Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
структурах (порой вразрез с закономерностями политико-экономического цикла) обусловлены не только безграничными возможностями использования ими своего административного ресурса, но и опасением (далеко не беспочвенным), что к власти могут прийти еще более некомпетентные и оппортунистически настроенные политические силы.
И все же очевидно, что одной из немаловажных причин колебаний в экономике выступает сам политический процесс, а периодичность выборов органов власти является весьма значимым фактором, определяющим продолжительность воспроизводственных циклов. Бюджетно - налоговая и денежно-кредитная политика являются мощными орудиями государства, напоминающими ядерное оружие, а потому антициклическое регулирование способно гарантировать экономическую безопасность страны и одновременно представлять скрытую угрозу для ее стабильного функционирования. В связи с этим в мировой науке дискуссионным является вопрос: следует ли связывать руки политикам, делая акцент на политике строгих правил, или целесообразно осуществлять политику тонкой настройки, позволяя властям вносить любые коррективы в применяемые инструменты регулирования в случае изменения экономической ситуации? В первом случае молено было бы в немалой степени обезопасить экономику от влияния политической конъюнктуры, что в долгосрочном плане, возможно, способствовало бы ее устойчивому росту. Однако это неизбежно ведет к сужению возможностей воздействия избирателей на макроэкономическую политику. Кроме того, безусловный акцент на политике строгих правил способен ввергнуть страну в глубокий кризис, поскольку кодекс данной политики запрещает принятие государством комплекса активных "пожарных" мер по преодолению форс-мажорной ситуации. При политике тонкой настройки, будь то политика бюджетно-налоговая или денежно-кредитная, достоинства и недостатки поменялись бы местами. Рискуя оказаться в руках недобросовестных, некомпетентных политиков, страна в то же время могла бы получить шанс на оперативную корректировку хозяйственной ситуации, изменившейся в негативную сторону.
Вопросы экономической политики слишком важны, чтобы их решение оставить на усмотрение политиков. Взрывоопасность ситуации заключается в том, что мощные инструменты монетарной и фискальной политики могут оказаться в руках
некомпетентных или оппортунистически настроенных политиков. Некомпетентность в государственном регулировании экономики весьма вероятна: экономическая наука довольно сложна, и политики зачастую недостаточно разбираются в ее закономерностях.
Это создает благоприятную почву для популистов, предлагающих заманчивые, но абсурдные способы разрешения сложных проблем, отстаивающих свои собственные (а вовсе не общественные) интересы, а также интересы энергосырьевого лобби, по- прежне
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

му оказывающего в нашей стране огромное влияние на проводимую государством экономическую политику.
В мире уже давно изыскиваются способы ограждения экономики от политических игр путем внесения изменений в законодательство. Так, страны ЕС ограничены в своих фискальных действиях требованием о недопущении бюджетного дефицита свыше 3%
(отражено в Пакте стабильности и развития, заключенном странами — членами ЕС в 1996 г.), и государственного долга — более 60% ВВП. Правда, в результате оживленных дискуссий страны ЕС в марте 2005 г. договорились о заметном ослаблении первого из этих ограничений.
Германии выход за верхнюю планку бюджетной несбалансированности разрешен в связи с необходимостью дальнейшего финансирования ее восточных земель, Франции— ввиду ее масштабной поддержки определенных стран третьего мира, Польше и Венгрии — по причине начавшейся в них радикальной пенсионной реформы. Правительства многих стран зоны евро в 2009 – 2010 гг. считают недопустимым сокращение своих расходов в обстановке глобальной рецессии, несмотря на то что это выводит бюджетный дефицит за предельно допустимую границу.
Изучение зарубежного опыта реализации политики строгих правил позволяет ученым нашей страны ставить на законодательную основу вопрос о предельно допустимой величине бюджетного дефицита (профицита), количественном ограничении темпов расширения (сжатия) денежного предложения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ размер дефицита федерального бюджета не должен превышать суммарного объема централизованных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. Кодекс устанавливает и верхний предел наращивания внутреннего и внешнего долга российского государства, а также предельную величину его внешних заимствований на ближайший финансовый год. Это позволяет рассчитывать на то, что Министерство
финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, бюджетный комитет
Государственной Думы и другие звенья государственной машины будут в большей степени, чем ранее, ориентироваться в проводимой ими фискальной политике не на свои собственные цели, а на интересы всего российского общества, а также на то, что в действиях властей станет меньше популизма и больше ответственности за судьбы страны.
Вопросы для самоконтроля

Почему развитие экономики закономерно происходит в форме своего рода экономических волн?

Какие виды циклов принято обозначать в экономической теории?

В каком случае "глубина падения экономики больше: в период рецессии или в период депрессии?

Существует ли различие между рецессией и депрессией но временной продолжительности?

В экономической активности проявляются колебания, связанные с переменой времен года Например, производство продукции сельского хозяйства и работа городских рынков в летнее время заметно отличаются от результатов экономической деятельности зимой. Считаете ли вы, что колебания активности также можно считать конъюнктурными циклами?

Можете ли вы отнести влияние моды (на вид одежды, питания наслаждений, поведения) к разновидности факторов воздействующих на уровень экономической активности того или иного сектора экономики? Превращается ли это воздействие в условие цикличности макроэкономики?

Каковы основные типы циклов? Что лежит в основе их характеристики?

Какие классификационные подходы к трактовке причин цикличности вы можете назвать?

Можно ли, по вашему мнению, обнаружить цикличность в динамике инфляции, безработицы, потребления товаров длительного пользования?

Каковы социально-экономические последствия цикличного развития

экономики?

С помощью каких инструментов государство может воздействовать на цикличность?

Какой инструмент регулирования более эффективен на этапе спада, рецессии?
Поясните свой ответ.

С помощью какого инструмента государству удается позитивно проводить антициклическую политику на этапе подъема? Поясните свой ответ.

Каковы должны быть действия государства в случае нахождения экономики в фазе спада (в нижней переломной точке)?

Как влияет на эффективность регулирования конъюнктуры институциональное устройство государства?

Каковы особенности воздействия налоговой политики на цикличность экономики? Есть ли элемент автоматического регулирующего аффекта у налогов и в чем он проявляется?

Какие налоги обладают более заметным антициклическим воздействием? В чем причина?

Обладает ли антициклическим регулирующим действием НДС?

Какие антициклические регулирующие возможности имеет система государственных расходов? В чем состоит действие встроенных стабилизаторов?

Почему в условиях трансформируемой экономики России задачи антициклической политики заметно отличаются от задач, сложившихся в западных странах? Сложился ли традиционный циклообразный ход развития в российской экономике?

Есть ли у вас сомнения в действенности антициклического регулирования экономики? Если есть, то какие?

Способно ли правительство деформировать воспроизводственный цикл в своих узкогрупповых интересах?

Какие объективные и субъективные факторы определяют чередование фаз политико-экономического цикла?


Каких изменений в экономической политике следует ожидать в периоды сразу после и накануне выборов в парламент, внутри избирательного цикла?

Охарактеризуйте проблему ошибок прогнозирования в качестве противоречия антициклического регулирования экономики.

Охарактеризуйте проблему временных лагов в качестве противоречия антициклического регулирования экономики.

В чем состоит суть эффекта запаздывания при проведении экономической политики? Каковы составные элементы лаговой структуры?

Обоснуйте необходимость расчета лагов различных инструментов в деятельности правительства.

Какие факторы определяют в нашей стране продолжительность лага признания, лага решения, лага между принятием решения и началом конкретных действий, лага воздействия?

Перечислите три-пять инструментов политики, указав вероятную продолжительность лага их воздействия на ту или иную макроэкономическую цель.
Государственное и международное регулирование мировой торговли
Внешнеторговая политика государства
Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки. Внешнеторговая политика конкретного государства определяет субъективные возможности данного государства в МРТ и международном товарообмене, отражает условия взаимодействия внутреннего рынка и

международного рынка. Внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внешней политикой государства в целом.
Основными целями внешнеторговой политики являются: обеспечение экономического роста; изменение способа и степени включения данной страны в МРТ; выравнивание структуры платежного баланса за счет изменения объема экспорта и импорта; изменение товарной и географической структуры внешней торговли; обеспечение стабильности национальной валюты; сохранение политической и экономической независимости страны; обеспечение страны необходимыми ресурсами.
Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух форм:
1) протекционизма - политики, направленной на использование различного рода ограничений, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок и, как следствие, снижающий конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке; в своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической
автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Политика автаркии отражает, как правило, нездоровое состояние экономики, она основывается на болезненно обостренном чувстве патриотизма, желании избежать превращения экономики в придаток мировой экономики. Автаркия противоречит закономерностям развития мировой экономики, снижает ее эффективность, обусловливает хозяйственную отсталость.
2) свобода торговли (фритредерство) - курс на устранение ограничений в международной торговле с целью активизации внешнеторгового оборота и международных экономических отношений. Такая политика направлена на снижение барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, т.к. в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, и снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
В современной мировой практике внешнеторговый политический курс обычно
сочетает в себе элементы и протекционизма, и фритредерства. В мировой торговле господствуютсмешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций,каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. При этом меры внешнеторговой политики, имеющие протекционистскую направленность, как правило, носят внутренний характер и оформляются актами национального (внутреннего) права, а меры по либерализации внешней торговли чаще всего являются результатами двусторонних или многосторонних международных переговоров.
В 50-60-е гг. преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е гг. отмечена волна
"нового" протекционизма. Под неопротекционизмом подразумеваются ограничения на
МТ, вводимые странами в дополнение к традиционно применяемым формам ограничения нежелательного импорта товаров. Среди приемов дополнительного воздействия на экспортеров товара в данную страну чаше всего применяются механизмы "добровольного ограничения экспорта", "упорядоченных торговых соглашений", навязываемые фирмам- экспортерам. В 90-е гг. в МТ доминировала политика свободной торговли. Кризис конца
2000-х гг. оживил протекционистские тенденции.
Если говорить о равнодействующей тенденции, то результатом становится либерализация МТ при большей гибкости протекционистских барьеров.
Но развиваются итенденции протекционизма:
1. Протекционизм приобретает региональный характер. В интеграционных группировках происходит либерализация торговли, вводятся особые условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, что усиливает дискриминационный режим в отношении третьих стран: а) происходит постепенное "размывание" принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе "режима наибольшего благоприятствования"; б) на региональном уровне вводятся правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины при нанесении "значительного ущерба" национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров.
2. Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта - в ориентации на менее заметные меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп

товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Сочетание протекционизма и фритредерства во внешнеторговой политике в области экспорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта.
Протекционистские меры применяются во внешнеторговой политике не только развивающихся, но и развитых стран: а) прямое субсидирование экспорта (особенно на с/х товары); б) экспортное кредитование (значительных по стоимости товаров, охватывает до
15% объема экспорта); в) страхование экспортных поставок (до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных, др. рисков).
Национальное регулирование внешней торговли
В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних.
Применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в 2 основные группы: тарифные ограничения (таможенные пошлины) и нетарифные ограничения.
Тарифное регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.
Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами.
Таможенные тарифы являются классическим средством общегосударственного управления импортом. Обычно тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; является источником поступления средств в бюджет государства; служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Размер ставок таможенных тарифов обычно повышается вместе со степенью переработки товара.
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной
торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров и
Стандартная международная торговая классификация ООН.
Структурно таможенные тарифы обычно имеют следующие колонки ставок обложения: максимальную (или генеральную); минимальную (в отношении товаров тех государств, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования); в некоторых странах - преференциальную (в отношении ввоза определенных товаров из развивающихся стран).
Таможенная пошлина – косвенный налог на импорт или экспорт товаров, взимаемый в момент пересечения ими таможенной границы государства. Исторически вначале таможенные пошлины выполняли функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу. В современной мировой экономике на первый план выходит другая функция таможенной пошлины – защита отечественных секторов экономики от конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции.
Приклассификации таможенных тарифовиспользуются различные критерии:
1. По направлению движения товара: а) импортные - на товары, ввозимые в страну; б) экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки); в) транзитные – за провоз иностранного товаров по территории данной страны.
2. По способам взимания: а) адвалорные - взимаются в виде процента от таможенной стоимости облагаемого товара; б) специфические - твердая денежная ставка, которая привязывается к физическому измерению конкретного товара: весу, объему, количеству, мощности и т.д.; в) комбинированные (смешанные) - сочетание адвалорных и специфических пошлин. Могут выражаться в выборе большего из размеров пошлины, рассчитанной по адвалорной или специфической ставке (напр., 15%, но не менее 4 евро за кг), а также в сумме указанных величин (напр., 10% от стоимости товара плюс 0,5 евро за 1 штуку).