Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.
За прошедший период органами СНГ было принято большое количество совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них осталась на бумаге, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего невозможна глубокая реальная интеграция.
Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Главное препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Статистика свидетельствует, что доля внутриблоковой торговли в общем объеме экспорта стран СНГ составляет всего
18% (в ЕС этот показатель равен 60%, в НАФТА – 56%, в АСЕАН – 25%).
Тем не менее, несмотря на все трудности, сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран – членов СНГ.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) образован 1 января 2015. Входят: Россия,
Белоруссия, Казахстан, Армения, Казахстан. На стадии интеграции Таджикистан. На базе
ЕАЭС действует единый таможенный кодекс Таможенного союза, который устанавливает единые пошлины на подавляющую номенклатуру товаров и формирует общие принципы торговли стран членов.
Основной органы наднационального управления - Высший евразийский экономический совет,
Евразийская экономическая комиссия,
Евразийский межправительственный совет, Суд Евразийского экономического союза.
Цели ЕАЭС:

создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в
интересах повышения жизненного уровня их населения;

стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:

Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара;

Стимулируется "здоровая" конкуренция на общем рынке ЕАЭС за счёт равного уровня экономического развития;

Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства;

Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности;

Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;

Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм;

Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка;

Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %
В то же время, подписанная версия договора о создании союза носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном

объёме. Актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый срок. Однако сила решений Суда Евразийского экономического союза осталась прежней, они обязательны как для государств-членов, так и для Комиссии Евразийского экономического союза.
При проведении государственного надзора за продуктами питания и некоторой другой продукцией национальные надзорные органы пользуются правовыми актами
Союза.
После вступления технического регламента Таможенного союза производитель может выбрать для производства продукции любой тип стандарта из входящих в перечень к регламенту: межгосударственные стандарты или национальные стандарты любого государства, входящего в Таможенный союз. Например, российское предприятие имеет право производить свою продукцию по стандартам Белоруссии и продавать в России без дополнительного подтверждения соответствия.
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Союза (Казахстан,
Белоруссия, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.
Межгосударственное регулирование мировой торговли
Важнейшей мировой организацией в структуре которой находится подавляющая часть организаций осуществляющих регулирование мировой торговли является
Организация Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была основана в
1945 году. В настоящее время членами Организации являются 193 государства. Миссия и деятельность Организации Объединенных Наций определяются целями и принципами, изложенными в Уставе ООН.
В связи с полномочиями, предоставленными Уставом ООН, и ее уникальным международным характером, Организация Объединенных Наций может принимать решения по вопросам, стоящим перед человечеством в 21-м веке, таким, как мир и
безопасность, изменение климата, устойчивое развитие, права человека, разоружение, терроризм, гуманитарные и чрезвычайные ситуации, гендерное равенство, управление, производство продовольствия и многое другое.
ООН предоставляет площадку, где представители каждой страны могут выразить свои взгляды в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и
Социальном Совете и других органах и комитетах. Оказывая содействие в налаживании диалога между государствами-членами и в проведении переговоров, Организация становится механизмом, при помощи которого правительства разных стран находят точки соприкосновения и сообща решают проблемы.
Главным административным должностным лицом Секретариата ООН является
Генеральный секретарь.
Организационная структура Организации Объединенных Наций приведена на рисунке 8.1.
Рисунок 8.1. Организационная структура Организации Объединенных Наций
Среди международных организаций, регулирующие МТ особо выделяются такие, как ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП и др.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - крупнейшая

международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли. Переговоры о создании ГАТТ завершились в 1947 г. в Женеве, а 1 января 1948 г. соглашение вступило в силу. Инициатором выступили США, т.к. укрепив свою экономику после Второй Мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил МТ, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.
На основе американских предложений был разработан проект Устава
Международной торговой организации (МТО) в виде специализированного агентства при
ООН. В 1946 г. 23 страны решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая Мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли. Переговоров завершились успешно, были снижены 45 тыс. тарифов, затрагивавших торговый оборот на сумму 10 млрд. долл. (пятая часть мирового торгового оборота). Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название ГАТТ. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ.
Устав МТО был утвержден на сессии Конференции ООН по торговле и занятости в
Гаване в 1948 г., но ратифицировать этот документ ряд стран отказался из-за несовместимости с их национальными законами. Вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики в виде
Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Соглашение включало в себя несколько частей: общий режим наибольшего благоприятствования и взаимных таможенных уступок; свод правил торговой политики, которых должны придерживаться страны-члены; процедурные вопросы, исключения в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли; декларацию о необходимости увеличения экспортных поступлений развивающихся стран, развития их экономик и повышения уровня жизни населения.
В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:
1) абсолютный приоритет тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;

2) фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;
3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров;
4) транспарентность регулирования торговли;
5) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
6) принцип взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования
(РНБ), означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.
Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций, которые получили название
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

"раундов". С 1947 по
1994 г. прошло восемь торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров: Женева, 1947 г.;
Аннеси (Франция), 1949 г.; Торквей (Великобритания), 1951 г.; Женева, 1956 г.; Женева
(раунд Диллона), 1960-1961 гг.; Женева (раунд Кеннеди), 1964-1967 гг.; Токио, 1973-1979 гг.; Пунта дель-Эсте (Уругвайский раунд).
Уругвайский раунд (1986-1994 гг., соглашения были подписаны в Марракеше) стал последним в истории ГАТТ. Рассмотрение на нем проблем, связанных с необходимостью разработки ГАТС (Генерального соглашения по торговле услугами), по охране интеллектуальной собственности, об инвестициях в сфере торговли, о совершенствовании механизма деятельности ГАТТ, требовало расширения компетенции этой международной организации, результатом чего стала замена ГАТТ Всемирной торговой организацией
(ВТО). Главным же результатом деятельности ГАТТ явилось снижение средних импортных пошлин с 40% в 1947 г. до 5%.
Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений, и осуществляет контроль за более широким перечнем торгово- политических соглашений.
Главная задача ВТО - либерализация МТ путем последовательного сокращения
импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. ВТО регулирует торговлю товарами и услугами, вопросы инвестиций и защиты прав интеллектуальной собственности в международной торговле.
Основополагающие принципы ВТО:
1) принцип наибольшего благоприятствования (недискриминации в торговле), в соответствии с которым льготы, предоставленные страной участницей-ВТО какому-либо товару из другой страны, немедленно распространяется на все страны-члены ВТО;
2) принцип национального режима торговли, означающий, что государства- участники должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также в области национального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю;
3) защиты национальной промышленности только таможенными тарифами, а не на иных торгово-политических мерах (квотах, стандартах, импортных и экспортных лицензиях);
4) принцип создания устойчивой основы торговли, предполагающий, что основные тарифы должны соблюдаться и сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии;
5) содействия справедливой конкуренции путем решения вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила регулирования демпинга правительствами стран, на внутреннем рынке которых он обнаружен;
6) общего запрещения количественных ограничений импорта (исключение составляют случаи применения количественных организаций в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего спроса);
7) возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающий "изъятия" (возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО) и применение "защитной оговорки" (возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в возрастающих количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям;


8) принцип региональных торговых договоренностей, который в качестве исключения из общего правила РНБ для региональных торговых группировок в форме таможенного союза (зоны свободной торговли), когда пошлины и др. барьеры практически во всей взаимной торговле ликвидируются;
9) создание специальных условий для развивающихся стран, предусматривающих поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров;
10) разрешения торговых споров путем переговоров и консультаций.
ВТО – это, прежде всего, комплекс многосторонних международных соглашений
(договоров), который представляет собой организационно-правовую основу современной системы международной торговли, его нормами и правилами регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Соглашения Уругвайского раунда включает более 50 соглашений и договоренностей, основу которых составляет Соглашение об учреждении ВТО и пакет документов:
1. Многосторонние соглашения по торговле товарами: по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); по сельскому хозяйству; по применению санитарных и фитосанитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам в торговле; по применению антидемпинговых мер; по субсидиям и компенсационным мерам и др.
2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
В соглашении устанавливаются более высокий уровень защиты в отношении таких прав, и страны обязуются принять национальные законы, которые призваны защитить эти права.
4. Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).
5. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
6. Механизм обзора торговой политики - система коллективного мониторинга со стороны стран-членов ВТО за торговой политикой отдельных стран и соблюдением ими правил, норм и обязательств ВТО.

7. Многосторонние соглашения с ограниченным участием, обязательные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и говядине.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, состав которой формируют представители всех государств-членов организации Конференция проводятся не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения торгового баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде. В полномочиях Министерской конференции - назначение Генерального директора ВТО.
Второй по значению орган ВТО, Генеральный совет, собирается по несколько раз в год для решения большого спектра вопросов, входящих в круг ведения ВТО. Генеральный совет созывается также для выполнения функций Органа по разрешению споров и для выполнения функции Органа по обзору торговой политики. Генеральный совет играет важную роль в организации и проведении многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО.
Первая Министерская конференция ВТО состоялась в 1996 г. в Сингапуре. Она одобрила программу будущей деятельности ВТО, где особое внимание было уделено т.н. сингапурским вопросам (правила конкуренции, взаимосвязь между торговлей и капиталовложениями, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли).
На второй конференции, в 1998 г. (Женева) было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).
Третья конференция (1999 г., Сиэтл) была посвящена анализу хода выполнения соглашений Уругвайского раунда и началу нового раунда МТП, в рамках которого планировалось начать переговоры по вопросам, не решенным в ходе Уругвайского раунда
(т.н. "встроенная повестка дня"): с/х, торговля услугами и др. Конференция не достигла поставленных целей, не сумев дать старт широким многосторонним торговым переговорам в рамках ВТО. Не была даже выработана конкретная повестка раунда, что обуславливалось наличием серьезных противоречий между развитыми и развивающимися