доллара (такие маленькие платежи называются микроплатежами). По общему мнению, именно микроплатежи могут обеспечить основной оборот продаж информации в интернет. Кроме всего цифровые наличные могут обеспечить полную анонимность, так как не несут ни какой информации о клиенте их потратившем.
Вариантом цифровых наличных может быть цифровой чек.
Цифровые наличные (Smart-card - вариант).
Технологической вершиной в области цифровых денег являются системы цифровых наличных, основанные на использовании технологии smart-card. Современная смарт-карта - это маленький компьютер со своим процессором,
памятью, программным обеспечением и системой ввода/вывода информации. Не все смарт-карты несут в себе цифровые наличные, чаще пока смарт-карта употребляется как обычная дебетовая карта, называемая электронный кошелек, в которую вносятся записи о списании денег, или просто информация о клиенте. Наличные цифровые деньги на базе смарт- карт - не только могут обеспечить необходимый уровень конфиденциальности и анонимности, но и не требуют связи с центром для подтверждения оплаты, так как в отличие от подобных систем на базе PC, файлы-деньги не могут быть скопированы, или стерты с диска.
Вопросы для самопроверки:
1.
Преимущества и недостатки электронной формы расчетов.
2.
Что такое платежная Интернет система.
3.
Что такое авторизация.
4.
Что такое аутентификация.
5.
Охарактеризуйте процессинговый центр.
6.
Назовите основные российские платежные Интернет-системы.
7.
Назовите основные зарубежные платежные Интернет-системы.
8.
Что такое электронный кошелек и цифровые наличные.
9.
Назовите основные проблемы организации Интернет-платежей.


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 70/95
Литература по теме.
Основная литература:
1.
Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для ВУЗов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008 г.
Дополнительная литература:
1.
Брагин А.А. Электронная коммерция: учебное пособие для вузов. – М.: 2005 г.
2.
Гаврилов Л.П. Электронная коммерция: Учебное пособие по выполнению практических работ. – М.: 2006 г.
3.
Кобелев О.А. Электронная коммерция. – М.: 2006 г.
Интернет–ресурсы:
1.
www.ifin.ru
2.
www.faktura.ru
Практические задания.
Этап 5: Расчёты в электронной коммерции.
Тема 9. Управление поставками и логистика в электронной коммерции
Содержание темы:
·
Традиционная и электронная логистика.
·
Базовые методы и информационные системы управления цепочками поставок SCM.
В результате изучения темы студенты должны:
освоить:
·
способы доставки товара в системах ЭК;
·
основные аспекты работы интернет-маркетологов по распределению товарных потоков электронных магазинов,
аукционов и виртуальных торговых площадок;
·
влияние ЭК на логистические процессы;
·
механизм функционирования системы SCM;

10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 71/95
приобрести навыки:
·
осуществлять, на основе анализа, выбор компании, предлагающей услуги в области электронной логистики.
Теоретический материал по теме
Вопросы темы:
1.
Логистика – основа электронного бизнеса.
2.
SCM –автоматизированная система управления цепочками поставок.
Вопрос 1. Логистика – основа электронного бизнеса.
Основой электронной торговли является логистика. Совет Логистического Менеджмента дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя».
Осознание актуальности электронной логистики с опытом.
Электронная коммерция существенно отличается от традиционного бизнеса. Электронный магазин продает не только товар, но еще и услуги по его доставке - последнее является одним из преимуществ при совершении виртуальных покупок.
Доставка выступает как самостоятельный товар, имеет свою цену и влияет на сам факт совершения покупки. Если товар:
·
привезен несвоевременно;
·
нарушена комплектность заказа;
·
услуги по его доставке слишком дороги, то клиент утрачивает интерес к покупке. В этих случаях именно логистика приобретает едва ли не самое важное значение в построении перспективных взаимоотношений Интернет- магазина и заказчиков.
До появления электронной торговли клиенты, как правило, не интересовались затратами, связанными с логистическим обеспечением доставки товаров в магазин или на склад. Взаимодействие покупателя и компании осуществлялось через торговых операторов–посредников, которые брали на себя доставку товара покупателю.
Электронная торговля связала клиента с предприятием напрямую, без посредников. Соответственно, заказчик, осознав сложность и дороговизну логистических процедур, делает свой выбор с учетом новых факторов.


10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 72/95
В традиционном бизнесе логистика благодаря долгосрочным маркетинговым акциям имеет достаточно времени,
чтобы своевременно реагировать на повышение потребительского спроса. Интерактивная же природа Интернета позволяет заказчику реагировать на маркетинговую акцию мгновенно, а гибкость Web-технологий дает возможность маркетингу держать рынок в постоянном напряжении. Поэтому медленная логистическая обработка заказов приводит к их лавинообразному нарастанию. Интернет-магазины должны уметь осуществлять прямую доставку большому числу клиентов, поскольку электронный бизнес предполагает переход от продажи оптом – к рознице, от массового обслуживания
– к индивидуальному. Индивидуализированная логистика имеет очень важное значение в электронном бизнесе – без нее компания не будет готова к электронному бизнесу. При этом важно не только уметь доставлять товар, но и сделать каждое обращение своего клиента более удобным и быстрым.
Персонализированная работа с заказчиком приводит к тому, что клиент становится элементом логистической цепочки самого предприятия. Поэтому задачи по построению новых способов взаимодействия с клиентом являются приоритетными.
Неудачи огромного числа Интернет-проектов за последнее время свидетельствует о том, что первым шагом на пути к выходу компании в сеть должно быть не создание Web-сайта, а полное переосмысление системы логистики предприятия.
Логистика как интегрированная система сбыта, снабжения, транспортировки, хранения и производства товаров,
подразумевает все виды деятельности - от получения заказа до поставки товара потребителю. Кроме того, она обеспечивает оптимальный сбыт продукции за счет снижения издержек на всем пути от продавца к покупателю. Таким образом,
важность логистики в электронном бизнесе и необходимость в комплексном подходе к обеспечению товарных поставок уже не ставится под сомнение.
Традиционная цепочка поставки состоит из пяти звеньев:
·
поставщик;
·
производитель;
·
дистрибьютор;
·
розничный продавец;
·
конечный потребитель.
В некоторых отраслях электронная коммерция, вкупе с информационными технологиями, делают возможным прямое взаимодействие поставщика или производителя с потребителем. Тем предприятиям, которые хотят выжить в конкурентной борьбе и остаться на рынке, следует сосредоточить свои усилия на улучшении качества логистики в трех областях:
·
обработка заказов;
·
доставка;