Файл: Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников в работе классного руководителя 17 Список литературы 30.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Методические рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений младших школьников в работе классного руководителя
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников является одним из важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах дети представляют особую ценность для современного общества.
Классному руководителю, организующему воспитательную работу, направленную на формирование благоприятного психологического климата в коллективе, следует учесть возрастную динамики образования коллектива. В период обучения во 2 классе закладываются основы коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей. Поэтому в приоритете в деятельности классного руководителя должны закладываться игры и игровые упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений младших школьников.
Формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников - это ежедневная и ответственная работа. Игры и игровые упражнения проводятся на больших переменах в рекреации и на уроках технологии и изобразительного искусства.
Через игры и игровые упражнения следует развивать у детей навыки культурного общения и сотрудничества, умения работать сообща и дружить с одноклассниками.
Выбор игр и игровых упражнений в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой учитель. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровень общения.
Апробированные нами в ходе преддипломной педагогической практики игры и игровые упражнения способствуют развитию сплоченности детского коллектива и межличностных отношений внутри него.
Представленные игры и игровые упражнения основываются на следующих мотивах:
1. Мотивы общения:
а) совместная деятельность при решении задач помогает учащимся учитывать мнение своих партнеров и учит находить с ними контакт;
б) обучающиеся, анализируя навыки и умения каждого ученика, приходят к выводу, что для качественного решения коллективных задач в их практической деятельности, необходимо использовать сильные стороны от каждого участника;
в) в процессе решения совместных задач эмоциональный градус в коллективе повышается, что, чаще всего, играет положительную роль для зарождения крепкого и дружного коллектива, а также развитию межличностных отношений.
2. Моральные мотивы:
К моральному мотиву можно отнести желание, абсолютно каждого участника игры или игрового упражнения, раскрыть и проявить свои навыки, умения, знания, волевые качества и многое другое для выработки лидерских качеств и достижения общей цели.
3. Познавательные мотивы:
а) каждая игра или игровое упражнение имеет свое логическое завершение, в последствии кто-то становится победителем, а кто-то проигравшим. Именно желание стать победителем стимулирует ученика достичь конечной цели, а для этого ему необходимо знать и владеть большими умениями нежели другие участники.
б) игра или игровое упражнение предписывает себе выполнение всеми участниками общепринятых правил, как известно, правила для всех равны. Исходя из этого, участники понимают, что исход игры или игрового упражнения зависит от самого игрока, а точнее от его умственных и физических качеств и умений.
в) каждый участник игры желает стать победителем, поэтому одной из неотъемлемой частью игры является состязательность или конкурентность.
Проведение игр и игровых упражнений включает в себя несколько этапов. Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.
Перед проведением игры или игрового упражнения необходимо:
-
детализировано проанализировать персональные характеристики обучающихся (какие пристрастия и привычки выходят на первый план); -
осведомиться с любимыми занятиями и кругозором учеников; -
используя время на переменах и вне уроков, подготовить будущих участников игры заранее; -
качественно обеспечить игровую площадку необходимыми ресурсами.
На протяжении всей игры или игрового упражнения учитель обязан вести контроль игровой ситуации, не забывая при этом, поощрять и мотивировать всех участников игры, акцентировать внимание на самостоятельности принятия решения и принимать меры по предупреждению возникновению конфликтных ситуаций.
При этом необходимо:
-
доступным языком разъяснить общепринятые правила игры или игрового упражнения;
-
cледить за развитием и ходом игры или игрового упражнения, а также не допускать нарушения правил со стороны участников; -
в одночасье реагировать на возникновение конфликтной ситуации и принимать все необходимые меры по её разрешению;
-
акцентировать внимание участников на самостоятельности принятия решения;
-
cледить за максимальной вовлеченностью в процесс игры каждого участника;
-
контролировать игровое время;
-
привлекать к судейству учащихся и добиваться от них объективной оценке результатов.
После окончания игры или игрового упражнения, учитель должен: провести анализ игрового процесса совместно с участниками, поддержать обсуждение возникших проблемных вопросов в игре, предложить способы для совершенствования игры или игрового упражнения, выявить наиболее активных ребят и поощрить их.
При разработке игр или игровых упражнений необходимо следовать основам педагогического проектирования:
-
постановка цели и задач; -
определить содержание и структуру игры или игрового упражнения; -
выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся; -
разработка необходимых методических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.
При выполнении всех рекомендаций, классный руководитель сможет обеспечить формирование и развитие сплоченного коллектива, а также создать благоприятный психологический климат, который необходим для формирования здоровой личности младшего школьника.
Ниже представляем описание игр и игровых упражнений, которые мы разбили на три блока: «В контакте», «Сила в единстве», «Юные ораторы».
Первый блок игр и игровых упражнений «В контакте» мы реализовывали на уроках технологии и изобразительного искусства, их целью являлось:
1) формировать у обучающихся умения доброжелательного общения со сверстниками;
2) развивать у обучающихся умение входить в контакт с партнером и развивать способы эффективного общения;
3) развивать умение у обучающихся выходить из процесса общения, используя доброжелательные слова и интонации.
Упражнение 1 «Пожелание»
Описание упражнения: Учитель вместе с обучающимися образуют круг и, передавая мяч по часовой стрелке, высказывают друг другу пожелания, например, «Я желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас»
и т.д. Игра заканчивается, когда мяч возвращается к учителю.
Материальное обеспечение: мяч.
Упражнение 2 «Комплименты»
Описание упражнения: Ведущий вместе с обучающимися образуют круг и, передавая мяч по часовой стрелке, говорят комплименты соседу. При приеме мяча ребенок должен поблагодарить за сказанный комплимент в его сторону. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону. Игра заканчивается, когда каждый участник скажет комплимент своим соседям.
Материальное обеспечение: мяч, игрушка.
Упражнение 3 «О чём спросить при встрече»
Описание упражнения: Ведущий вместе с обучающимися образуют круг и передают эстафету по часовой стрелке. Задача участников упражнения следующая: сформулировать вопросы, которые можно задать знакомому при встрече, а также отвечать на заданные вопросы, например, «Как поживаешь?» — «Хорошо». «Как твои успехи в учебе?» — «Отлично». «Как провел выходные?» — «Хорошо, отдыхал на даче». Повторяться в вопросах нельзя. Игра заканчивается, когда эстафета возвращается к ведущему.
Материальное обеспечение: мяч, игрушка, красивая палочка.
Упражнение 4 «Вопрос — ответ»
Описание упражнения: Необходимо расставить ребят в форме круга и вручить одному из учеников мячик. Этот мяч будет обозначать право хода. Первый участник, держа в руках мяч, задаёт вопрос и бросает мяч другому участнику упражнения. Ученик, к которому перешёл ход, отвечает на поставленный вопрос, задаёт свой и передает право хода (бросает мяч) другому участнику, например, «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Прятки» и т.д.).
Материальное обеспечение: мяч.
Упражнение 5 «Здороваемся без слов»
Описание упражнения: Для начала упражнения необходимо разделить обучающихся на пары. Их задача будет состоять в том, чтобы придумать свой способ приветствия, не используя при этом слова, например, пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д. После того, как все пары придумают свое оригинальное приветствие, они собираются в круг и начинают демонстрировать свои способы обращения к партнеру.