Файл: Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников в работе классного руководителя 17 Список литературы 30.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского
учебный корпус «Колледж имени С. Я. Маршака»
Голощапова Екатерина Владимировна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Игровые технологии в деятельности классного руководителя как средство развития коммуникативных умений младших школьников
Специальность – 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(очная форма обучения)
Руководитель ВКР:
Кандидат педагогических наук
(ученая степень, ученое звание)
Буданова Ольга Васильевна
(фамилия, имя, отчество)
__________________
(подпись)
Москва, 2022
Содержание
Введение 2
1.Пояснительная записка 5
1.1Теоретический анализ проблемы развития коммуникативных умений младших школьников 5
1.2 Описание продукта проектной деятельности и его места в образовательном процессе 12
2. Практическая часть 15
2.1Организационно-методическое обеспечение и описание этапов реализации проекта 15
2.2 Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников в работе классного руководителя 17
Список литературы 30
Словарь 33
Введение
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы обусловлена социальными преобразованиями в различных сферах нашего общества на современном этапе. Развитие технического прогресса, внедрение различных информационно-коммуникативных технологий в современной жизни обуславливает изменение подходов к организации обучения в системе школьного образования и трансформацию человеческих отношений.
Реализуемый сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, а также для признания решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.
Принципиальный подход к решению проблемы формирования умений общаться представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Согласно его концепции, школа должна усилить влияние на развитии коммуникативных умений детей.
Г. М. Андреевой, А. В. Батаршевым, А. А. Бодалевым, Л. С. Выготским, Я. Л. Коломинским, и другими учеными были описаны теоретические основы формирования коммуникативных умений личности.
Вопросы специально организованной речевой деятельности и проблемы межличностного взаимодействия рассматривались в трудах А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского.
Особую актуальность нашему проекту придает тот факт, что в современной школе одним из приоритетных направлений является развитие умений правильно осуществлять общение с одноклассниками и педагогами, работающими в начальной школе.
От коммуникативных умений во многом зависит успешное обучение и адаптация младших школьников к окружающему их миру.
Одним из основных способов для успешного обучения и адаптации детей к окружающему миру является игра, поскольку она помогает сделать захватывающей и живой не только работу учащихся на созидательном уровне, но и повседневные шаги школьников в процессе изучения предметов. Игра напрямую влияет на все психические процессы и функции ребенка в процессе его социализации и становления его как личности.
Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему проекта, заключающуюся в поиске новых и более эффективных средств, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Целью проекта является разработка сборника игр и игровых упражнений, направленного на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Для достижения цели проекта нами решали следующие задачи:
-
Осуществить теоретический анализ проблемы развития коммуникативных умений младших школьников. -
Описать продукт проектной деятельности и его место в образовательном процессе. -
Описать организационно-методическое обеспечение и этапы реализация проекта. -
Разработать методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников. -
Создать сборник игр и игровых упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений младших школьников.
-
Пояснительная записка-
Теоретический анализ проблемы развития коммуникативных умений младших школьников
-
Проблема развития коммуникативных умений младшего школьника не новой для современного образования. Её исследованием занимались советские педагоги, такие как: Г. М. Андреева, А. В. Баташева, Е. Е. Дмитриева, Л. В. Епишина, Я. Л. Коломенский, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, В. А. Сухомлинский. В этой связи считаем необходимым в этом параграфе рассмотреть, как авторы трактуют данные понятия.
Так, например, Б. Ф. Ломов под сущностью понятия «общение» понимает «взаимодействие субъектов, в процессе которого осуществляется связь одного субъекта с другим субъектом» [16, с.98].
В. Н. Мясищев считает, что «общение — как связь конкретных личностей, влияющих друг на друга и контактирующих между собой» [20, с.40].
Б. Д. Парыгин писал: «Общение — сложный многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания друг друга» [23, с. 51].
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация — это сообщение, общение» [21, с. 473].
Высоко развитые психолого-педагогические особенности человека открывают для него способность находить более востребованные способы и методы коммуникации с оппонентом.
Г. М. Андреевой в своих трудах излагала: «Коммуникативные умения — это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности» [1, с. 31].
По мнению Л. В. Епишина, «коммуникативные умения — это признанные коммуникативные операции учеников и их умение рационально строить свое поведение, контролировать его для взаимосвязи с другим учеником» [9, с. 15].
«Коммуникативные умения — согласованные с рациональным формированием своих манер, оценкой менталитета человека: умение подобрать необходимую интонацию, поступки, умение анализировать других людей, умение сострадать оппоненту, предусмотреть ответ и реакцию собеседника», - так трактовал термин А. В. Мудрик [19, с. 115].
Н. В. Кузьмина коммуникативные умения определяет, как возможность идентифицировать душевное состояние, оценивать противоположные направления своего характера, осуществлять контроль выбранных манер по отношению к другим [13].
По мнению Я. Л. Коломинского под функциями общения понимается: выражение и распространение информации, налаживание взаимопонимания между индивидами в процессе коллективной деятельности, а также он детализировал слово «общение» как «информационное и предметное взаимодействие» [11, с. 75].
В работах Г. М. Андреевой, А. В. Баташевой, А. Б. Добровича, Е. Е. Дмитриевой, Я. Л. Коломенского термин «коммуникация» излагался как процесс распространения информации и обмена данными [1], [11].
В школьной среде умение младших школьников вести общение со своими сверстниками играет огромную и важную роль, так как коллектив помогает ребенку индивидуально совершенствоваться и социально адаптироваться к окружению.
Г. М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения:
«Таблица 1»
Группы умений
Коммуникативные | В данную группу умений входят: мотивы, конкретизированные цели, разнообразные стимулы для общения, средства реализации общения, грамотная аргументация своих мыслей и идей, умение проводить анализ высказывания и умозаключений. |
Перцептивные | Группа включает в себя понятия чуткость, отзывчивость, размышления, умения выслушать партнера, грамотно и адекватно анализировать, и комментировать различную информацию, толковать значение и смысловую нагрузку суждений. |
Интерактивные | Группа, раскрывающая диалоговую сторону общения: рассматривается соотношение и равенство рационального и эмоционального факторов в общении, способность заинтересовать собеседника в себе, умение наладить контакт с партнером и реализовать процесс общения в беседе, умение нейтрализовать конфликтные ситуации с помощью способов поощрения. |
По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.
Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:
-
контактировать с собеседником; -
разбираться в оппонентах и ситуациях при разговоре; -
держаться правил поведения в отношениях со сверстниками и старшими; -
рационально использовать средства вербального и невербального общения.
Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений:
-
осуществлять самоконтроль своих манер с потребностями товарищей по общению; -
взаимодействовать согласно общепринятым нормам и правилам, а также взывать к чувству совести; -
использовать характерные для себя навыки и умения при решении коллективных задач; -
анализировать результаты проделанной работы и общения.
Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на следующем: открывать свои чувства окружающим, завлекать своими интересами; демонстрировать неравнодушие и чуткость; анализировать душевное состояние собеседника.
В структуре общения как коммуникативной деятельности выделяют
следующие компоненты:
1. Предмет общения – другой индивид (субъект общения).
2. Потребность в общении – базовая человеческая потребность, через которую в процессе общения у человека открывается возможность к взаимодействию с другими людьми, а также к познанию их деятельности, увлечениям, социализации в обществе.
3. Коммуникативные мотивы – они характеризуются поиском близких по интересам единомышленников и новыми знакомствами.
4. Действия общения – это деятельность, направленная на налаживание контакта с партнером и развитие процесса общения, данные действия адресованы конкретному человеку. Подразумевает под собой самостоятельные шаги к началу общения и ответные действия от собеседника.
5. Задачи общения – конкретизированные цели, на достижение которых направлена коммуникативная деятельность.
6. Средства общения – способы, используемые в общении и с помощью, которых осуществляется процесс передачи и переработки информации.
7. Продукты общения - образования материального и духовного характера, создаваемые в итоге общения.
А. А. Бодалев в своих трудах сформулировал четыре основополагающие критерия, опираясь на которые, можно определить, является ли тот или иной вид взаимодействия общением [3].
Первый критерий сформирован на принципах чуткости, внимательности и увлечении к собеседнику в процессе общения. Вы всем своим видом должны показать и убедить своего партнера по общению, что он для вас является значимой фигурой. Вы должны смотреть в глаза партнеру, акцентировать свое внимание на его репликах и действиях.