Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
однако направленность их налоговых действий должна быть не рестриктивной, а, напротив, экспансионистской.
Рассмотрим инструменты, которые применяются в фазах спада и депрессии.
1. Сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты), которое приводит к наращиванию склонности к потреблению, стимулированию потребительского и инвестиционного спроса домохозяйств и компаний.
2. Увеличение государственных расходов как инвестиционной, так и социальной направленности, порождающих мультипликативный эффект. Разумеется, речь идет не об абсолютном увеличении правительственных закупок (для чего в обстановке рецессии может просто не хватить средств государственного бюджета), а скорее лишь об относительном повышении их доли в структуре ВВП. В результате проведения указанных бюджетно-налоговых мероприятий в условиях неблагоприятной конъюнктуры происходит увеличение бюджетного дефицита: в жертву экономическому равновесию приносится равновесие бюджетное. Это в свою очередь неизбежно приводит либо к наращиванию государственного долга (при задействовании долгового способа финансирования дефицита бюджета), либо к ускорению инфляции (при использовании денежного способа). Тем не менее вызванное подобными экспансионистскими действиями стимулирование совокупного спроса, затем рост ВВП, а также занятости населения способны в дальнейшем заметно ослабить остроту не только экономических, но и финансовых проблем.
Пропорция, в которой ресурсы государственного регулирования направляются в фазе кризиса на поддержку потребительского и инвестиционного спроса, зависит в первую очередь от самой глубины кризисного спада производства. Чем глубже последний, тем более значимым становится восстановление спроса потребителей и тем важнее накачивание совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением.
Конечно, поддерживая производителей в ущерб конечным потребителям, финансовые власти тоже стимулируют спрос коль скоро немалая часть финансовых средств, выделяемых государственным предприятиям, оказывается в руках занятых на них работников. Однако на фондоемких предприятиях тяжелой промышленности доля подобных средств заведомо невелика. Значит, в состоянии рецессии эффективность
антикризисного регулирования закономерно нарастает по мере концентрации бюджетных ресурсов в тех звеньях народнохозяйственного организма, которые отличаются повышенной трудоемкостью. А таковыми, бесспорно, являются конечные (а не промежуточные) отрасли, которые к тому же в случае государственной поддержки запускают в национальную экономику мощный мультипликативный эффект.
3. Денежно-кредитная экспансия. Оживление конъюнктуры достигается путем притока в экономику дополнительной денежной массы, или, как принято говорить сегодня, "количественного смягчения" монетарной политики. Подобные действия центрального банка конечно же таят в себе определенную угрозу ценовой стабильности, стимулируя инфляционный процесс. Однако, поскольку национальное хозяйство в этот период находится на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения или в самом начале отрезка промежуточного, существенное расширение совокупного спроса, вызванное денежной накачкой экономики, в несравненно большей степени приводит к росту объема совокупного выпуска, нежели к повышению общего уровня цен (последнее может вообще не случиться).
Реализуемая государством политика "дешевых" денег оказывает, по меньшей мере, троякое позитивное воздействие на экономику. Во - первых, увеличение денежной массы в обращении означает открытую инфляцию (в определенных, строго очерченных границах). У потребителей через некоторое время срабатывает рефлекс инфляционных ожиданий, они тратят свои сбережения и наращивают предельную склонность к потреблению. В результате совокупный спрос догоняет совокупное предложение, что, собственно, и требуется государству для преодоления кризиса перепроизводства. Во- вторых, происходит кратковременное снижение процентных ставок. Предприниматели, получая "дешевый" кредит, расширяют свой спрос на инвестиционные товары. В-третьих, в связи с уменьшением процентной ставки сбережения домохозяйств и компаний направляются не в банки, а на покупку растущих в цене акций, что ведет к росту деловой активности и уменьшению безработицы.
Антициплические меры государства, графически представлены в таблице 7.5.
Таблица 7.5.
Меры конъюнктурной политики государства


В целом, как показывает практика, каждый механизм влияния имеет свой потенциал и свои границы воздействия. Наиболее заметны границы действенности монетарного механизма в условиях рецессии, спада. Это обусловлено тем, что в условиях низкого спроса на производимые фирмами блага стимулирующие действия государства не всегда могут побудить фирмы к активизации действий. Лишь реальный рост спроса на инвестиционные и потребительские блага дает оживление экономики. Многое зависит от степени пессимистичности настрои бизнеса, от его ожиданий. Страх перед возможной безработицей, слабые ожидания роста прибылей — все это может сдерживать использование льготных кредитов государства (из-за опасения оказаться в долгах).
Именно поэтому в 1930-х гг. Дж. Кейнс предложил правительству стимулировать
собственный спрос, чтобы затем дать толчок спросу во всей частной экономике. В свою очередь повышение спроса со стороны государства обеспечивается в этих условиях путем займов (поскольку денег в бюджете недостаточно). Итогом такой политики неизбежно становятся дефицитность государственного бюджета и, следовательно, государственный долг.
Таким образом, более активное воздействие на этапе спада проявляет финансовая
политика (но при этом центральный банк должен создавать необходимые предпосылки — с точки зрения подготовки денежных масс).
На фазе подъема государство сокращает свой собственный спрос, что достаточно быстро успокаивающе воздействует на экономику. Эти меры финансового ведомства поддерживаются центральным банком, который вводит свои сдерживающие рычаги.
Итак, конъюнктурная политика это сфера постоянною взаимодействия двух инструментов регулирования, при котором возможности одного инструмента могут быть расширены за счет взаимодействия с другим инструментом.
Регулирующий эффект инструментов предполагает определенную длительность их применения. Как правило, требуется использование мер в течение шести месяцев (в частности, для того чтобы смягчить рецессию или успокоить перегретую конъюнктуру).
Такое обстоятельство ставит задачу своевременного прогноза конъюнктурных
перепадов, чтобы своевременно подключить регулирующие меры правительства.
Оперативность принимаемых мер важна для того, чтобы лаг времени (time-lag) от начала регулирующих шагов до получения результата был относительно короче. При этом важно отметить, что существует проблема своевременного обнаружения (предсказания ) опасной
ситуации в национальной экономике.
Технический инструмент применяется для оперативного решения о возможных мерах государства — так называемый совокупный индикатор, представляет собой набор важнейших индикаторов национальной экономики, но отношению к которым указываются три величины:
- нормативный уровень показателя;
- верхний допустимый уровень;
- нижний допустимый уровень.


Эффективность рычагов регулирования зависит также от институционального
устройства государства. В условиях федерации, например, наличие множества субъектов и уровней управления приводит к тому, что действенность применяемых мер может снижаться.
Так что конечный результат антикризисной политики предопределяется самой комбинацией стабилизационных мероприятий властей. В частности, эффективность использования фискальных инструментов обусловлена структурой правительственных расходов — являются ли они преимущественно трансформационными или трансфертными.
Во время затяжного и бурного подъема, когда назревает опасность резкого сокращения товарных запасов (а значит, расширения импорта и ухудшения торгового баланса), повышения заработной платы, издержек производства и общего уровня цен, правительство, наоборот, сознательно повышает налоги и параллельно сокращает государственные расходы. Безусловно, подобная фискальная рестрикция оказывается далеко не безболезненной, она заметно тормозит экономический рост, ее реализация сопровождается неминуемым расширением теневой экономики, утратой значительного количества рабочих мест и др. Однако, сдерживая дальнейшее нарастание совокупного спроса, инвестиций, производства и занятости, подобные действия государства в рамках его рестриктивной бюджетно-налоговой политики приводят к уменьшению дефицита бюджета, а в ряде случаев даже к его положительному сальдо. Возникающий в этих условиях бюджетный излишек власти направляют на погашение ранее накопленных внешних долгов или на формирование резервного фонда. В результате указанных стабилизирующих действий предотвращается чрезмерный инфляционный перегрев экономики, а значит, грядущий спад производства в стране становится менее заметным, да и сама проблема накопленного в депрессивный период государственного долга перестает быть столь острой.
Еще более значимой при восходящей и высокой конъюнктуре (особенно в случае инфляции спроса) является денежно-кредитная рестрикция. Проводимая центральным банком политика "дорогих" денег означает сжатие чрезмерно разросшейся денежной массы, влечет за собой повышение процентных ставок и, как результат, спад
потребительской и инвестиционной активности в стране. Однако в монетарной (как, впрочем, и в любой другой) политике необходима осторожность. Если при реализации политики "дешевых" денег нарастает угроза инфляции, то при проведении политики "дорогих" денег усиливается опасность сокращения инвестиций, производства, занятости и реальных доходов населения, т.е. социальная цена за торможение инфляционных процессов может оказаться слишком высокой. Здесь крайне важна правильная дозировка непопулярных стабилизационных мер, просчет оптимальных параметров которой в практике социальноэкономического прогнозирования с разбивкой во времени противодействует чрезмерно "жесткой посадке" национальной экономики. Но еще более разрушительные последствия порождает игнорирование сложившегося алгоритма чередования политики "дорогих" и "дешевых" денег.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Модели конъюнктурной политики государства
Антициклическое регулирование экономики имеет долгую, противоречивую историю со своими успехами и разочарованиями: далеко не сразу государство сумело надеть узду на "дикий" экономический цикл, объездить этого мустанга. В 30-е годы XX в. над его проектированием работали Дж. Кейнс и независимо от него шведская
(стокгольмская) школа, отстаивавшие тезис о невозможности самоисцеления рыночной экономики от циклических кризисов. В качестве цели антициклического регулирования рассматривалось недопущение существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения. При этом считалось, что предложение приблизить к спросу гораздо сложнее, поскольку оно обеспечивается преимущественно частным сектором. Однако позже в политике тонкой настройки стало использоваться и воздействие на совокупное предложение.
Все современные концепции антициклического регулирования тяготеют к одному из двух ведущих направлений:
1. неокейнсианскому, опирающемуся на взгляды Дж. Кейнса;
2. неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса и ставит целью воздействие на народное хозяйство в целом (макроэкономический подход). Второе
— на регулирование совокупного предложения и создание стимулов деятельности отдельных компаний (микроэкономический подход). При сглаживании цикла неокейнсианцы наибольшее внимание уделяют бюджетно-налоговой политике.
Неоконсерваторы тоже признают важную роль налогов, особо подчеркивая полезность их снижения, которое порождает рост деловой активности. Правда, при этом М. Фридмен рекомендует сокращать налоговую нагрузку на экономику лишь после прохождения кризисом своей низшей точки, когда на рынке останутся только наиболее эффективные предприятия, а все остальные окажутся банкротами. Но в целом бюджетно-налоговую политику он рассматривает как дополнение к гораздо более результативной, по его мнению, политике денежно-кредитной. Впрочем, экспансионистскую политику "дешевых" денег в целом поддерживают и кейнсианцы (при традиционной критике ими рестриктивной политики "дорогих" денег, вызывающей безработицу), поскольку финансирование рекомендуемого ими в период экономического спада бюджетного дефициту требует направления дополнительных денег в обращение.
Антикризисное регулирование экономики США в 1933 -1940-х гг. было построено победившей на президентских выборах 1932 г. демократической партией во главе с Ф.
Рузвельтом фактически уже по кейнсианским рецептам. Преодоление этого наиболее глубокого для рыночной экономики кризиса было достигнуто, в частности, за счет следующего антикризисного пакета мер:
- изменения самого подхода к бюджетной политике в связи с переходом к концепции дефицитного финансирования. Назревший отказ от стремления к безусловному балансированию доходов и расходов государственного бюджета в кризисный период позволил, в частности, принять законы о страховании по безработице, социальном обеспечении (которые были направлены на восстановление и дальнейшее стимулирование потребительского спроса домохозяйств), заметно повысить минимальную заработную плату;
- создания новых рабочих мест путем организации общественных работ и запуска соответствующего мультипликативного эффекта; возникавшую при этом угрозу

чрезмерного бюджетного дефицита предполагалось нейтрализовать посредством повышения некоторых налогов (всерьез обсуждался даже вопрос о временном введении
100%-ного налога на особо крупные наследства), кроме того, поступления в госбюджет акцизов резко возросли за счет отмены запрета на торговлю спиртными напитками
(сухого закона), что позволило впервые за всю историю американского государства сформировать социальный бюджет на федеральном уровне финансовой системы;
- законодательного введения федеральной системы страхования банковских депозитов (в 1933 г. — параллельно с закрытием множества ненадежных банков), стимулирующей приток сбережений населения в кредитную систему страны, и наращивания тем самым инвестиционного спроса компаний, функционирующих в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве;
- разработки и реализации федеральной программы поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, которая препятствовала банкротству фермерских хозяйств: регулирование с целью противодействия дефляции осуществлялось путем законодательного установления уровня, ниже которого цены не могли опускаться, при появлении угрозы падения цен сразу же наращивался и государственный спрос на сельскохозяйственную продукцию в сочетании с предписываемым и субсидируемым государством сокращением посевных площадей и поголовья скота, приведшим уже в
1934 г., в частности, к падению сбора хлопка на четверть, а урожая кукурузы — даже на
40%;
- разумной девальвации доллара, которая облегчила бремя накопленных многими домохозяйствами и компаниями долгов, позволила последним всемерно наращивать экспорт своей продукции и одновременно уберечься от конкурирующего импорта;
- резкого увеличения ввозных таможенных пошлин (так, на спиртные напитки они повысились с 50 до 60%, на сельхозпродукцию — с 20 до 34%). Хотя резкое сжатие импорта привело к банкротству некоторых производств (так, в швейной промышленности, работавшей на ввозимом сырье, наблюдался всплеск безработицы) и к ответным защитным мерам со стороны других государств, однако подобная протекционистская политика явилась мощным фактором развития внутреннего рынка;

- содействия образованию монополий, означающего во многих случаях принудительное картелирование (известно, что в условиях кризисного падения цен лишь крупные предприятия сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства).
Одной из первых стран, где на практике использованы инструменты политики краткосрочной стабилизации, была также Швеция, поэтому шведские экономисты и политики могут быть по праву отнесены к соавторам кейнсианской (как она стала называться несколько позднее) модели антициклического регулирования экономики. Еще в начале 1930-х гг. в противовес господствовавшему тогда мнению классиков, которые требовали от правительства безусловного достижения бюджетного равновесия даже в условиях низкой конъюнктуры, шведский экономист Б. Улин обосновал необходимость наращивания государственных инвестиций и организации общественных работ как средств борьбы с безработицей. Министр финансов Э. Вигфорс доказывал, что они являются способом повышения покупательной способности и снижения масштабов экономического кризиса. Именно на этих методологических принципах был построен шведский бюджет 1933 г., ставший важнейшим инструментом выведения национальной экономики из рецессии.
Политику краткосрочной стабилизации — причем в основном экспансионистского типа и ориентированную на кейнсианские рецепты — интенсивно применяли многие правительства и в 1950- 1960-х гг. Последовавшая в 1970 1980-х гг. смена этой модели на модель неоклассического типа во многом была обусловлена стагфляцией, которая проявилась в сочетании повышения общего уровня цен и снижения объема национального производства и занятости. Одной из ведущих причин ускорения инфляции явилась при этом расшатанная многолетней фискальной экспансией финансовая система многих стран, в то время как немаловажным фактором торможения экономического роста
(и регулярного перехода его в циклический спад) стало сопряженное с подобной политикой действие эффекта вытеснения частных инвестиций. Вполне закономерно, что в коридорах власти большинства стран заметно расширилось присутствие неоконсерваторов, которые перенесли акцент в антициклическом регулировании с бюджетно-налоговых на денежно-кредитные инструменты. В сфере фискального