Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Курсовая работа. Теоретические основы дошкольного образования Загрузите курсовую работу.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:
1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.[10]
Современные психологи считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.
Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться, как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.
Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.
Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются, не используют полученные знания и умения в практической деятельности.
Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.[8]
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
-
Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника
Как отмечают Б. Г. Ананьев, Б. И. Безлюдная, Р. С. Буре и другие исследователи, взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием для создания единой системы воспитания, направленной на оптимальное личностное развитие каждого ребенка и подготовку его к школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе рассматривается взаимодействие педагогов и учащихся; как категория, отражающая процессы взаимовлияния объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого; вид внешнего или внутреннего отношения, связи; форма взаимного изменения; взаимная связь структурных уровней материи, способность ее существования, материальное единство мира. ( Б.З.Вульфов, В.Д.Семенов, А.М.Прохоров, Н.Ф.Радионова, А.Г.Хрипкова, Н.Б.Коваль и др.)
Бига Алассан рассматривает взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе как форму совместной деятельности воспитателя и родителей, основанную на их взаимопонимании по вопросам содержания, форм осуществления подготовки современного ребенка к школе и взаимной потребности добиться высоких результатов готовности его к школьному обучению.[5]
Т.И. Бабаева характеризует взаимодействие детского сада с семьей при подготовке ребенка к школе как умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества. В ходе совместной деятельности для воспитателей и родителей важно не только обменяться информацией, но и организовать сотрудничество, поэтапно определить шаги согласованных действий, с учетом индивидуальных проблем становления готовности ребенка к школе. [3]
Необходимость взаимодействия детского сада и семьи в подготовке дошкольников к школе осознается современными воспитателями, как очевидная истина. Тем не менее, научные основы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи как субъектов осуществления процесса подготовки детей к школе остаются во многом не изученными.
Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи с учетом современных задач воспитания и подготовке ребенка к школе составляет серьезную проблему, требующую решения в теории и практике в настоящее время. Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости. Раскрыть потенциал взаимодействия детского сада и семьи в решении проблемы подготовки детей к школьному обучению – задача, требующая обоснованного решения.
Решение данной проблемы связано с необходимостью рассмотрения научных подходов к взаимодействию как педагогической категории, а так же анализа существующей практики сотрудничества детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Новая стратегия взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей вырастает на качественно новых ценностях гуманистической парадигмы образования. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями.
Проблема педагогического взаимодействия в настоящее время активно изучается. Некоторые психологи считают, что взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – допиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией и общественной деятельности. Взаимодействие всегда разворачивается в виде согласований деятельности субъектов по достижению общих целей и результатов при решении значимых для них проблем.
Успех взаимодействия между субъектами определяется готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во много определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта. [21]
В современной системе дошкольного образования имеет место 2 вида взаимодействия с семьей:
- поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе;
– конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.