Файл: Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников в работе классного руководителя 17 Список литературы 30.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра заканчивается, когда все пары продемонстрируют свои способы приветствия.
Упражнение 6 «Попроси игрушку»
Описание упражнения: Для данного упражнения нам необходимо разделить обучающихся на пары и выдать одному из них реквизит, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Задача для первого участника, который взял предмет состоит в следующем: держа в руках реквизит, который нужен обоим участникам, оставить его у себя и отдать в том случае, если второй участник убедит в этом. Задача же второго участника состоит в том, чтобы попросить предмет или вещь, подбирая при этом нужные слова.
Материальное обеспечение: игрушка, красивая тетрадка, ручка, карандаш и т.д.
Игра 1 «Интервью»
Описание игры: Для данной игры учитель, он же ведущий, делит класс на две команды. Одна команда выступает в роли «экспертов», а другая в роли «журналистов». Задача учеников из команды «журналистов» выбрать себе «эксперта», который будет давать интервью, на заранее придуманные тематики, например, «Твоя любимая еда», «Твое хобби», «Твой любимый спортсмен» и т.д. После выбора пары, игроки начинают свое интервью, остальные ребята внимательно слушают своих товарищей и ждут своей очереди. После прохождения всех пар, учитель совместно с ребятами устраивают голосование, по результату которого будет объявлена пара победителей.
Материальное обеспечение: микрофон, два стула.
Игра 2 «Коврик примирения»
Описание игры: Учитель приводит конфликтную ситуацию. Выбирает двух учеников для разрешения данной ситуации и садит их друг напротив друга. Цель обучающихся выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Игра заканчивается, когда обучающиеся смогли выйти из конфликтной ситуации и найти компромисс.
Материальное обеспечение: два стула.
Упражнение 7 «Прощай»
Описание упражнения: Ведущий и обучающиеся находятся в кругу. Эстафета передается по часовой стрелке, начиная с ведущего. Задача участников следующая: подобрать как можно больше слов и реплик, которые говорят при прощании, например, «До свидания», «До встречи», «Всего хорошего», «Еще увидимся», «Счастливого пути», «До скорой встречи» и т.д.
Материальное обеспечение: мяч, игрушка, красивая палочка.
Второй блок игр и игровых упражнений «Сила в единстве» мы реализовывали на больших переменах в рекреации, их целью являлось:
1) развивать у обучающихся внимательность и наблюдательность в детском коллективе;
2) развивать взаимодействие среди обучающихся и сплоченность коллектива.
Игра 1 «Руки — ноги»
Описание игры: Ведущий производит хлопки руками, где один хлопок – поднять руки вверх, два хлопка – сесть, три хлопка – встать. Задача ведущего меняя последовательность и темп хлопков – сбить участников.
Упражнение 1 «Раскрасьте правильно»
Описание упражнения: Учитель обучающимся раздает два рисунка, первый уже раскрашен, а второй рисунок – нет. Обучающиеся взаимодействуют в паре, их задача состоит в том, чтобы разукрасить рисунок по имеющемуся образцу. Между двумя участниками устанавливается ширма, одному дают цветной образец, а другому ставят мольберт, на котором закреплен не разукрашенный рисунок. Задача участника, который получил образец, координировать действия своего партнера, чтобы тот правильно разукрасил свой рисунок. Затем ребята и учитель сверяют оба рисунка и выносят вердикт, после чего ребята меняются местами.
Материальное обеспечение: рисунки (образцы и чистовики), цветные карандаши, фломастеры.
Игра 2 «Тень»
Описание игры: Данную игру рекомендуется проводить в рекреации. Общим голосованием ребята выбирают ведущего. Задача ведущего ходить по помещению и делать различные движения руками и ногами, неожиданные повороты, прыжки и т.д. Остальные участники встают сзади ведущего в линию и стараются четко и быстро повторять его движения. Затем происходит смена ведущего.
Игра 3 «Слепой и поводырь»
Описание игры: В данной игре дети разбиваются на пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь». У «слепого» завязаны глаза, чтобы он ничего не видел. Также на локации игры заранее созданы препятствия. «Поводырь» имеет следующую цель: провести своего товарища через различные препятствия таким образом, чтобы «слепой» не ушибся и не упал. После прохождения маршрута участники меняются местами. Также маршрут можно видоизменять после каждого прохождения.
Материальное обеспечение: повязка на глаза, вещи для создания препятствий (школьный рюкзак, стул, школьная парта).
Игра 4 «Атомы и молекулы»
Описание игры: В ходе данной игры обучающиеся хаотично движутся в рекреации (в классе). По команде ведущего: «Атомы, собираемся в молекулы по четыре (три, пять, шесть и т.д.) человека», дети разбиваются на группы с таким количеством, какое скажет ведущий. Далее по команде: «Молекулы, распадитесь!», ученики расцепляются и продолжают хаотично ходить до следующей команды.
Игра 5 «Гусеница»
Описание игры: Ведущий показывает маршрут движения будущей гусеницы и выбирает направляющего. Данный ученик будет «головой гусеницы», остальные становятся за ним в цепочку и кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка. После чего ведущий между участниками вставляет воздушный шар. Трогать воздушный шар в ходе маршрута запрещается. Задача участников – пройти маршрут, не уронив при этом воздушные шары.
Материальное обеспечение: воздушные шары.
Третий блок игр и игровых упражнений «Юные ораторы» мы реализовывали на уроках технологии и изобразительного искусства, их целью являлось:
1) развивать у обучающихся творческое воображение и свободное выражение мысли;
2) формировать у обучающихся свою точку зрения.
Упражнение 1 «Разговор по телефону»
Описание упражнения: Учитель выбирает двух участников. Они сидят спиной друг к другу и оглашает любую тематику для разговора, например, (поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.). Учитель издает сигнал звонящего телефона, и участники начинают вести разговор по телефону.
Материальное обеспечение: два стула.
Упражнение 2 «Кем я буду через 10 лет»
Описание упражнения: Учитель вместе с обучающимися сидит в кругу в свободной позе. Учитель предлагает обучающимся подумать и рассказать кем они себя видят через 10 лет и что изменится в их жизни, какие мечты осуществляться. До кого учитель до коснётся первым, тот начинает отвечать первым, а остальные слушают и ждут своей очереди.
Игра 1 «Рынок»
Описание игры: Обучающиеся разбиваются на пары. Учитель раздает каждому участнику роли: «продавец» и «покупатель». Задача продавца – продать товар как можно дороже, используя любые методы и уловки, а задача покупателя – купить данный товар как можно дешевле и не попасться на уловки и хитрости продавца. Учитель «продавцам» выдает различные вещи и предметы, которые будут служить товаром для продажи, например, книга, игрушка, ручка, мяч и т.д. Игра заканчивается, когда оба участника попробуют разные роли.
Материальное обеспечение: мяч, ручка, игрушка, книга и т.д.
Упражнение 3 «А я бы…»
Описание упражнения: Учитель читает обучающимся небольшие рассказы, сказки и после прочтения предлагает рассказать, чтобы он сделал, если бы попал в данную сказку или рассказ и стал бы одним из главных героев.
Материальное обеспечение:
книги с рассказами и сказками.
Упражнение 4 «Старая сказка с новым концом»
Описание упражнения: Учитель вместе с обучающимися вспоминают сказки, например, «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и т.д. После чего учитель предлагает желающим ученикам придумать другой конец выбранной сказки и объяснить, почему именно такой конец должен быть.
Материальное обеспечение: книги со сказками.
Игра 2 «Внимание, розыск!»
Описание игры: Обучающиеся сидят в кругу, ведущий начинает игру словами: «Внимание, розыск! Пропал мой знакомый или знакомая!». После чего начинает описывать приметы одного из учеников, например, «У него был синий рюкзак и черные туфли», «У нее была красная заколка для волос» и т.д. Задача ведущего – описывать разыскиваемого сначала так, чтобы было как можно больше совпадений с другими обучающимися, постепенно переходя на индивидуальные особенности. Задача обучающихся – как можно скорее найти пропавшего.
Упражнение 5 «Что случилось?»
Описание упражнения: Ведущий выдает выбранному участнику картинку, на которой изображена какая-то ситуация и просит его рассказать, что происходит на данной картинке. Также можно дать задание, чтобы участник высказал свое мнение, как такая ситуация могла произойти или как могла закончиться.
Материальное обеспечение: иллюстрационные картинки с различными ситуациями.
Игра 3 «У кого больше доводов?»
Описание игры: Ведущий выбирает трех или двух учеников, начинает игру, произнося какое-либо утверждение, например, «Читать полезно, потому что …, ссориться плохо, потому что…, уроки лучше делать побыстрее, лучше иметь много друзей, чем мало, пятерка лучше четверки и т.д.». После ведущего вступают в игру ученики, они говорят свои утверждения. Победителем становится тот, кто назвал больше утверждений.
Упражнение 6 «Найди лишнюю картинку»
Описание упражнения: Перед обучающимися выкладываются картинки с рассказом, также в данный набор учитель кладет картинку из другого набора. После чего учитель выбирает двух или трех участников, задача которых найти лишнюю картинку и составить логическое повествование на основе картинок.
Материальное обеспечение: наборы картинок с рассказами.
Игра 4 «Дебаты»
Описание игры: Данную игру можно использовать как для одиночных дебатов, так и для групповых. Ведущий выбирает участников для игры и рассказывает кто какую сторону будет представлять. Левая сторона – сторонники выдвинутой тематики, а правая сторона – противники. Участники сидят за партами, которые находятся друг напротив друга. Учитель выбирает тематику дебатов, например, «Футбол популярнее, чем хоккей», «Поездка на море более увлекательна, чем поездка в деревню», «Лето лучшее время года» и т.д. Задача участников – отстаивать свою сторону и аргументировать свою позицию.
Материальное обеспечение: парты, стулья.
Таким образом, суммируя результаты практической части нашей работы, следует отметить:
Список литературы
Упражнение 6 «Попроси игрушку»
Описание упражнения: Для данного упражнения нам необходимо разделить обучающихся на пары и выдать одному из них реквизит, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Задача для первого участника, который взял предмет состоит в следующем: держа в руках реквизит, который нужен обоим участникам, оставить его у себя и отдать в том случае, если второй участник убедит в этом. Задача же второго участника состоит в том, чтобы попросить предмет или вещь, подбирая при этом нужные слова.
Материальное обеспечение: игрушка, красивая тетрадка, ручка, карандаш и т.д.
Игра 1 «Интервью»
Описание игры: Для данной игры учитель, он же ведущий, делит класс на две команды. Одна команда выступает в роли «экспертов», а другая в роли «журналистов». Задача учеников из команды «журналистов» выбрать себе «эксперта», который будет давать интервью, на заранее придуманные тематики, например, «Твоя любимая еда», «Твое хобби», «Твой любимый спортсмен» и т.д. После выбора пары, игроки начинают свое интервью, остальные ребята внимательно слушают своих товарищей и ждут своей очереди. После прохождения всех пар, учитель совместно с ребятами устраивают голосование, по результату которого будет объявлена пара победителей.
Материальное обеспечение: микрофон, два стула.
Игра 2 «Коврик примирения»
Описание игры: Учитель приводит конфликтную ситуацию. Выбирает двух учеников для разрешения данной ситуации и садит их друг напротив друга. Цель обучающихся выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Игра заканчивается, когда обучающиеся смогли выйти из конфликтной ситуации и найти компромисс.
Материальное обеспечение: два стула.
Упражнение 7 «Прощай»
Описание упражнения: Ведущий и обучающиеся находятся в кругу. Эстафета передается по часовой стрелке, начиная с ведущего. Задача участников следующая: подобрать как можно больше слов и реплик, которые говорят при прощании, например, «До свидания», «До встречи», «Всего хорошего», «Еще увидимся», «Счастливого пути», «До скорой встречи» и т.д.
Материальное обеспечение: мяч, игрушка, красивая палочка.
Второй блок игр и игровых упражнений «Сила в единстве» мы реализовывали на больших переменах в рекреации, их целью являлось:
1) развивать у обучающихся внимательность и наблюдательность в детском коллективе;
2) развивать взаимодействие среди обучающихся и сплоченность коллектива.
Игра 1 «Руки — ноги»
Описание игры: Ведущий производит хлопки руками, где один хлопок – поднять руки вверх, два хлопка – сесть, три хлопка – встать. Задача ведущего меняя последовательность и темп хлопков – сбить участников.
Упражнение 1 «Раскрасьте правильно»
Описание упражнения: Учитель обучающимся раздает два рисунка, первый уже раскрашен, а второй рисунок – нет. Обучающиеся взаимодействуют в паре, их задача состоит в том, чтобы разукрасить рисунок по имеющемуся образцу. Между двумя участниками устанавливается ширма, одному дают цветной образец, а другому ставят мольберт, на котором закреплен не разукрашенный рисунок. Задача участника, который получил образец, координировать действия своего партнера, чтобы тот правильно разукрасил свой рисунок. Затем ребята и учитель сверяют оба рисунка и выносят вердикт, после чего ребята меняются местами.
Материальное обеспечение: рисунки (образцы и чистовики), цветные карандаши, фломастеры.
Игра 2 «Тень»
Описание игры: Данную игру рекомендуется проводить в рекреации. Общим голосованием ребята выбирают ведущего. Задача ведущего ходить по помещению и делать различные движения руками и ногами, неожиданные повороты, прыжки и т.д. Остальные участники встают сзади ведущего в линию и стараются четко и быстро повторять его движения. Затем происходит смена ведущего.
Игра 3 «Слепой и поводырь»
Описание игры: В данной игре дети разбиваются на пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь». У «слепого» завязаны глаза, чтобы он ничего не видел. Также на локации игры заранее созданы препятствия. «Поводырь» имеет следующую цель: провести своего товарища через различные препятствия таким образом, чтобы «слепой» не ушибся и не упал. После прохождения маршрута участники меняются местами. Также маршрут можно видоизменять после каждого прохождения.
Материальное обеспечение: повязка на глаза, вещи для создания препятствий (школьный рюкзак, стул, школьная парта).
Игра 4 «Атомы и молекулы»
Описание игры: В ходе данной игры обучающиеся хаотично движутся в рекреации (в классе). По команде ведущего: «Атомы, собираемся в молекулы по четыре (три, пять, шесть и т.д.) человека», дети разбиваются на группы с таким количеством, какое скажет ведущий. Далее по команде: «Молекулы, распадитесь!», ученики расцепляются и продолжают хаотично ходить до следующей команды.
Игра 5 «Гусеница»
Описание игры: Ведущий показывает маршрут движения будущей гусеницы и выбирает направляющего. Данный ученик будет «головой гусеницы», остальные становятся за ним в цепочку и кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка. После чего ведущий между участниками вставляет воздушный шар. Трогать воздушный шар в ходе маршрута запрещается. Задача участников – пройти маршрут, не уронив при этом воздушные шары.
Материальное обеспечение: воздушные шары.
Третий блок игр и игровых упражнений «Юные ораторы» мы реализовывали на уроках технологии и изобразительного искусства, их целью являлось:
1) развивать у обучающихся творческое воображение и свободное выражение мысли;
2) формировать у обучающихся свою точку зрения.
Упражнение 1 «Разговор по телефону»
Описание упражнения: Учитель выбирает двух участников. Они сидят спиной друг к другу и оглашает любую тематику для разговора, например, (поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.). Учитель издает сигнал звонящего телефона, и участники начинают вести разговор по телефону.
Материальное обеспечение: два стула.
Упражнение 2 «Кем я буду через 10 лет»
Описание упражнения: Учитель вместе с обучающимися сидит в кругу в свободной позе. Учитель предлагает обучающимся подумать и рассказать кем они себя видят через 10 лет и что изменится в их жизни, какие мечты осуществляться. До кого учитель до коснётся первым, тот начинает отвечать первым, а остальные слушают и ждут своей очереди.
Игра 1 «Рынок»
Описание игры: Обучающиеся разбиваются на пары. Учитель раздает каждому участнику роли: «продавец» и «покупатель». Задача продавца – продать товар как можно дороже, используя любые методы и уловки, а задача покупателя – купить данный товар как можно дешевле и не попасться на уловки и хитрости продавца. Учитель «продавцам» выдает различные вещи и предметы, которые будут служить товаром для продажи, например, книга, игрушка, ручка, мяч и т.д. Игра заканчивается, когда оба участника попробуют разные роли.
Материальное обеспечение: мяч, ручка, игрушка, книга и т.д.
Упражнение 3 «А я бы…»
Описание упражнения: Учитель читает обучающимся небольшие рассказы, сказки и после прочтения предлагает рассказать, чтобы он сделал, если бы попал в данную сказку или рассказ и стал бы одним из главных героев.
Материальное обеспечение:
книги с рассказами и сказками.
Упражнение 4 «Старая сказка с новым концом»
Описание упражнения: Учитель вместе с обучающимися вспоминают сказки, например, «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и т.д. После чего учитель предлагает желающим ученикам придумать другой конец выбранной сказки и объяснить, почему именно такой конец должен быть.
Материальное обеспечение: книги со сказками.
Игра 2 «Внимание, розыск!»
Описание игры: Обучающиеся сидят в кругу, ведущий начинает игру словами: «Внимание, розыск! Пропал мой знакомый или знакомая!». После чего начинает описывать приметы одного из учеников, например, «У него был синий рюкзак и черные туфли», «У нее была красная заколка для волос» и т.д. Задача ведущего – описывать разыскиваемого сначала так, чтобы было как можно больше совпадений с другими обучающимися, постепенно переходя на индивидуальные особенности. Задача обучающихся – как можно скорее найти пропавшего.
Упражнение 5 «Что случилось?»
Описание упражнения: Ведущий выдает выбранному участнику картинку, на которой изображена какая-то ситуация и просит его рассказать, что происходит на данной картинке. Также можно дать задание, чтобы участник высказал свое мнение, как такая ситуация могла произойти или как могла закончиться.
Материальное обеспечение: иллюстрационные картинки с различными ситуациями.
Игра 3 «У кого больше доводов?»
Описание игры: Ведущий выбирает трех или двух учеников, начинает игру, произнося какое-либо утверждение, например, «Читать полезно, потому что …, ссориться плохо, потому что…, уроки лучше делать побыстрее, лучше иметь много друзей, чем мало, пятерка лучше четверки и т.д.». После ведущего вступают в игру ученики, они говорят свои утверждения. Победителем становится тот, кто назвал больше утверждений.
Упражнение 6 «Найди лишнюю картинку»
Описание упражнения: Перед обучающимися выкладываются картинки с рассказом, также в данный набор учитель кладет картинку из другого набора. После чего учитель выбирает двух или трех участников, задача которых найти лишнюю картинку и составить логическое повествование на основе картинок.
Материальное обеспечение: наборы картинок с рассказами.
Игра 4 «Дебаты»
Описание игры: Данную игру можно использовать как для одиночных дебатов, так и для групповых. Ведущий выбирает участников для игры и рассказывает кто какую сторону будет представлять. Левая сторона – сторонники выдвинутой тематики, а правая сторона – противники. Участники сидят за партами, которые находятся друг напротив друга. Учитель выбирает тематику дебатов, например, «Футбол популярнее, чем хоккей», «Поездка на море более увлекательна, чем поездка в деревню», «Лето лучшее время года» и т.д. Задача участников – отстаивать свою сторону и аргументировать свою позицию.
Материальное обеспечение: парты, стулья.
Таким образом, суммируя результаты практической части нашей работы, следует отметить:
-
Формирование и развитие коммуникативных умений у младших школьников – это ежедневная работа. -
Выбор игр и игровых упражнений в первую очередь зависит от поставленных учителем целей. -
Проведение игр и игровых упражнений включает несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный. -
Игра является неотъемлемой частью детского развития и охватывает множество сфер детской деятельности на протяжении всего младшего школьного возраста. Коммуникативная игра – это взаимодействие, сотрудничество и совместная деятельность детей, которые направлены на развитие общения и формирование доброжелательного отношения к окружающему миру. -
Созданный нами сборник «От игры к общению» может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям, методистам, студентам педагогических вузов и колледжей.
Список литературы
-
Андреева, Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности/ Г. М. Андреева. – М.: «Просвещение» – 2017. – С.147-149. -
Батыршев, А. В. Организационные и коммуникативные качества личности/ А. В. Батыршев. – М.: Изд. центр «Академия» – 2018. – С.136-189 -
Бодалев, А. А. Психология общения/ А. А. Бодалев. – М.: Изд. центр «Академия» – 2018. – С.95-97. -
Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. – М.: Учитель – 2008. – 144 с. -
Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт – 2017. – С.352-35. -
Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. – М.: Педагогика – Пресс – 2017. – С. 263–269. -
Гришанова, И. А. Программа формирования коммуникативной успешности младших школьников: учеб. – метод. пособие / И. А. Гришанова. – Ижевск: Удм. Университет – 2019. – 48 с. -
Дьяченко, В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе/ В. К. Дьяченко// Начальная школа. – 2016. – №1. – С.17-26. -
Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2017. - №11. - С. 12-17. -
Золотова, А. В. Коллективная работа на уроках/ А. В. Золотова// Начальная школа. – 2014. – №10-11. – С.34-38. -
Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. / Я. Л. Коломинский. Москва: АСТ, 2019. 448 с. -
Королькова, Л. В. Групповые взаимодействия младших школьников/ Л. В. Королькова // Начальная школа. – 2010. – №2. – С.13-17. -
Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 2013. — С. 36-37. -
Левицкая, Ю. Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста / Ю. Л. Левицкая // Справочник педагога психолога. – 2019. – №1. – С.41-49. -
Леонтьев, А. А. Педагогическое общение/ А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика. – 2017. – 201 с. -
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: НАУКА, 2018. 444с. -
Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх/ А. А. Максимова// Начальная школа. – 2017. – №1. – С.30-34. -
Михайлова, И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности/ И. М. Михайлова. – Псков. ПГПУ – 2014. – 188 с. -
Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2017. 320 с. -
Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми: Тезисы симпозиума. – Л., 2018. -
Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2010. - 1359 c. -
Позднякова, Е. В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е. В. Позднякова// Начальная школа. – 2015. – №11. – С. 23 – 25. -
Парыгин Б. Д. Психология общения. – М., 2018. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.