Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни за исключением создания условий для развития сельского хозяйства. По мнению Кенэ, государство должно установить такие законы, которые бы соответствовали "естественным законам" природы, и на этом экономические функции государства можно будет считать исчерпанными.
Хронологически позже сформировалась школы классической политической экономии, где наиболее видными представителями были Адам Смит, Давид Рикардо,
Уильям Петти. Основными положениями классической политической экономии в области вопроса о роли государства в экономике являются:
- в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами
("экономический человек"), преследуя личные цели, но направляемые "невидимой рукой", содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. "Невидимая рука" - стихийное действие объективных экономических законов;
- рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства;
- регулятивные меры государства в экономике нарушают рыночное равновесие и ведут к ограничению деятельности экономических агентов, что создает издержки для развития общества;
- роль государства в экономике (тезис – "государство – ночной сторож) сводится к обеспечению законодательной базы, правоохранительной системы, обороноспособности страны, сбору налогов, созданию ограниченных социальных благ.
В современных условиях существует два методологических подхода к государственному регулированию экономики: неокейнсианский подход и неоклассический подход.
Получив известность с 1919 г. по результатам своего анализа экономических процессов начала XX в. и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс доказывал, что рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования, который способен автоматически приводить ее в состояние полной занятости. Процессы приспособления в рыночной системе протекают медленно, с неторопливым изменением цен, заработной платы и процентных ставок, при
отсутствии полноты информации и инертности социальных привычек населения. При определенных условиях свободная рыночная экономика закономерно оказывается в состоянии глубокой стагнации, из которой одни лишь стихийно действующие механизмы ее вывести не могут. Отсюда выводилась необходимость масштабного государственного регулирования экономики, подправляющего сбои ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией регулируемого капитализма государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", что и было предпринято в 1930-е гг. И
СIIIА (в рамках так называемого курса Рузвельта), Швеции и целом риле других стран.
Усиление государственного регулирования в этот период идеологически уже не расценивалось как посягательство на экономическую свободу субъекта.
Выдвинув в качестве приоритетных целей стабилизацию экономического цикла и достижение уровня неинфляционной полной занятости, теория Дж. Кейнса признала ведущим направлением государственного регулирования экономики стимулирование совокупного спроса, который определяет не только текущее состояние экономической конъюнктуры, но и ее долгосрочную динамику. Причем если в краткосрочном периоде ключевая роль отводилась потребительскому спросу и спросу со стороны государства на товары и услуги, то перспективы долгосрочного роста национальной экономики Дж.
Кейнс связывал с наращиванием спроса инвестиционного. Величина частных инвестиций фирм зависит от ожидаемой ими прибыли и уровня банковского процента, а значит, для наращивания инвестиционных расходов, особенно в период кризисных потрясений, требуется достаточно мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.
Отличительным признаком кейнсианской модели является признание первенства бюджетно-налоговой политики, нацеленной на регулирование размера бюджетного дефицита (излишка) для расширения (сокращения) частного спроса. Денежно-кредитная политика в этой макроэкономической "смеси" должна была лишь приспосабливаться к бюджетно-налоговой, чтобы достигнуть устойчиво невысоких, поддерживающих экономический рост процентных ставок. Кейнс доказывал способность бюджетно- налоговой политики активно участвовать в регулировании динамики ВВП, занятости и цен. При этом особо важная регулирующая роль отводилась не налогам (как в классической модели), а именно государственным расходам. Кейнсианский подход к
СIIIА (в рамках так называемого курса Рузвельта), Швеции и целом риле других стран.
Усиление государственного регулирования в этот период идеологически уже не расценивалось как посягательство на экономическую свободу субъекта.
Выдвинув в качестве приоритетных целей стабилизацию экономического цикла и достижение уровня неинфляционной полной занятости, теория Дж. Кейнса признала ведущим направлением государственного регулирования экономики стимулирование совокупного спроса, который определяет не только текущее состояние экономической конъюнктуры, но и ее долгосрочную динамику. Причем если в краткосрочном периоде ключевая роль отводилась потребительскому спросу и спросу со стороны государства на товары и услуги, то перспективы долгосрочного роста национальной экономики Дж.
Кейнс связывал с наращиванием спроса инвестиционного. Величина частных инвестиций фирм зависит от ожидаемой ими прибыли и уровня банковского процента, а значит, для наращивания инвестиционных расходов, особенно в период кризисных потрясений, требуется достаточно мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.
Отличительным признаком кейнсианской модели является признание первенства бюджетно-налоговой политики, нацеленной на регулирование размера бюджетного дефицита (излишка) для расширения (сокращения) частного спроса. Денежно-кредитная политика в этой макроэкономической "смеси" должна была лишь приспосабливаться к бюджетно-налоговой, чтобы достигнуть устойчиво невысоких, поддерживающих экономический рост процентных ставок. Кейнс доказывал способность бюджетно- налоговой политики активно участвовать в регулировании динамики ВВП, занятости и цен. При этом особо важная регулирующая роль отводилась не налогам (как в классической модели), а именно государственным расходам. Кейнсианский подход к
регулированию экономики доминировал в мире до 1970-х годов.
Разразившийся в 1979-
1982 гг. мировой экономический кризис заставил признать несовершенства кейнсианской модели государственного регулирования, и ее авторитет резко упал как в теоретическом, так и в практическом отношении.
С конца 70-х гг. XX в. в мире возросло влияние неоконсерватизма
Разразившийся в 1979-
1982 гг. мировой экономический кризис заставил признать несовершенства кейнсианской модели государственного регулирования, и ее авторитет резко упал как в теоретическом, так и в практическом отношении.
С конца 70-х гг. XX в. в мире возросло влияние неоконсерватизма
на
экономическую политику многих стран. Изначально это было связано сприходом к власти в США Р. Рейгана, а в Великобритании — М. Тэтчер. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории, и в частности такие ее современные варианты, как монетаризм, теория экономикипредложения. В 1976 году Милтон Фридмен, будущий основатель школы монетаризма, получил нобелевскую премию по экономике, где обосновывал ключевую роль контроля денежной массы в процессе государственного регулирования экономики. Если у Кейнса в центре внимания была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу.
Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций.
Среди экономистов стал популярен лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины — монетаризма и "экономики предложения".
В науке стали говорить о "монетаристской контрреволюции", имея в виду восстание против "кейнсианской революции". Исходные положения монетаризма следующие.
1.
Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность.
Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Следовательно, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.
2.
Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам.
Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.
3.
Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.
4.
Необходимость изучения мотивов поведения людей. "Рынок есть взаимозаинтересованность, — говорит Фридмен. — Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения". Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы.
В таблице 1.1. приведена сравнительная характеристика неокейнсианского и неоклассического подхода к обоснованию роли государства в процессе осуществления регулирования национальной экономики.
Таблица 1.1.
Сравнительная характеристика неокейнсианского и неоклассического подхода к обоснованию роли государства в процессе осуществления регулирования национальной экономики
Неокейнсианцы
Неоклассики
Признание внутренней нестабильности рыночной системы
Убежденность во внутренней устойчивости рыночной системы
Полная занятость как приоритетная макроэкономическая цель
Приоритетное значение долговременной стабильности общего уровня цен
Акцент на стимулирование совокупного спроса как способ разрешения большинства экономических проблем
Признание связи большинства проблем с недостатком ресурсов и акцент на наращивании совокупного предложения
Наращивание личного потребления
Поощрение сбережений домохозяйств
Повышение уровня налоговой нагрузки Всемерное сокращение налогового бремени
Рост правительственных (том числе социальных)расходов
Решительное урезание всех видов правительственных расходов
Спокойное отношение к бюджетному дефициту, инфляции и реализация концепции дефицитного финансирования
Неуклонное сокращение дефицита бюджета и целенаправленное укрепление денежного обращения в стране
Рост огосударствления экономики
Неоклассики
Акцент на бюджетно - налоговой политике
Убежденность во внутренней устойчивости рыночной системы
В современных условиях все сошлись на мнении, что государству необходимо вмешиваться в экономические процессы в тех сферах, где рынок не способен их корректировать.
Элементы национальной экономики. Сбои рынка. Сбои государства
Национальную экономику, структурно, можно подразделить на три основных
субъекта экономики: домохозяйства, фирмы, государство. Данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом - иностранным сектором.
Первичным субъектом представляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки, нацеленные на удовлетворение своих собственных потребностей.
В этих ячейках формируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками. Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление.
Фирмы представляют из себя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные от домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации.
На их долю в этом процессе достается прибыль.
Государство - совокупность органов, реализующих общенациональные интересы.
Определяющая цель государства - производить общественные блага, главным образом на бесплатной основе: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры, обеспечение безопасности страны и др. Государственный интерес состоит в сборе налогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется и
специфическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе.
Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой- либо причине выполнить, то наступает дефолт - отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.
Все субъекты экономики принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения, в результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами. Однако как субъекты национальной экономики они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство. И именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией.
Национальную экономику можно структурировать по различным признакам: по функциональному назначению; отраслевому набору; воспроизводственному подходу; институциональному составу; социальному содержанию.
Как было показано выше дискуссия о роли государства в экономике продолжается в науке уже несколько столетий. В то время как одна группа ученых склонна усматривать в государственном присутствии реальную угрозу экономической свободе, мощный тормоз повышения эффективности производства, другая не менее многочисленная группа специалистов, напротив, считает вторжение властей в хозяйственную жизнь непременным условием корректировки очевидных несовершенств рыночного хозяйства. Логичным результатом столь оживленной дискуссии явился вывод о том, что государственное вмешательство в рыночный механизм оправданно лишь в случае, если данный механизм саморегулирования доказывает свою неспособность разрешить те или иные социально- экономические проблемы. Иначе говоря, при обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско (осечки, провалов, недостаточности, несостоятельности) рынка. Экономическая наука вынуждена констатировать, что и рыночная система не справляется с целым рядом вопросов или
Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой- либо причине выполнить, то наступает дефолт - отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.
Все субъекты экономики принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения, в результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами. Однако как субъекты национальной экономики они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство. И именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией.
Национальную экономику можно структурировать по различным признакам: по функциональному назначению; отраслевому набору; воспроизводственному подходу; институциональному составу; социальному содержанию.
Как было показано выше дискуссия о роли государства в экономике продолжается в науке уже несколько столетий. В то время как одна группа ученых склонна усматривать в государственном присутствии реальную угрозу экономической свободе, мощный тормоз повышения эффективности производства, другая не менее многочисленная группа специалистов, напротив, считает вторжение властей в хозяйственную жизнь непременным условием корректировки очевидных несовершенств рыночного хозяйства. Логичным результатом столь оживленной дискуссии явился вывод о том, что государственное вмешательство в рыночный механизм оправданно лишь в случае, если данный механизм саморегулирования доказывает свою неспособность разрешить те или иные социально- экономические проблемы. Иначе говоря, при обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско (осечки, провалов, недостаточности, несостоятельности) рынка. Экономическая наука вынуждена констатировать, что и рыночная система не справляется с целым рядом вопросов или
решает их недостаточно эффективно. Фиаско рынка — ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско, экономическая роль государства как совокупного менеджера заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные провалы, дополняя своей "видимой рукой"
"невидимую руку" рынка. При этом каждый тип фиаско рыночного механизма предполагает определенный тип государственного вмешательства. Проявлениями рыночного фиаско являются:
игнорирование рынком проблемы внешних эффектов;
незаинтересованность рынка в производстве общественных благ;
избыточная концентрация и монополизация производства;
безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность;
безразличие рынка к проблеме социальной справедливости;
чрезмерная дифференциация регионов страны;
невозможность посредством рыночных механизмов осуществить прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики;
необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне.
Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате этого образуются положительные и отрицательные побочные эффекты, или экстерналии,
— издержки или выгоды третьих лиц не участвующих в сделке.
Отрицательный внешний эффект появляется в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. В результате этого у третьих лиц возникают некомпенсируемые издержки, которые называются издержками перелива.
Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды. Так, в случае сброса промышленных стоков целлюлозно-бумажного комбината издержки перелива несут потребители воды, купальщики, рыбаки. Примерами отрицательных экстерналий могут также служить выбросы из труб металлургического комбината, шум самолетов во
Внукове, ночная работа сапожника, проживающего этажом выше, гибель пчел из-за
"невидимую руку" рынка. При этом каждый тип фиаско рыночного механизма предполагает определенный тип государственного вмешательства. Проявлениями рыночного фиаско являются:
игнорирование рынком проблемы внешних эффектов;
незаинтересованность рынка в производстве общественных благ;
избыточная концентрация и монополизация производства;
безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность;
безразличие рынка к проблеме социальной справедливости;
чрезмерная дифференциация регионов страны;
невозможность посредством рыночных механизмов осуществить прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики;
необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне.
Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов. Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате этого образуются положительные и отрицательные побочные эффекты, или экстерналии,
— издержки или выгоды третьих лиц не участвующих в сделке.
Отрицательный внешний эффект появляется в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. В результате этого у третьих лиц возникают некомпенсируемые издержки, которые называются издержками перелива.
Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды. Так, в случае сброса промышленных стоков целлюлозно-бумажного комбината издержки перелива несут потребители воды, купальщики, рыбаки. Примерами отрицательных экстерналий могут также служить выбросы из труб металлургического комбината, шум самолетов во
Внукове, ночная работа сапожника, проживающего этажом выше, гибель пчел из-за
j использования ядохимикатов на соседском участке, устройство танцевального зала или автостоянки во дворе жилого дома, строительство гаражных кооперативов и автозаправочных станций в центре микрорайона, автомобильные пробки из-за большого количества маршрутных такси и т.п.
Экстерналии могут быть связаны не только с издержками, но и с неожиданными выгодами для третьих лиц. Например, установление раннего диагноза с помощью ультразвукового исследования или проведение прививок приносят немалую пользу не только непосредственному потребителю услуги, но и государству, которое экономит в дальнейшем на лечении запущенной болезни или борьбе с эпидемиями. Выгоды от образования приобретают не только сами учащиеся — в виде возросшего дохода, но и их будущие работодатели, которые тем самым экономят немалые средства на повышении квалификации своих работников. В выигрыше оказывается и государство, которое получает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п.
Заметим, что в функции государства в рыночной экономике входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий. Интерналии — издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, но не оговоренные при заключении последней.
Примерами интерналий являются ущерб покупателя от потребления некачественного товара, безнаказанное нарушение контракта одной из сторон сделки. Для устранения подобных явлений государство (или интеграционный союз государств) вводит санкции за нарушение контракта, предусматривает стандартные формы договоров и четкую процедуру заключения сделок, контролирует качество продукции, законодательно защищает права потребителя, выдавая лицензии на производство определенных видов товаров, обязывает экономических субъектов бесплатно предоставлять правдивую информацию (это особенно важно в банковском деле, фармакологии, пищевой промышленности и т.п.), само производит необходимую информацию. Так, например, технологии интернета в свое время были бесплатно переданы американским правительством частному бизнесу для плодотворного использования в хозяйственной практике.
Экстерналии могут быть связаны не только с издержками, но и с неожиданными выгодами для третьих лиц. Например, установление раннего диагноза с помощью ультразвукового исследования или проведение прививок приносят немалую пользу не только непосредственному потребителю услуги, но и государству, которое экономит в дальнейшем на лечении запущенной болезни или борьбе с эпидемиями. Выгоды от образования приобретают не только сами учащиеся — в виде возросшего дохода, но и их будущие работодатели, которые тем самым экономят немалые средства на повышении квалификации своих работников. В выигрыше оказывается и государство, которое получает универсальную рабочую силу, более производительный труд, сокращение преступности, расходов на благотворительность, рост политической активности и т.п.
Заметим, что в функции государства в рыночной экономике входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий. Интерналии — издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, но не оговоренные при заключении последней.
Примерами интерналий являются ущерб покупателя от потребления некачественного товара, безнаказанное нарушение контракта одной из сторон сделки. Для устранения подобных явлений государство (или интеграционный союз государств) вводит санкции за нарушение контракта, предусматривает стандартные формы договоров и четкую процедуру заключения сделок, контролирует качество продукции, законодательно защищает права потребителя, выдавая лицензии на производство определенных видов товаров, обязывает экономических субъектов бесплатно предоставлять правдивую информацию (это особенно важно в банковском деле, фармакологии, пищевой промышленности и т.п.), само производит необходимую информацию. Так, например, технологии интернета в свое время были бесплатно переданы американским правительством частному бизнесу для плодотворного использования в хозяйственной практике.