Файл: Государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующим отраслевым принципом права социального обеспечения является принцип осуществления социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета.

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения граждан при наступлении страховых рисков.

Н.В. Братчикова определяет, что «обязательное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества. Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска» [32, с. 61].

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работающие граждане подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями. Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты страховых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.


В сфере социальной поддержки лиц, данный принцип реализуется, например, при обеспечении осужденных к лишению свободы страховыми пенсиями по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [15].

Согласно Конституции РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение. Пенсии для осужденных к лишению свободы - это страховая пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца, социальная пенсия по старости, инвалидности, потере кормильца. Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховая пенсия по старости - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано  в территориальный орган Пенсионного фонда России представителем ФКУ ИК-41 ГУФСИН по Приморскому краю.[49, с. 45]

Выплата страховой пенсии осужденным осуществляется органами социальной защиты по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Если право на пенсию наступило в период отбывания наказания, оно оформляется администрацией учреждения через местные органы социальной защиты. Для этого необходимо написать заявление о назначении пенсии и заявление о выборе организации, осуществляющей доставку пенсии и иных социальных выплат. Исправительное учреждение предоставляет в территориальный орган ПФР справку о месте пребывания осужденного. Если же пенсионер уже ранее получал пенсию в ПФР, либо при переводе с другого исправительного учреждения, ГУ-УПФ РФ по УГО направляет заявление о запросе пенсионного дела. Если осужденный пенсионер достиг возраста 60 лет и ранее получал пенсию по инвалидности, то он имеет право перевода с одной пенсии на другую, заполнив при этом заявление. В случаях, если пенсионер согласно ст.28 ФЗ№400 «О страховых пенсиях» был переведен с другого исправительного учреждения, то ему необходимо заполнить заявление о возобновлении пенсии и иных социальных выплат.



Заявление о назначении страховой пенсии по старости территориальным органом Пенсионного фонда России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления последнего недостающего документа, необходимого для ее назначения, если такой документ будет представлен не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.

Страховая пенсия по инвалидности осужденным к лишению свободы назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет[28,c. 18].

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано  в территориальный орган Пенсионного фонда России представителем ФКУ ИК-41 ГУФСИН по Приморскому краю.

Заявление  может представителем,   через администрацию исправительного учреждения.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

День приема заявления о назначении пенсии является день обращения за пенсией.

Для назначения страховой пенсии по инвалидности должны быть соблюдены следующие условия:

  • признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы и направляет выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение

  • наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Если полностью отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия по инвалидности.

Все выше перечисленные виды пенсий выплачиваются в ФКУ ИК-41 ГУФСИН по Приморскому краю.


Согласно действующему законодательству выплата пенсий осужденным осуществляется по месту нахождения исправительного учреждения.

Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет сведения о них в Управление ПФР, которое  запрашивает пенсионные дела с  прежнего места жительства осужденных. После поступления пенсионных дел пенсия осужденных ежемесячно перечисляется на счета исправительных учреждений.

Доставка пенсий осужденным к лишению свободы производится исправительным учреждением путем перечисления на лицевой счет осужденного с соблюдением условий статьи 107 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статьи в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленной им пенсии, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, - не менее 50 процентов пенсии[48, c. 69].

В связи  с особенностями выплаты пенсий осужденным исключается возможность выплаты пенсии через организации почтовой связи, кредитные учреждения, а также получение пенсии родственниками по доверенности в этих учреждениях.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета. Доставка пенсии будет осуществляться организацией, которую выбрал пенсионер по своему желанию.

Старший специалист по социальной работе группы социальной защиты осужденных ведет учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии оформляет необходимые документы (Приложение З) и направляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщает органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществляет контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимает необходимые меры по устранению недостатков[22, c.15].

В свою очередь Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края уделяется пристальное внимание вопросам, касающимся обязательного государственного социального страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы. Ни одно письменное обращение осужденного или лица представляющего его интересы, о нарушении его пенсионных прав не остается без рассмотрения, при наличии оснований принимаются исчерпывающие меры прокурорского реагирования.


По российскому законодательству многие виды социального обеспечения пре­доставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой дея­тельностью. Поэтому параллельно с системой обязательного социального стра­хования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их сред­ствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая по­мощь и др.). По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках фи­нан­сирования социального обеспечения занимают страховые платежи рабо­тодателей.
3.2. Практическая реализация принципов дифференциации видов,

условий и уровня социального обеспечения и обязанности

государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже

прожиточного минимума
Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зави­симости от причин нуждаемости, трудового вклада и иных социально значимых обстоятельств раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

М.О. Буянова, З.А. Кондратьева, С. И. Кобзева указывают, что «критерии диффе­ренциации могут носить объективный характер – это природно-клима­тические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды)» [39, с.96].

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют мно­гочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определённых территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д. В данном случае представляет интерес дифференциация по такому основанию как лишение права передвижение.