Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

[1] Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 325.

[2] Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С.117.

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. М., 2007. Том 1, с.30.

[4] См.: Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. С. 19.

[5] Новый словарь иностранных слов. М., 2006. – С. 527.

[6] Эстетика (от греч. aisthētikos – способный чувствовать) — наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

[7] Термин конситуация образован по аналогии с термином контекст, где кон- означает то же, что русская приставка со- «совместность», т.е. конситуация – соситуация (ситуация, сопутствующая речи).

[8] Эллипсис – пропуск слов в предложении, которые легко восстанавливаются по смыслу.

[9] Фоновыми называют знания, общие для носителей данного языка и данной культуры или для жителей определённой местности, работников к-либо учреждении, предприятия, учебного заведения.

[10] Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

[11] Цит. по: Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2005. С. 54.

[12] Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. 3-е изд. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – с.7.

[13] В данном словаре представлены, главным образом, предпочтительные акцентологические варианты.

ID:1633819







© Бояринова И.П.

© Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

 

Содержание

 

Аннотация

 

Тема 1. Формы русского национального языка

Вопрос 1. Формы русского национального языка. Литературный язык в системе национального языка.

Вопрос 2. Нелитературные формы русского национального языка.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 2. Функциональные разновидности русского литературного языка

Вопрос 1. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.

Вопрос 2. Научный стиль.

Вопрос 3. Официально-деловой стиль.

Вопрос 4. Публицистический стиль речи.

Вопрос 5. Язык художественной литературы.

Вопрос 6. Разговорная речь.


Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 3. Понятие «культура речи». Качества культурной речи

Вопрос 1. Определение понятия «культура речи».

Вопрос 2. Качества культурной (хорошей) речи.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 4. Орфоэпические и акцентологические нормы

Вопрос 1. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Рекомендации по овладению орфоэпическими нормами.

Вопрос 2. Акцентологические нормы современного русского литературного языка. Сферы использования акцентологических вариантов.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 5. Лексические нормы современного русского литературного языка

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 6. Морфологические нормы современного русского литературного языка

Вопрос 1. Морфологические нормы имён существительных.

Вопрос 2. Морфологические нормы имён прилагательных.

Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Тема 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

Вопрос 2. Трудные случаи синтаксического управления.

Вопрос 3. Построение предложений с деепричастными оборотами.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

 

Приложения

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

 

Аннотация

 

Дисциплина «Русский язык и культура речи» посвящена изучению базовых понятий и представлений современной культуры речи. Дисциплина «Русский язык и культура речи» обобщает и систематизирует знания об устройстве и функционировании языка в различных сферах общественной деятельности, формирует общую систему теоретических представлений о нормах русского литературного языка, а также развивает ряд практических умений и навыков, позволяющих студентам устанавливать эффективные коммуникативные отношения как при непосредственном контакте, так и опосредованно – в письменной речи.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» опирается на знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Цель изучения дисциплины: формирование у студентов-нефилологов базовой системы знаний в области культуры речи.



Основная задача изучения дисциплины развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка в устном и письменном общении, причём главным образом в трёх основных сферах: сфере науки, образования, деловой сфере, сфере общественных отношений. Решение этой задачи тесно связано с повышением общей культуры гуманитарной образованности студентов, с развитием их коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно взаимодействовать с партнёром по общению.

 

Задачами изучения дисциплины также являются:

·     раскрытие сущности и содержания основных категорий и понятий культуры речи;

·     овладение нормами русского литературного языка;

·     ознакомление с проблемами загрязнения речевой среды;

·     повышение культуры речевого общения;

·     развитие языкового вкуса.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

·     о культуре речи как науке и искусстве;

·     о русском литературном языке как обработанном и нормированном варианте русского национального языка, обслуживающем основные сферы общественной деятельности;

·     о функциональных разновидностях русского литературного языка;

·     об основных формах украшения речи;

·     о речевом этикете;

 

знать:

·     понятие культуры речи как речеведческой дисциплины;

·     качества культурной речи: правильность, точность, логичность, уместность, выразительность, богатство;

·     основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические, орфографические, пунктуационные;

 

уметь:

·     правильно произносить акцентологически трудные слова, например, ходатайство, вероисповедание, осужденный, каталог и др.;

·     употреблять слова в речи в соответствии с их значением (например, паронимы: представить – предоставить, командировочный – командированный и др.);

·     правильно образовывать формы слов (например, догово́ры  предпочтительный вариантректоры, директора, уважаемый канцлер Ангела Меркель, сосредот
очивать и др.);

·     правильно строить словосочетания (например, согласно приказу, по возвращении из командировки и др.), предложения с причастными и деепричастными оборотами;

·     выбирать языковые средства в соответствии со сферой общения и в зависимости от поставленных целей и задач общения;

·     анализировать звучащую речь (свою и чужую) с точки зрения соответствия основным коммуникативным качествам речи (правильности, точности, уместности, выразительности, богатства);

·     использовать знания речевого этикета для достижения коммуникативных целей;

 

приобрести навыки:

·     работы со справочной литературой.

 


Тема 1. Формы русского национального языка

 

Цели и задачи изученияданной темы  получение общетеоретических знаний о формах национального языка, осмысление роли русского литературного языка в системе национального языка; осознание возможностей русского литературного языка в выражении диалектически сложного мира идей, чувств современного человека, разнообразия предметов, понятий, явлений действительности в их взаимообусловленности и соотнесённости с человеком.

 

Изучив данную тему, вы:

будете знать:

·     сущность и содержание понятия «национальный язык»;

·     сущность и содержание понятия «литературный язык»;

·     сущность и содержание понятий «диалектизмы», «жаргонизмы»;

·     «просторечие»;

·     границы употребления литературной и нелитературной лексики;

 

приобретёте следующие профессиональные компетенции:

·     умение распознавать литературную и нелитературную лексику в собственной речи и в речи окружающих;

·     умение выбирать языковые средства национального языка в соответствии с коммуникативными задачами и сферой общения.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

·     национальный язык;

·     литературный язык;

·     диалектизмы;

·     жаргонизмы;

·     просторечие.

 

Вопросы темы:

1.  Формы русского национального языка. Литературный язык в системе национального языка.

2.  Нелитературные формы русского национального языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечие.

 

Вопрос 1. Формы русского национального языка. Литературный язык в системе национального языка.

 

Для уяснения предмета культуры речи как науки об использовании языка в речевой коммуникации принципиально важно выяснить основные аспекты понятия «литературный язык».

Язык создаётся народом и обслуживает его из поколения в поколение.

В любом языке отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное, национальное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, мораль, система ценностей, мироощущение. Язык выступает в роли хранителя культурных ценностей – в лексике, грамматике, пословицах и поговорках, в научной и художественной литературе. Именно через язык передаются из поколения в поколение сокровища национальной культуры, хранящиеся в нём. В своём развитии язык проходит несколько стадий и напрямую зависит от степени развития этноса (греч.