Файл: Тема Введение в теорию качественных и количественных методов психологии и педагогики Тема Общая характеристика качественных и количественных методов. Типы данных и способы их.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 1970
Скачиваний: 120
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация количественных данных может осуществляться при помощи: …
(укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
упорядочивания чисел в восходящем или нисходящем ряду квантификации ранжирования распределения частот и построения соответствующих графиков вычисления кумулятивных частот фокусировки
Основатель детской психологии В. Прейер впервые поставил задачу целостного
исследования проблемы детского развития. В течение нескольких лет изо дня в
день ученый вел наблюдения за проявлением психических функций у своих
детей и результаты тщательно записывал. Его книга «Душа ребенка» (1882)
содержит полное описание стадий и этапов развития ребенка от рождения до 3
лет, а также в ней исследуются причины индивидуальных различий детей,
главной из которых является биологическая наследственность. Какой
методологический подход, предопределяющий направление интерпретации
результатов исследования, применил исследователь (один вариант ответа)?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● комплексный подход способ исследования, так как этот методологический подход рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов, т. е. через организацию междисциплинарного исследования
● генетический подход, так как этот подход исследует и объясняет явления (в том числе психические, психологические и педагогические), основываясь на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах
● системный подход, так как он ориентирован на изучение реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему
● функциональный подход, так как он ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений)
● структурный подход, так как он ориентирован на выявление и описание структуры объектов (явлений)
Основное понятие «измерительная шкала», используемое в научной литературе и
сегодня, ввел в психологию в 1950 г. ….
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
●
А. Страусс
●
П. Суппес
●
С.С. Стивенс
●
Дж. Зинес
●
А. М. Улановский
Основной метод психолого-педагогического обследования, направленный на
сбор данных о естественно протекающем поведении – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
28
Основные группы задач, для решения которых применяются статистические
критерии: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
выявление различий в распределении признака определение сходства в уровне исследуемого признака анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий выявление степени согласованности изменений нескольких признаков выявление степени отклонения от средней величины в данной выборке
Особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное
изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое
завершается формированием знаний об изучаемой объективной реальности
называют: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
●
Экспериментом
● научным исследованием
● научным подходом
● методологией науки
● парадигмой
28
наблюдение
Особенности качественного исследовательского дизайна, выделенные А.М.
Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
гибкость исследовательских процедур предпочтение сбора высокоструктурированных данных направленность на «плотные» описания случаев четкая операционализация и последующая фиксация отдельных психологических переменных преимущественно индуктивный характер исследования нацеленность на каузальные объяснения и статистические обобщения
Особенности качественного исследовательского дизайна, выделенные А.М.
Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
предпочтение естественной обстановки исследования и сбора свободных данных ригидность исследовательских процедур внимание к повседневному языку и контексту нацеленность на аналитические обобщения преимущественно дедуктивный характер исследования стандартизация исследовательских процедур
Особенности экспериментального исследовательского дизайна, выделенные
А.М. Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
предпочтение естественной обстановки исследования и сбора свободных данных ригидность исследовательских процедур внимание к повседневному языку и контексту нацеленность на аналитические обобщения преимущественно дедуктивный характер исследования стандартизация исследовательских процедур
Особенности экспериментального исследовательского дизайна, выделенные
А.М. Улановским: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
преимущественно индуктивный характер исследования предпочтение сбора высокоструктурированных данных гибкость исследовательских процедур четкая операционализация и последующая фиксация отдельных психологических переменных направленность на «плотные» описания случаев нацеленность на каузальные объяснения и статистические обобщения
Особенностями работы с языком в качественных исследованиях являются: …
(укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
использование повседневного или экспрессивного языка, позволяющего наиболее правдиво и понятно описать исследуемое явление использование научного языка, позволяющего наиболее полно определить критерии исследуемого явления сохранение оригинального языка, способа выражения, описания, категоризации обязательная замена оригинального языка на операционализированный рассмотрение естественного, натурального языка как средства, представляющего психологическую реальность человеческого переживания
Особый тип работы с качественными данными, основанный на содержательном
анализе семантических единиц, их выделении, категоризации, сравнении,
группировке, обобщении и интерпретации, не предполагающий подсчетов и
использования статистических процедур называется … анализ
Тип ответа: Текcтовый ответ
29 29
качественный
Отличительные признаки проективных методик: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
использование слабоструктурированного стимульного материала использование структурированного стимульного материала нейтральная, косвенная по отношению к личности направленность заданий задания, предполагающие обдумывание и осознанный ответ испытуемого исследование отдельных психических функций исследование «модуса личности в ее отношениях с социальным окружением»
Параметрические критерии предполагают ряд допущений относительно
популяции и процедуры сбора данных: … (укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
переменная имеет нормальное распределение, что как минимум подразумевает, что она измерена по интервальной шкале выборка носит случайный характер данные измерены не по интервальной шкале выборка не носит строго случайного характера распределение признака существенно отличается от нормального
Переструктурирование имеющегося материала во время качественного анализа
опирается на две основные стратегии: … (укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
стратегию разбивания материала на отдельные смысловые единицы и последовательный формализованный анализ каждой из них стратегию анализа и описания каждого случая как отдельного полноценного стратегию интерпретации материала как отдельных частных случаев стратегию свободной (неформализованной) интерпретации материала как целого
Под руководством Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой было проведено большое
исследование по проблеме возрастного и индивидуального развития
подростков. Исследователи исходили из предположения, что возрастные
особенности всегда существуют в форме индивидуальных вариантов развития.
Они и их сотрудники провели систематическое и детальное изучение одних и тех
же детей на протяжении всего возрастного периода (в течение четырех лет - с V
по VIII класс) с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с
окружающими в основных сферах жизни. При этом были изучены и условия
жизни, воспитания и обучения ребенка. В результате исследователи составили
тщательные подробные аналитические характеристики подростков, которые, по
мнению психологов, отличаются охватом всех сторон личности во всем
богатстве ее связей и отношений. Примененный основной методологический
подход позволил им на основе огромного объема собранного материала сделать
весьма основательные научные выводы о возрастных особенностях
подростков. Какой методологический подход, предопределяющий направление
интерпретации результатов исследования, применили исследователи?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● комплексный подход, так как этот методологический подход рассматривает объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов, т. е. через организацию междисциплинарного исследования
● генетический подход, так как этот методологический подход исследует и объясняет явления (в том числе психические, психологические и педагогические), основываясь на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах
● системный подход, так как этот методологический подход ориентирован на изучение реальности, рассматривая любой ее фрагмент как систему
● функциональный подход, так как этот методологический подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений)
● структурный подход, так как этот методологический подход ориентирован на выявление и описание структуры объектов (явлений)
1 2 3 4 5
Подробный план групповой дискуссии, в котором формулируются конкретные
темы, вопросы для участников фокус-группы называется
Тип ответа: Текcтовый ответ
30 30
топик-гайд
Подход к научному исследованию, разработан в рамках естественнонаучной
парадигмы, ориентированной на выявление общих зависимостей и законов, на
построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую
зависимость – это …. подход
Тип ответа: Текcтовый ответ
31
Подходы к сортировке, кодированию, выделению паттернов и категорий
качественного исследования: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
равновесный подход Л. Вальраса и А. Маршалла интерпретативный подход М. Паттона квазистатистический подход М. Майлза и Л. Губермана трансформационный подход У. Деминга нарративный анализ Э. Дж. Мишлера
Позиционное среднее набора данных: половина значений предшествует
медианному значению, а половина следует за ним – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
32
Понятие «измерение» в психолого-педагогическом исследовании трактуется как
…
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру
● числовая система, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда
● способ упорядочения объектов произвольной природы
● определение состояний (стадий, уровней) объекта диагностики по изучаемому предмету
32
медиана
31
номотетический
Понятие «нормальная наука» было предложено …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
●
Т.Куном
●
О.Контом
●
К.Поппером
●
Виндельбандом
●
П.Файерабендом
●
И.Лакатосом
Понятие «шкала» в психолого-педагогическом исследовании трактуется как …
(укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру
● числовая система, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда
● способ упорядочения объектов произвольной природы
● определение состояний (стадий, уровней) объекта диагностики по изучаемому предмету
Понятие «шкалирование» в психолого-педагогическом исследовании трактуется
как …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру
● числовая система, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда
● способ упорядочения объектов произвольной природы
● определение состояний (стадий, уровней) объекта диагностики по изучаемому предмету
Правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на
сегодняшний день, до очередной научной революции, общепризнанный эталон,
пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое
применение, метод, оборудование и прочее – это …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● научная парадигма
● научная методология
● подходы к научному исследованию
● научные методы
● научная школа
Правила формулирования вопросов интервью: … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
официально-деловой стиль вопросов в беседе с респондентом предъявление респонденту вопросов от частного к общему предъявление респонденту вопросов от общего к частному отсутствие в формулировках вопросов простых конструкций достаточное количество открытых вопросов отсутствие в формулировках вопросов сложных конструкций вопросы преимущественно закрытого типа разговорный стиль вопросов в беседе с респондентом
Правильная последовательность выделения компонентов в структуре
дискурс-анализа
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 выделение за представлениями и языковыми приемами неких общих систем значений — дискурсов, циркулирующих в обществе и используемые в данной конкретной коммуникации
❷ 2 работа с содержанием (кодирование наиболее релевантных исследовательскому вопросу фрагментов, тематическое кодирование, формулирование темы, отражающей некоторое представление)
❸ 3 анализ языковых тропов, риторических приемов и т.п., при помощи которых конструируется выделенное представление
Правильная последовательность этапов нормативного процесса научного
исследования, определенного К.Поппером:
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 Формулирование новой гипотезы в случае отвержения старой
❷ 2 Планирование исследования.
❸ 3 Проведение исследования.
❹ 4 Выдвижение гипотезы (гипотез).
❺ 5 Опровержение или подтверждение гипотезы
❻ 6 Интерпретация данных.
Правильная последовательность этапов работы с числовыми данными при
проведении количественного анализа.
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 Сбор данных
❷ 2 Обработка данных с использованием статистических методов
❸ 3 Концептуальная интерпретация результатов исследования
❹ 4 Процедура организации данных
При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, что
развитие запоминания содержания литературных произведений основано на
усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включения этих
приемов в процесс запоминания. Какие виды эксперимента необходимо
провести, чтобы подтвердить данную гипотезу, имея ввиду, что в одном и том же
исследовании могут сочетаться разные виды эксперимента?
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
констатирующий эксперимент в процессе специально организованной деятельности позволит выявить определенные особенности памяти и даст в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента формирующий эксперимент организуют путем специального воздействия на ребенка для формирования у него определенного качества обучающий эксперимент предполагает формирование в процессе обучения воспитывающий эксперимент предполагает формирование какого-либо качества личности ребенка