Файл: Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников в работе классного руководителя 17 Список литературы 30.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй критерий направлен на поддержку эмоционального фона своего партнера по общению.
Третий критерий общения направлен на проявление инициативы в сторону вашего собеседника. Инициативой могут быть приятные слова, комплименты, слова поддержки и т.д. Наиболее характерный момент общения — это желание вызвать интерес партнера к себе.
Четвертый критерий общения предполагает раскрытие внутреннего мира и своих чувств к партнеру по беседе. Показ себя и не скрывая свои недостатки, вы сможете понять, как к вам относится ваш собеседник.
Рассматривая критерии, общения можно выделить и три основных его мотива:
1) деловые – сводят все действия к сотрудничеству;
2) познавательные – представляющие влечение к чему-то новому и неизведанному;
3) личностные – побуждаются самим индивидом, для удовлетворения своих особых мотивов и предпосылок.
У человека четко прослеживается стремление к потребности в коммуникации, потому что в процессе общения он способен проанализировать самого себя (свои личностные характеристики и поступки) и продолжать свою социализацию в обществе.
При этом потребности и мотивы общения, удовлетворяются с помощью определенных средств:
-
экспрессивно-мимически (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица); -
предметно-действенно (позы, жесты); -
речевым способом.
На основе анализа научно-педагогических исследований о сущности коммуникативных умений таких авторов Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Г. М. Бушуева, Т. Г. Григорьева, М. И. Лисина, А. В. Мудрик и др., и мы выявили структуру коммуникативных умений младших школьников, включающую компоненты:
-
эмпатийный (имеется предрасположенность к установлению эмоционального контакта со своим собеседником, способность прочувствовать внутренние переживания или наоборот воодушевленность партнера); -
креативно-деятельностный (предпринимать самостоятельные шаги к построению и развитию коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми, на основе ранее приобретенных умений и навыков; грамотно владеть своими эмоциями при возникновении конфликтных ситуаций; рационально использовать вербальные и невербальные средства общения); -
оценочно-рефлексивный (умение качественно и разумно анализировать свои личностные качества и поступки, признавать свои ошибки; способность к осмысленному изучению и оценке личностных качеств и поступков партнера по беседе).
Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития коммуникативных навыков у младших школьников позволил выявить следующее:
-
Общение является базовой формой активности человека (наряду с трудом, познанием, игрой), раскрывающаяся в формировании и совершенствовании взаимодействия между людьми, в создании и укреплении межличностных связей и отношений между субъектами общения. -
Коммуникация представляет собой общение, приводящее к взаимопониманию, устанавливающее как личностные отношения, так и массовое общение по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. -
Общение имеет свою структуру, в которую входят три группы умений: коммуникативные, интерактивные, перцептивные. -
У любого общения существуют свои мотивы: деловые, познавательные, личностные. -
По степени сформированности коммуникативных умений можно судить по четырем критериям: заинтересованность и уважение к собеседнику; эмоциональное отношение к другому человеку; самостоятельные шаги, направленные на акцентирование внимания партнера к себе; чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
1.2 Описание продукта проектной деятельности и его места в образовательном процессе
Продукт нашей проектной деятельности по целям и задачам относится к практико-ориентированным проектам в связи с тем, что он направлен на удовлетворение социальных потребностей и интересов учителей классных руководителей, работающих на начальной ступени общего образования, организующих процесс развития коммуникативных умений младших школьников и созданный нами сборник может быть ими использован в своей профессиональной деятельности.
Продукт по предметно-содержательной деятельности относится к монопроектам, так как реализовывался в области воспитания и развития детей младшего школьного возраста, однако, в процессе его реализации нами использовалась информация из других областей знания и деятельности, например, психологической.
По характеру взаимодействия продукт нашей проектной деятельности относится к внутриклассным проектам, в связи с тем, что в нем принимали участие, обучающиеся одного класса.
Наш сборник называется «От игры к общению» и представляет собой сборник игр и игровых упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Наш сборник состоит из обложки, титульного листа, аннотация, вступительного слова, содержания, состоящего из трех разделов и списка литературы.
В первый раздел, который называется «В контакте», вошли игровые упражнения, направленные на формирование умения устанавливать контакт с собеседником, целью которого является развитие интереса общения с партнером. В данный раздел вошло семь упражнений таких, как: «Пожелание», «Комплименты», «О чем спросить при встрече», «Вопрос – ответ», «Здороваемся без слов», «Попроси игрушку», «Прощай». И две игры: «Интервью», «Коврик примирения».
Второй раздел получил название «Сила в единстве», так как в нем собраны игры и игровые упражнения, ориентированные на объединение и совместную деятельность младших школьников, целью которой является формирование умения обучающимися принимать другую точку зрения и добиваться сотрудничества и координации разного рода идей и позиций для принятия общего решения. В данный раздел вошло пять игр таких, как: «Руки – ноги», «Тень», «Слепой поводырь», «Молекулы и атомы», «Гусеница». И одно упражнение: «Раскрасьте правильно».
Третий раздел называется «Юные ораторы». Представлен игровыми упражнениями, целью которых является формирование коммуникативно-речевых действий индивида. Данные упражнения предназначены для развития монологической речи школьников и формирования собственного мнения. В данный раздел вошло шесть упражнений таких, как: «Разговор по телефону», «Кем я буду через десять лет», «Найди лишнюю картинку», «А я бы…», «Старая сказка с новым концом», «Что случилось?». И четыре игры: «У кого больше доводов», «Рынок», «Дебаты», «Внимание, розыск!».
Вошедшие в сборник игры и игровые упражнения реализовывались нами в период преддипломной педагогической практики и своей целью имели необходимость поиска эффективных средств развития коммуникативных умений младших школьников.
Содержание апробированных нами игр и игровых упражнений, в ходе преддипломной практике послужило средством не только развития нравственных, эстетических качеств личности и предотвращение образования конфликтных ситуаций между обучающимися класса, но и развития коммуникативных умений младших школьников.
Благодаря подобранным нами играм и игровым упражнениям у обучающихся данного класса сформировались следующие коммуникативные умения, как: контактировать на доверительном уровне с друг другом; понимать душевное состояние одноклассников и корректировать свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации;
использовать мимику и пантомимику в общении; принимать другие точки зрения и находить компромиссы; строить сотрудничество и взаимовыручку в коллективе.
Созданный нами сборник игр и игровых упражнений «От игры к общению», направлен на развитие коммуникативных умений младших школьников и может быть использован как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности учителям начальных классов, классным руководителям, методистам, студентам, обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах» в процессе прохождения ими производственной психолого-педагогической практики ПМ.03 «Классное руководство» и для организации взаимодействия детей между собой.
Таким образом, продуктом нашей проектной деятельности стал сборник «От игры к общению», который включает в себя игры и игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений младших школьников. Предлагаемый читателю сборник состоит из 3 разделов: «В контакте», «Сила в единстве», «Юные ораторы». В каждый раздел входят по 6 – 10 игр и игровых упражнений.
Сборник предназначен для учителей начальных классов, классных руководителей, методистов, студентов педагогических вузов и колледжей.
-
Практическая часть-
Организационно-методическое обеспечение и описание этапов реализации проекта
-
Реализация нашего проекта осуществлялась в период прохождения нами преддипломной педагогической практики на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №962». В проекте принимало участие 28 обучающихся 2 «П» класса и их учитель Иванова Любовь Валентиновна.
В самом начале практики у нас прошла беседа с классным руководителем Ивановой Л. В., в результате которой мы установили, что в классе есть проблема коммуникации с новой ученицей, которая пришла в этот класс полгода назад, и поэтому у нее не складываются отношения с новыми одноклассниками.
Классный руководитель Иванова Л. В. проявила интерес к теме нашей выпускной квалификационной работы и обратилась к нам с просьбой о проведении игр и игровых упражнений, способствующих развитию таких коммуникативных умений обучающихся своего класса, как умения доброжелательного общения со сверстниками; умения входить в контакт с партнером и развивать способы эффективного общения; умения у обучающихся выходить из процесса общения, используя доброжелательные слова и интонации, а также провести игры направленные на взаимодействие среди обучающихся и сплочения коллектива.
По согласованию с классным руководителем отобранные нами игры и игровые упражнения проводились три раза в неделю в течение трех недель. Данные игры и игровые упражнения реализовывались нами на больших переменах в рекреации, а также на двух уроках технологии и изобразительного искусства.
По итогам каждой учебной недели мы наблюдали положительную динамику в развитии коммуникативных умений учеников данного класса.
По окончании преддипломной практики учитель Иванова Л. В. констатировала о том, что существовавшая проблема коммуникации в классе с новой ученицей была исчерпана.
Реализация проекта состояла из трех основных этапов: организационного, основного и заключительного.
На организационном этапе нами была определена и утверждена тема выпускной квалификационной работы, сформулированы её проблема и цель, осуществлено изучение психолого-педагогической литературы по интересующей нас проблеме, заключающаяся в поиске новых и более эффективных средств, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников. Для достижения цели нами были сформулированы задачи выпускной квалификационной работы, которые обусловили её структуру.
На основном этапе в период преддипломной педагогической практики было осуществлено пошаговое планирование работ:
- проведение диагностических процедур, а именно беседа с учителем;
- осуществлен сбор и изучение психолого-педагогической и методической литературы таких авторов, как Е. Н. Чеснокова, О. В. Хухлаева, К. Фопель;
- отобранные игры и игровые упражнения были адаптированы для решения проблемы класса и реализовывались нами на больших переменах в рекреации и вместо двух уроков технологии и изобразительного искусства.
На заключительном этапе нами осуществлялась работа по редактированию и оформлению выпускной квалификационной работы, по подготовке к печати продукта нашей проектной деятельности сборника «В помощь педагогу», в который вошли игры и игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений младших школьников и апробированные нами в период преддипломной педагогической практики.
Осуществлялась подготовка к предварительной защите выпускной квалификационной работы.