Файл: 1. Принципы организации горностроительных работ. Пос и ппр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К стационарным средствам крепления относятся рымы, скобы, обухи, палубные фитинги, гнезда, упоры и т.д.

Основные переносные средства крепления включают в себя:

- тросовые, цепные, прутковые и ленточные найтовы;

- закладные средства крепления – ручные и полуавтоматические замки, центрующие и стяжные приспособления;

- обвязочные средства – сетки, стальные и синтетические ленты и тросы.

К вспомогательным переносным устройствам можно отнести талрепы, зажимы, крюки, скобы, надувные мешки, струбцины, колодки, клинья, брусья и т.д.

Найтовные устройства включают в себя прутковые, цепные, тросовые и ременные оттяжки.



22. Механическая отбойка горной массы.

Механическая отбойка — отделение полезного ископаемого от массива при помощи различных инструментов. Осуществляют ее машинами и лишь в незначительном объеме отбойными молотками.

Машинную механическую отбойку руд в России применили впервые в 1952 г. на марганцевых рудниках Никопольского бассейна и в 1964 г. на Солигорских калийных рудниках. Удельный объем машинной отбойки в России уже достиг на калийных рудниках примерно 70%, на марганцевых рудниках — 50 % и продолжает расти.

Классификация разновидностей механической отбойки:

- отбойка горными комбайнами и комплексами;

- отбойка врубовыми машинами;

- пиление;

- разрушение бурением (без взрывания).

Основная доля приходится на горные комбайны и комплексы, которые и применяют на калийных и марганцевых рудниках. Врубовые машины используют сравнительно редко и лишь для вспомогательных целей. Пиление и разрушение бурением применяются в специфических условиях. Причем разрушение бурением осуществляется при выемке только тонких жил в порядке эксперимента.

Ниже рассматриваются отбойка комбайнами и комплексами и пиление.



23. Взрывная отбойка горной массы.

Взрывная отбойка руды - отделение руды от массива энергией взрыва. Основные производственные процессы взрывной отбойки руды: бурение, заряжание, взрывание.


Удельные значения элементов затрат на взрывную отбойку составляют: при средней крепости руд: бурение 20-30%, стоимость ВВ - 40-60%, заряжание и взрывание 20-40%; при крепких рудах - бурение 60-70%, стоимость ВВ 20-30%, заряжание и взрывание 10-20%.

Показатели отбойки:

- производительность труда бурильщика, выраженная количеством отбитой руды, т/смену или м3/смену;

- удельный расход ВВ, кг/м3 или кг/т отбиваемой руды (обычно обозначается буквой q);

- выход руды с 1 м шпура или скважины, м3/м (м3 - в пересчете на массив) или т/м; либо обратная величина - удельный расход бурения, м/м3, м/т;

- выход негабарита в процентах по весу.

Шпуровая отбойка.

Удельный объем шпуровой отбойки составляет около 50% по отношению ко всем способам отбойки и 45-55% во взрывной отбойке. Шпуровую отбойку применяют при мощности залежей до 5-8 м, а также в тех случаях, когда в очистном пространстве должны работать люди.

При шпуровой отбойке выемку руды производят горизонтальными или слабонаклонными слоями. Порядок погашения слоев - восходящий или нисходящий (рис.8.1).

Послойную выемку в восходящем порядке применяют преимущественно при устойчивой руде, а в нисходящем порядке - как при неустойчивой руде с выемкой заходками под защитой твердеющей закладки или крепи с закладкой, так и при устойчивой руде в случае естественного поддержания очистного пространства и применения самоходного оборудования.



24. Гидравлическая отбойка горной массы.



Сущность гидравлического способа отбойки заключается в отделении горной породы от массива и дроблении ее высоконапорной струей воды, подаваемой на забой. Область эффективного применения гидравлической отбойки ограничивается легко размываемыми мягкими, малосвязными или некрепкими осадочными породами, включая уголь с коэффициентом крепости по шкале М.М. Протодьяконова 1,5 (более крепкие угли предварительно рыхлят с помощью взрывчатых веществ).

В зависимости от крепости разрушаемых горных пород давление, под которым подается вода к забою, составляет от 2 до 50 кгс/см2 и более. Основной машиной гидроотбойки является гидромонитор, формирующий и направляющий плотную струю воды на забой. Гидромониторы бывают с ручным и дистанционным управлением; при применении последних управление отбойкой можно осуществлять с расстояния 10—15 м, что облегчает труд горняка и повышает безопасность работ. На рис. 10 показан гидромонитор с дистанционным управлением, применяющийся на угольных шахтах.





Гидравлическая отбойка применяется при проходке подземных и открытых горных выработок, а также при очистной выемке в процессе открытой и подземной разработки главным образом россыпных и угольных месторождений. Гидравлическую отбойку совмещают с транспортировкой разрушенной породы водой в канавах, лотках или трубах.



25. Погрузка разрушенной горной массы. Оборудование для погрузочных работ.

Одновременно с разрушением массива производят погрузку отбитой горной массы. Отбитая горная масса сначала попадает на питатель, а затем уже передается на конвейер комбайна.

На отечественных и зарубежных комбайнах применяют шесть типов погрузочных устройств: кольцевой грузчик, скребковый конвейер, звезды, вращающиеся диски, поворотные рычажные лапы, нагребающие лапы.

Рассмотрим отдельно каждый из механизмов погрузки.

Кольцевой грузчик располагается с обеих сторон от центрального конвейера, представляет собой 2 замкнутых цепных контура, каждый из которых имеет индивидуальный привод.

Применяют для погрузки легких пород или угля. Характеризуется большой энергоемкостью, повышенным износом. Имеет небольшое распространение.

Скребковый конвейер также является устаревшей конструкцией. Выполняет функции погрузочного и транспортного органов.

Звезды —шестилучевые на комбайне фирмы «Доско» (МК2В, HI300), трехлучевые на комбайнах фирмы «Фест Альпине» (АМЗО, АМ80 и др.). Имеют привод от гидродвигателей через редукторы, размещенные под столом питателя. Применяют для погрузки сыпучих материалов, угля. Обеспечивают высокую производительность.

Вращающиеся диски представляют собой ребристый диск, имеющий достаточно высокие частоты вращения (более 30 об/мин). Разгрузку горной массы производят за счет ограничения, устанавливаемого между осью вращения диска и задним ограждением.

Поворотные рычажные лапы располагают на столе питателя с обеих сторон центрального конвейера. Привод осуществляется гидроцилиндрами, расположенными под столом питателя. Обратный ход лап обеспечивается за счет скосов обратной стороны лап.

Наибольшее распространение получили различные конструкции парных нагребающих лап, обладающих универсальностью применения, особенно при погрузке в тяжелых условиях (кусковатость, влажность, неравномерность нагрузки).


Конструкции имеют вид четырехзвенного рычажного механизма или кулисного механизма с приводом от редуктора через центральный диск с кривошипом. Кулисный механизм конструктивно более простой, но создает динамические нагрузки.

Привод может быть осуществлен от электродвигателя, гидромоторов через редуктор или напрямую (П160), а также от скребковой цепи центрального конвейера (1ГПКС, 4ПУ, «Фест Альпине»). В некоторых моделях (П160, КП20Б, STM60) приводы лап между собой не синхронизированы.

Конвейер. В большинстве моделей конвейер проходит по центру комбайна.

В качестве тягового органа используют одинарную скребковую цепь, выполненную из круглозвенной цепи или втулочно-роликовой цепи с консольными скребками. Привод может быть электрическим или гидравлическим. Количество двигателей зависит от условий применения.

Гидравлический привод может осуществляться как через трансмиссию, так и без трансмиссий при применении высокомоментных гидромоторов.

В некоторых конструкциях привод цепи осуществляется от привода лап («Фест Альпине» и др.).

Для обеспечения долговечности быстроизнашивающиеся части изготовляют съемными (днища конвейеров, поверхности стола питателя и др.).

Так, у комбайнов фирмы «Вестфалия Бекорит» поверхность питателя армируют листами из полимерных материалов, имеющих высокую фрикционную стойкость.

Комбайны могут быть оснащены подъемно-поворотной хвостовой частью конвейера или подвесным ленточным перегружателем.

Большинство фирм («Фест Альпине», «Эйкгофф» и др.) поставляют по требованию заказчика комбайны:


• с поворотной хвостовой частью и прицепным перегружателем — для работ по проходке;

• с короткой хвостовой частью и коротким поворотным перегружателем — для работ по погрузке породы в самоходные вагоны, автомобили и др.;

• с подъемно-поворотной хвостовой частью — для работы в камерах по добыче угля, солей и др. с самоходным транспортом.

Системы управления комбайном. Современные проходческие комбайны оснащают электрическим и гидравлическим приводами, управление которыми осуществляют с местного или переносного дистанционных пультов.

Управление с местного пульта имеют большинство отечественных и зарубежных проходческих комбайнов.

Пульты местного управления и рабочее место машиниста на зарубежных комбайнах, особенно последних выпусков, существенно отличаются от отечественных эргономическими параметрами, количеством информации, выдаваемой оператору, о состоянии узлов машин и течении рабочего процесса, комфортностью.



26. Транспортирование разрушенной горной массы.

Карьерный транспорт предназначен для перемещения горной массы (вскрыши и полезного ископаемого) от забоев до пунктов разгрузки. Он является связующим звеном в технологическом процессе. От четкой работы карьерного транспорта зависит эффективность разработки месторождения. Трудоемкость процесса перемещения (транспортирования) весьма высока, а затраты на собственно транспорт и связанные с ним вспомогательные работы составляют 45-50 %, а в отдельных случаях 65-70% общих затрат на добычу. Специфику горных работ обусловливает следующие основные особенности работы карьерного транспорта:

1 - значительный* объем и сосредоточенная (односторонняя) направленность перемещения карьерных грузов при относительно небольшом расстоянии транспортирования;

2 - периодическая передвижка транспортных коммуникации в связи с постоянным изменением положения пунктов погрузки (забоев) и разгрузки горной массы;

3 - движение в грузовом направлении происходит, как правило, с преодолением значительных подъемов;

4 - повышенные прочность и мощность двигателей транспортного оборудования, что вызвано большой плотностью, повышенной крепостью, абразивностью, неоднородной кусковатостью горной массы.