Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТеоретиЧЕСКИЕ основы ИССЛЕДОВАНИЯ социальной рекламы
1.1 Понятие и виды социальной рекламы в жизни общества
1.2 Классификация социальной рекламы
ГЛАВА 2 Современное состояние и развитие социальной рекламы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Аспекты восприятия социальной рекламы в Республике Беларусь
2.2 Разработка социальной рекламы «Нам не все равно»
ГЛАВА 2 Современное состояние и развитие социальной рекламы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Аспекты восприятия социальной рекламы в Республике Беларусь
В современном обществе для решения различных социальных проблем все чаще используется социальная реклама. Задачей социальной рекламы является не только привлечение внимания общественности к социально значимым проблемам, но и побуждение к их решению, а также предложение для этого возможных вариантов действий. Показателем успешной реализации данных задач является эффективность социальной рекламы. Эффективная социальная реклама трансформирует негативные стереотипы целевой аудитории, а также изменяет ее поведение и способствует формированию социальных ценностей. Важное значение в оценке эффективности социальной рекламы играют социологические исследования, которые позволяют объективно оценить ситуацию, выявить проблемные аспекты, разработать научно обоснованные рекомендации.
Для повышения эффективности социальной рекламы необходимо располагать необходимой информацией, главным источником которой являются маркетинговые исследования.
Цель исследования: анализ отношения населения Республики Беларусь к социальной рекламе.
Целевая группа: жители г. Москвы.
Период сбора данных: январь 2023 г.
Метод обработки полученной информации: ручная и компьютерная обработка.
Образец анкеты представлен в Приложении А.
Рассмотрим результаты исследования.
Большинство респондентов (49 %) отметили, что им нравится социальная реклама в Российской Федерации (40 % – скорее нравится, 9 % – очень нравится) (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Структура ответов на вопрос, нравится ли социальная реклама, %
Необходимо отметить, что довольно высок процент респондентов, которых социальная реклама скорее не нравится, доля таких ответов составила 31 %.
Структура ответов на вопрос о темах социальной рекламы, которую респонденты видят или слышат чаще всего представлена на рисунке 2.2.
На данный вопрос допускалось несколько вариантов ответов. Чаще всего респонденты видели/слышали социальную рекламу, посвященную безопасности дорожного движения и борьбе с наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ. Данные варианты ответов были отмечены 39 и 33 % респондентов соответственно. На третьем месте по популярности реклама культурных ценностей (русский язык, памятники природы и архитектуры), данный вариант отметили 28 % респондентов.
Рисунок 2.2 – Структура ответов на вопрос, о темах социальной рекламы наиболее часто встречающейся, %
Реклама, посвященная семейным ценностям, виделась/слышалась респондентам реже всего. Данный вариант отметили только 5 % респондентов.
При этом мужчины чаще, чем женщины сталкиваются с социальной рекламой о безопасности дорожного движения. А женщины чаще, чем мужчины вспоминали о том, что видели/слышали социальную рекламу, посвященную защите природы и окружающей среды, благотворительности, безопасному выезду за границу и культурным ценностям. Молодежь (18-24 года) чаще, чем люди старшего и пожилого возраста сталкивались с социальной рекламой культурных ценностей.
Следующий вопрос анкеты касался наиболее актуальным темам социальной рекламы. Результаты представлены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Структура ответов на вопрос, о наиболее актуальных темах социальной рекламы, %
При ответе на данный вопрос также допускалось несколько вариантов ответов. Наиболее актуальными по мнению опрошенных являются темы: здоровый образ жизни и охрана здоровья (так считает 41 % респондентов), защита природы, окружающей среды (38 %), борьбы с наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ (34 %), а также – безопасность дорожного движения (28 %). Тема безопасности дорожного движения в большей степени кажется актуальной для мужчин, чем для женщин. А женщины чаще, чем мужчины среди наиболее актуальных тем называли защиту природы и окружающей среды, благотворительность и культурные ценности. Люди в возрасте 25-34 лет чаще, чем люди старшего возраста и пенсионеры, среди актуальных тем упоминали тему безопасного выезда за границу.
Структура ответов о наиболее эффективных каналах размещения социальной рекламы представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Структура ответов на вопрос о наиболее эффективных каналах размещения социальной рекламы, %
Наиболее эффективными каналами размещения социальной рекламы, по мнению респондентов, являются телевидение, рекламные щиты на улицах города, общественный транспорт. Эффективность телевидения как канала распространения социальной рекламы отметили респонденты независимо от демографических признаков. При этом с увеличением
уровня образования растет число респондентов, отмечающих эффективность телевидения, а также таких каналов распространения социальной рекламы, как интернет и рекламные щиты на улицах города. Существуют также определенные различия между возрастными группами в оценке эффективности каналов размещения социальной рекламы.
Так, респонденты в возрасте 16-49 лет чаще указывают на эффективность рекламных щитов для размещения социальной рекламы, а молодежь (16-29 лет) – на эффективность интернета.
На вопрос о том, влияет ли социальная реклама на респондентов получены следующие ответы (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Структура ответов на вопрос о влиянии социальной рекламы на респондентов, %
Как видно по данным, представленным на рисунке 2.5, большинство опрошенных (66 %) отметили, что социальная реклама оказывает на них влияние в той или иной степени. Однако почти треть опрошенных (26 %) отметили, что на их поведение социальная реклама не оказывает никакого влияния и 8 % затруднились ответить.
Существует зависимость между личным влиянием социальной рекламы и такими признаками, как пол, возраст, образование. Так, женщины более подвержены влиянию социальной рекламы и чаще, чем мужчины, прислушиваются к ней и стараются вести себя иначе. С увеличением возраста растет число респондентов, на которых социальная реклама не оказывает влияния, и уменьшается доля тех, кто задумывается о проблемах, поднимаемых социальной рекламой, но при этом ведет себя как и прежде. С увеличением уровня образования снижается доля респондентов, на которых социальная реклама не оказывает никакого влияния.
Значительная часть респондентов выражают уверенность в способности социальной рекламы оказать влияние на поведение людей в будущем при креативном подходе к ее разработке и доведения до целевой аудитории. Данное мнение преобладает среди респондентов всех социально-демографических групп.
В целом проведя анализ социальной рекламы в России можно выделить ряд проблем, среди которых следует отметить следующие:
-
низкий статус социальной рекламы в обществе; -
отсутствие специализированных служб и агентств по созданию социальной рекламы, недостаток профессиональных кадров в данной области; -
финансирование социальной рекламы по «остаточному» принципу; -
низкое качество социальной рекламы (затянутые сюжеты в телевизионной рекламе, сложность или неоднозначность восприятия потребителями идеи рекламы, нелогичность рекламного сюжета и т. д.); -
не учет особенностей целевой аудитории и (или) не выделение целевой аудитории; -
отсутствие оценки эффективности социальной рекламы; -
отсутствие системного подхода к производству и размещению социальной рекламы определенной тематики.
2.2 Разработка социальной рекламы «Нам не все равно»
Проект направлен на изменение отношения общественности к экологическим проблемам, а также выработку новых социальных ценностей. Защита окружающей среды является одной из самых важных проблем современного общества. В мире постоянно уничтожаются леса, в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных веществ, истребляются животные. В связи с этим считается целесообразным начать реализацию проекта.
Программа проекта включает в себя использование создание плаката для размещения на биллбордах, а также съемка ролика и его размещение в сети Интернет. Названные рекламные носители являются наиболее эффективными для распространения социальной рекламы.
Наружная реклама является одним из важнейших каналов распространения социальной рекламы, в том числе на тему экологии.
Наружная реклама направлена на выполнение следующих функций:
-
находиться на видном, заметном месте, чтобы регулярно «бросаться в глаза» большому количеству людей; -
быть яркой и запоминающейся, привлекать внимание прохожих и откладываться у них в подсознании; -
гарантировать высокую частоту показов рекламного материала.
Рекламные билборды (щиты 6×3 или 8×4 м) на улицах г. Минска являются одним из наиболее эффективных и востребованных методов наружной рекламы.
В зависимости от местоположения, можно рассчитывать как на автомобилистов (места повышенного трафика, «долгие светофоры» и т.п.), так и на пешеходный поток (спальные районы, центральные улицы, близость к крупным торговым и бизнес-центрам).
Наружную рекламу предлагается заказать у агентства Group4Media.
Основная идея проектируемой экологической рекламы – экологические проблемы глазами детей.
Основным фоном рекламного плаката предлагается сделать детский рисунок на экологическую тематику. Образцы представлены на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Детские рисунки на тему экологии
Использование детских рисунков на плакате, посвященных экологической теме делает социальную рекламу менее агрессивной и вызывающей, но более интересной, позитивной, разнообразной и запоминающейся.