Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. В зависимости от страны происхождения: а) максимальные (генеральные) - устанавливаются для всех стран; нередко их применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны.
Примером использования генеральных пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период "холодной войны". б) минимальные - применяются в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле сданной страной режимом наибольшего благоприятствования: в) преференциальные - льготные ставки пошлин, предоставляемые отдельным странам или группам стран как правило, развивающимся. Они обычно ниже минимальных ставок и могут быть равны нулю. Во второй половине ХХ в. право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны с рыночной экономикой.
4. По целям введения: а) преференциальные (пониженные) - для создания благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной; б) дискриминационные (повышенные) - устанавливается в повышенных размерах для той или иной страны в качестве дискриминации; в) компенсационные – применяются при ввозе в страну товаров, при производстве которых использовались субсидии. Эти пошлины взимаются, если такой импорт наносит либо потенциально может нанести ущерб отечественным производителям данных товаров или препятствует организации производства этих товаров; г) антидемпинговые – применяются для выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным и взимаются с импортируемых товаров, реализуемых по низким ценам. Их использование разрешается, когда демпинг наносит ущерб национальной промышленности страны-импортера. В рекомендациях ГАТТ/ВТО содержится методика расчета антидемпинговых пошлин.
4. В зависимости от экономических целей и результатов: а) фискальные - для увеличения притока денег в государственную казну; б) протекционистские - для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.
В сер. 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х гг. - 8-10%; в начале ХХI в. в промышленно развитых странах -
3-5%, в России - 12-15%.
Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования - применяемый в МТ принцип, согласно которому каждая из договаривающихся стран обязуется предоставлять другой стране такие же преимущества, привилегии и льготы, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любой третьей стране. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
К мерам нетарифного регулирования относятся:
1. Меры, предполагающие участие государства во внешнеторговых операциях. Это субсидирование производства и экспорта, льготное кредитование и страхование, система государственных закупок товаров, государственная торговля. Особое значение в мировой торговле имеет экспортная субсидия – выплаты компаниям - производителям или продавцам экспортного товара, которые возмещают часть издержек производства для повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Путем предоставления экспортных субсидий государство стимулирует экспорт за счет бюджета. Экспортное субсидирование используется как в форме прямого финансирования исследований и разработок, так и путем предоставления кредитов по более низким ставкам или лучшим условиям, содействия опытно-конструкторским работам и экспортному производству.
Субсидии в основном используют развитые страны, т.к. развивающиеся применяют боле простые методы защиты. Так, по данным Всемирного банка, за период экономического кризиса в 2008-2009 гг. число субсидий на поддержку только автомобилестроителей составило 50 млрд. долл., в т.ч. 43 млрд. долл. – пришлось на развитые страны.
2. Административные таможенные формальности – антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товара, товарная классификация товаров.
3. Стандарты и требования, напр., технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы. Например, даже европейским компаниям, желающим продать ювелирные украшения на рынках
Бельгии, Великобритании или Франции, необходимо получить дополнительный сертификат чистоты от надзорных органов этих стран, что делает проникновение на местные рынки затратным и сложным процессом.
4. Количественные ограничения
– прежде всего квотирование
(контингентирование), сочетающееся с лицензированием.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Квотирование
(контингентирование) – это инструмент государственного регулирования внешней торговли путем установления импортных и экспортных квот (контингентов). Целью контингентирования является защита отечественной промышленности путем разрешения ввоза или вывоза товаров.
Так, в России в 2003 г. были установлены квоты на импорт сырого мяса, которые ежегодно пересматриваются. Пошлина на мясо в пределах установленных квот составляет
15% от его таможенной стоимости, а тарифы на ввоз с превышением квот существенно выше (60% - для свинины и мяса птицы и 30% - для говядины).
Такая торговля товарами в рамках установленных квот производится по соответствующим лицензиям. Во внешней торговле лицензирование представляет собой регулирование государственными органами экспорта и импорта товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий.
Лицензии бывают двух видов: генеральная и разовая. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Разовая лицензия оформляется для осуществления экспортно-импортной операции по одному контракту (договору) сроком на 12 месяцев. На территории РФ действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий.
5. Обострение конкуренции на мировых рынках породили новую форму количественных ограничений – добровольные ограничения экспорта. Классическим примером такого рода ограничения стала договорённость правительств США и Японии в конце 1970-х гг. о добровольном ограничении Японии экспорта автомобилей в США. В рамках ВТО Соглашение о защитных мерах содержит обязательство стран-членов этой организации не применять добровольные ограничения экспорта и подобные меры, и в
будущем отменить действующие меры. Проблема заключается в том, что официально при добровольном ограничении экспорта никаких нарушений международных соглашений нет. Кроме того, государство, сокращающее таким образом импорт теряет тарифные поступления (если бы оно ввело тариф) или лицензионные отчисления (при введении квотирования), т.е. оно не получает то, что могло бы получить, применяя другие методы.
6. Полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и др. одновременно называется эмбарго. Напр., территориальные претензии Ирака на Кувейт, его оккупация и попытка аннексии в 1990 г. привели к объявлению ООН эмбарго на торговлю с Ираком. Др. примером эмбарго служит принятое в декабре 2007 г.
Постановление Правительства РФ № 877 "Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта". В отношении таких товаров могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт с целью недопущения критического недостатка товаров на внутреннем рынке. В список потенциально "невыездных" продуктов питания были включены: молоко, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука, семена подсолнечника, масло подсолнечное и др.
7. Ограничения, заложенные в механизме платежей. Сюда, в т.ч. относят импортные депозиты, представляющие собой беспроцентный залог, который импортеру надлежит внести на депозит в конвертируемой валюте перед закупкой товара за рубежом.
Импортный депозит выступает инструментом ограничения импорта.
8. Кроме того, подобные ограничения могут заключаться в дополнительных налогах на экспортно-импортные операции – ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами.
При этом необходимо отметить, что со вступлением Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию органы власти утратили возможность применения ряда инструментов внешнеторгового регулирования. Так, на ряд товаров в рамках условий прописанных в соглашении о вступлении России в ВТО установлена максимальный уровень таможенных пошлин. Возникло ограничение в применении большинства
6. Полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и др. одновременно называется эмбарго. Напр., территориальные претензии Ирака на Кувейт, его оккупация и попытка аннексии в 1990 г. привели к объявлению ООН эмбарго на торговлю с Ираком. Др. примером эмбарго служит принятое в декабре 2007 г.
Постановление Правительства РФ № 877 "Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта". В отношении таких товаров могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт с целью недопущения критического недостатка товаров на внутреннем рынке. В список потенциально "невыездных" продуктов питания были включены: молоко, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука, семена подсолнечника, масло подсолнечное и др.
7. Ограничения, заложенные в механизме платежей. Сюда, в т.ч. относят импортные депозиты, представляющие собой беспроцентный залог, который импортеру надлежит внести на депозит в конвертируемой валюте перед закупкой товара за рубежом.
Импортный депозит выступает инструментом ограничения импорта.
8. Кроме того, подобные ограничения могут заключаться в дополнительных налогах на экспортно-импортные операции – ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами.
При этом необходимо отметить, что со вступлением Российской Федерации во
Всемирную торговую организацию органы власти утратили возможность применения ряда инструментов внешнеторгового регулирования. Так, на ряд товаров в рамках условий прописанных в соглашении о вступлении России в ВТО установлена максимальный уровень таможенных пошлин. Возникло ограничение в применении большинства
нетарифных барьеров. Так, Правительство не вправе устанавливать эмбарго на импорт иностранных товаров. Эмбарго может быть введено после того, как в органах ВТО будет доказано, что импорт данной продукции может привести к угрозе отрасли или угрозе экономической безопасности страны.
Воздействие интеграционных процессов на государственное регулирование внешней торговли
Международная экономическая интеграция – важная черта современного этапа развития мирового хозяйства. В переводе с латыни "интеграция" (integratio) означает объединение отдельных частей в единое целое. Впервые как экономический термин это слово стало применяться в 1930-х гг. для обозначения взаимодействия фирм на основе различного вида соглашений. В 1950-е гг. с началом становления западноевропейской экономической интеграции его толкование было расширено. Впервые заговорили об интеграции международной (или региональной).
Поэтому появление региональных экономических интеграционных объединений относят к сер. XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.
Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами. Экономики соседних стран как бы сращиваются в единый народнохозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей.
Т.о., основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки национальных хозяйств.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми
существенными
признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
- добровольность включения государств в процесс интеграции;
- относительно одинаковый уровень экономического развития интегрирующихся стран;
- географическая близость стран-участниц интеграционного объединения;
Воздействие интеграционных процессов на государственное регулирование внешней торговли
Международная экономическая интеграция – важная черта современного этапа развития мирового хозяйства. В переводе с латыни "интеграция" (integratio) означает объединение отдельных частей в единое целое. Впервые как экономический термин это слово стало применяться в 1930-х гг. для обозначения взаимодействия фирм на основе различного вида соглашений. В 1950-е гг. с началом становления западноевропейской экономической интеграции его толкование было расширено. Впервые заговорили об интеграции международной (или региональной).
Поэтому появление региональных экономических интеграционных объединений относят к сер. XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.
Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами. Экономики соседних стран как бы сращиваются в единый народнохозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей.
Т.о., основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки национальных хозяйств.
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми
существенными
признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
- добровольность включения государств в процесс интеграции;
- относительно одинаковый уровень экономического развития интегрирующихся стран;
- географическая близость стран-участниц интеграционного объединения;
- взаимопроникновение и переплетение национальных воспроизводственных процессов;
- широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке, технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
- глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
- целенаправленное регулирование интеграционного процесса, разработка скоординированной экономической стратегии и политики на наднациональном уровне;
- региональность пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где наиболее тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают её объективные и субъективные факторы.
С экономической точки зрения объективный фактор международной хозяйственной интеграции – это обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов.
Основными целями интеграции могут быть:
1) использование эффекта масштаба производства, который обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив ПИИ;
2) создание благоприятной внешнеполитической среды;
3) решение задач торговой политики, т.к. интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;
4) содействие структурной перестройке экономики;
5) поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им рядпреимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:
1) более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам:
финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, ноу-хау;
2) возрастание конкуренции между странами и обеспечение лучших условий торговли, и в то же время создание привилегированных условий для фирм стран- участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
3) возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок, снижая издержки на единицу продукции;
4) возможность оперировать на более широком рыночном пространстве, реализуя долгосрочные экономические стратегии;
5) совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (напр., снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.
Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями, которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.
На первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной
торговли, предусматривающей полную отмену или снижение таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами (всеми или большинством) при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Второй этап интеграции, таможенный союз, отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля
2) возрастание конкуренции между странами и обеспечение лучших условий торговли, и в то же время создание привилегированных условий для фирм стран- участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
3) возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок, снижая издержки на единицу продукции;
4) возможность оперировать на более широком рыночном пространстве, реализуя долгосрочные экономические стратегии;
5) совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (напр., снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.
Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями, которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.
На первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной
торговли, предусматривающей полную отмену или снижение таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами (всеми или большинством) при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Второй этап интеграции, таможенный союз, отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля
товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики.
На третьем этапе, общего рынка, страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров.
Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат
(напр., в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и
Секретариат).
На четвертом,самом высоком, этапе происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.
На внешнеэкономическое регулирование России во многом воздействуют правила, которые приняла страна в рамках интеграционных объединений, таких как Содружество
Независимых Государства и Евразийский союз.
На смену СССР пришлоСодружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря
1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения,
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан и Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, членом СНГ стала Грузия. В 2009 г. Грузия вышла из СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой - предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.
На третьем этапе, общего рынка, страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров.
Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат
(напр., в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и
Секретариат).
На четвертом,самом высоком, этапе происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.
На внешнеэкономическое регулирование России во многом воздействуют правила, которые приняла страна в рамках интеграционных объединений, таких как Содружество
Независимых Государства и Евразийский союз.
На смену СССР пришлоСодружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря
1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения,
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан,
Узбекистан и Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, членом СНГ стала Грузия. В 2009 г. Грузия вышла из СНГ.
Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой - предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.