Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая модель: в конституции есть оговорка общего характера о возможности ограничения прав и свобод только законом или на основе закона и положения об ограничении отдельных прав и свобод (конституции Бахрейна 2002 г., Ирака 2005 г. и других государств).
Третья модель: конституция устанавливает только ограничения отдельных прав и свобод, не упоминая об общих условиях ограничений (конституции Ирландии 1937 г., Италии 1947 г., Индии 1950 г., Кувейта 1962 г., Дании 1953 г., Сингапура 1959 г., Кипра 1960 г., Монако 1962 г., ОАЭ 1971 г., Бангладеш 1972 г., Пакистана 1973 г., Сан-Марино 1974, Греции 1975 г., Испании 1978 г., Ирана 1979 г., Нидерландов 1983 г., Йемена 1991 г., Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Андорры 1993 г., Азербайджана 1995 г., Боснии и Герцеговины 1995 г., Грузии 1995 г., Омана 1996 г., Украины 1996 г., Финляндии 1999 г., Катара 2003 г., Афганистана 2004 г.).
В результате исследования специфики и сложившихся моделей конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина можно сделать определенные выводы. Во-первых, ограничение прав и свобод – это необходимой вопрос конституционного регулирования в современных государствах. Во-вторых, возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина государством - это один из конституционных принципов взаимоотношений государства и человека. В-третьих, конкретные ограничения прав и свобод могут устанавливаться исключительно законами и только в соответствии с конституцией. В-четвертых, тенденцией конституционного регулирования ограничений прав и свобод является подробная регламентация в Основных законах таких вопросов, как цели и соразмерность ограничений, а также гарантии конституционности ограничений.
1.2. Необходимость ограничения прав и свобод человека.
Права и свободы гражданина являются естественным и неотъемлемым правом человека. Но в определенных случаях государство может ограничивать права человека. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, - это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства. Андреева Г.Н. оговаривает, что данные ограничения должны: «во-первых, основываться на законе; во-вторых, соответствовать требованиям морали; в-третьих, сочетаться с уважением прав и свобод других, отвечать требованиям морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Недопустима деятельность, направленная на уничтожение прав и свобод».
Ни в коем случае не могут отчуждаться и ограничиваться право на гражданство, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, равноправность перед законом и судом, право на жизнь, право на личную свободу, неприкосновенность человеческого достоинства, право на определение и указание или не указание национальной, партийной или религиозной принадлежности, право на свободу личности, право на имущество, а также запрет дискриминации и т.д.
Общие признаки правовых ограничений, как считает Малько А.В., заключаются в том, что они:
- связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение
определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;
- сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного «предельного» состояния;
- выражают собой отрицательную правовую мотивацию;
- направлены на защиту общественных отношений, выполняют
охранительную функцию;
- предполагают снижение негативной активности16.
Об определении целей ограничения прав, российские авторы пишут по разному: «сдерживание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений»17; «запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой»18; «необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства»19 «поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан».
Включение основных прав или свобод в конституцию означает принятие обязательств государством. Это обязательства самому не нарушать эти права, гарантировать и защищать их.
Таким образом, ограничение права человека - установленные законодательством пределы реализации человеком прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых обусловлено необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и целью которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.
Подводя итоги, нельзя не согласиться со словами Шайо А.: «Какова бы ни была основа для ограничения прав и свобод, связанная с ним нагрузка не должна быть «чрезмерной». Законодателю необходимо часто доказывать, что выбранное им средство регулирования причиняет наименьший ущерб в защищенном основном праве»20. Это значит, что ограничение прав всегда имеет негативное составляющее. Оно оправдано только в том случае, если носит необходимый характер. То есть другим путем невозможно достичь нужной задачи и цели. Это есть наименьшее отрицательное влияние для демократического общества. И в конечном смысле любое ограничение свобод - необходимая и естественная мера для более эффективного гарантирования тех же прав и свобод. Ограничения государственной власти свободой преследуют ту же самую цель. И чтобы власть была эффективным инструментом обеспечения прав, пределы ее ограничения также должны быть разумными. Любое нарушение баланса негативно скажется на уровне гарантированности прав и свобод.
2. Современное состояние института ограничения прав и свобод человека.
2.1. Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина - это обусловленные правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение должного равновесия между интересами личности, общества и государства.
Ограничение прав и свобод личности может быть обосновано защитой публичных интересов, таких как защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Также частные интересы могут быть учтены при защите здоровья, прав и законных интересов других лиц. Права человека и гражданина являются главным институтом, который определяет правовой статус личности, способы и границы правового воздействия на нее и возможность участия граждан в политическом процессе. В уголовном судопроизводстве основанием ограничений прав является совершение преступления, которое создает угрозу конституционно охраняемым ценностям. В административном производстве основанием ограничений является правонарушение, которое может нанести вред общественным отношениям. В гражданском праве ограничения могут быть применены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан. Добавленная информация: Ограничение прав и свобод личности является темой, которая вызывает много дискуссий и споров в обществе. Некоторые люди считают, что государство должно иметь большую власть в ограничении прав и свобод,
чтобы защитить общество от угроз, в то время как другие считают, что это может привести к нарушению прав и свобод личности. Важно найти баланс между защитой публичных интересов и защитой прав и свобод личности, чтобы обеспечить справедливость и равенство перед законом.
Классификация оснований ограничений прав и свобод разнообразна и может быть распределена по следующим критериям:
-
по конструкции законодательства: международные (международно-правовые акты); федеральные нормативные правовые акты; подзаконные нормативные акты; региональные; местные. -
по субъектам, на которых они распространяются: защита индивидуальных интересов; защита интересов государства и общества. -
по степени законности: правовые и неправовые. Неправовыми ограничениями прав личности в данном случае могут выступать дополнительно вводимые ограничения, содержащиеся в ведомственных нормативных актах, малодоступных для ознакомления, которые, конкретизируя порядок реализации законов, иногда предусматривают неправовые ограничения прав личности. -
по степени значимости: первостепенные и дополнительные (первые действуют в условиях нормального конституционного правопорядка, вторые - только при чрезвычайных обстоятельствах).
В настоящее время остается спорным вопрос определения границ и пределов ограничений прав и свобод граждан. В международно-правовых актах и конституциях государств невозможно найти четкие и ясные упоминания о возможных пределах ограничений. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, что в случае чрезвычайной ситуации возможны отступления от некоторых положений статей, но не оговаривается, какие предельные границы этих отступлений. Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984) содержат некоторые пределы ограничений, но они изложены в виде оценочных понятий, что затрудняет определение пределов ограничений прав и свобод. Для определения пределов ограничений прав человека важно установить, для какой цели, на каком основании и как далеко распространяются вводимые ограничения прав и свобод. Пределы ограничений прав и свобод человека и гражданина должны определяться основным принципом: в какой минимально необходимой мере это требуется для защиты конституционно значимых ценностей. Недопустимы как чрезмерные ограничения прав граждан, так и чрезмерная свобода, предоставляемая в ущерб правам других граждан и их общностей.
Таким образом, определение пределов ограничений прав и свобод граждан является сложной задачей, требующей балансирования между необходимостью защиты конституционных ценностей и уважением прав и свобод человека.21
2.2. Сравнительный анализ ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ и зарубежных странах.
В современном мире правам и свободам человека и гражданина уделяется ключевое внимание, они признаются высшей ценностью. Актуальность прав человека и свобод как фундаментальных ценностей современной цивилизации сложно переоценить. Вместе с тем регулирование общественных отношений невозможно без установления тех или иных ограничений прав и свобод.
Конституционное ограничение прав и свобод человека является вынужденной мерой, обусловленной объективной потребностью установления правовых рамок, в которых субъекты права могут без ущерба друг другу достойно функционировать; вместе с тем данные ограничения должны иметь свои пределы, обусловленные потребностью предоставления в демократическом государстве максимальных прав из возможных22.
Проводя анализ установления допустимого ограничения прав и свобод, а также его пределов, по конституционному законодательству Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, следует отметить значительный вклад Конституционного Суда РФ.
В свою очередь, в Федеративной Республике Германия юридическая техника закрепления пределов ограничений конституционных прав пошла дальше.
Прежде всего, стоит отметить градацию статей Основного закона ФРГ, посвященных основным правам, на группы по степени допустимого ограничения на три группы: 1 - права и свободы с простой оговоркой закона; 2 - права и свободы с квалифицированной оговоркой закона; 3 - права и свободы без оговорок. В связи с этим могут быть ограничены основные права, нормы о которых содержат простую или квалифицированную оговорку. Выделяется группа прав, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях (права и свободы без оговорок).
Формулировка «ограничение прав и свобод допускается законом или на основании закона» (ч.1 ст. 19 Основного закона ФРГ) означает возможность ограничения права, во-первых, посредством принятия парламентом в установленной форме и процедуре нормативно-правового акта, а, во-вторых, путем принятия органами исполнительной власти соответствующих постановлений, если при этом возможность ограничения прав и свобод актами органов исполнительной власти предусмотрена актом парламента, причем определено, что по существенно-важным вопросам ограничения прав и свобод передача законодательных полномочий органам исполнительной власти не допускается.