ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таксировка рецептов. Рецепт, выписанный правильно, таксируется, т. е. определяется его розничная цена, которая складывается из стоимости исходных ингредиентов; стоимости аптечной посуды; тарифа за изготовление лекарства.
Аптекам – юридическим лицам предоставлено право самостоятельно разрабатывать тарифы за изготовление и расфасовку ЛС.
Тарифы должны быть утверждены приказом по аптеке. В основу тарификации положены: нормативы затрат времени на отдельные операции по изготовлению, контролю, фасовке и отпуску экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки; стоимость 1 мин рабочего времени, рассчитанная с учетом средней заработной платы. Регистрация рецептов. Наиболее распространенной является квитанционная форма регистрации рецептов. Квитанция заполняется в одном экземпляре при приеме рецептов. Условно в ней можно выделить три части. Первая часть (корешок) квитанции с указанием номера лекарства, Ф.И.О. больного, стоимости и ЛФ остается в аптеке. Корешок квитанции служит основанием для учета ЛС, изготовленных по рецептам. По корешкам в конце смены подсчитывают количество принятых рецептов и общую стоимость отпущенных по ним лекарств. В целях учета корешки комплектуются по 50 и 100 шт. и хранятся в аптеке.
Вторая часть квитанции с указанием номера лекарства, вида ЛФ, фамилии больного, даты и времени изготовления лекарства, его стоимости выдается на руки заказчику.
Третья часть квитанции содержит два одинаковых номера: первый с указанием «приготовил», «проверил», «отпустил» наклеивается на рецепт, второй – на упаковку отпускаемого лекарства. По этим номерам изготовленные лекарства располагаются на вертушках на рабочем месте провизора по отпуску лекарств. Отпуск изготовленного аптекой лекарства производится по квитанции, номер которой должен совпадать с номером, наклеенным на упаковку лекарства и на оборотную сторону рецепта.
В небольших по объему работы аптеках принятые рецепты на лекарства индивидуального изготовления регистрируются в рецептурном журнале, содержащем следующие данные: дата, номер рецепта, Ф.И.О. больного, его адрес и телефон, ЛФ, стоимость лекарства. Для получения лекарства больному выписывают квитанцию или выдают жетон.
Жетонный способ оформления заказа на изготовление лекарства заключается в следующем. После таксировки рецепта аптечный работник выдает больному номерной жетон определенной формы и цвета. Цвет и форма жетона обозначают конкретную ЛФ, номер жетона соответствует номеру рецепта и лекарства. Фамилия больного на жетоне не указывается, так как номера жетонов не повторяются. Номер лекарства, его стоимость и вид ЛФ фиксируются в журнале, который ведется в произвольной форме.
В некоторых аптеках применяют чековый метод оформления заказа на изготовление лекарства. После таксировки и оплаты стоимости лекарства через кассу рецепт возвращается провизору. На рецепте провизор отмечает номер кассового чека. На чеке номер подчеркивается цветным карандашом. Цвет обозначает определенную ЛФ (в соответствии с сигнальными цветами, принятыми Едиными правилами оформления лекарств). Например, зеленый – внутреннее, оранжевый – наружное, синий – для инъекций и т. д. На чеке указывается также время изготовления лекарства и Ф. И. О. больного. Номер, стоимость и вид ЛФ фиксируются в журнале по произвольной форме. Оформленный чек передается заказчику, по которому он в указанное время получает лекарство. По номеру чека и сигнальному цвету провизор определяет место хранения приготовленного лекарства.
Отпуск лекарств. При отпуске лекарств по рецептам врачей аптечный работник должен соблюдать определенные правила, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 14.12.05 №785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
Если в рецепте в смеси с другими ингредиентами выписаны наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества, апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидроиодид, анаболические гормоны, запрещается их отпускать не в составе изготовленного ЛС.
Аптечным организациям разрешается отпуск наркотических средств и психотропных веществ только по рецептам ЛПУ, расположенных в том же населенном пункте, если иное не установлено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При отпуске экстемпорально изготовленных ЛП, содержащих наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества, а также некоторые ЛС (апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидроиодид, этиловый спирт и иные ЛС, подлежащие предметно-количественному учету), больным взамен рецепта выдается сигнатура с желтой полосой в верхней части и надписью черным шрифтом на ней «Сигнатура».
При отпуске ЛС по рецептам длительного действия последний возвращают больному с указанием на обороте количества отпущенного препарата и даты отпуска. При очередном обращении больного в аптечную организацию учитываются пометки о предыдущем получении Л С. По истечении срока действия рецепт гасится штампом «Рецепт не действителен» и оставляется в аптеке.
В случае отсутствия в аптеке выписанного ЛП аптечный работник может с согласия пациента осуществлять его синонимическую замену.
Отпуск лекарственных средств, оплата которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета. С целью обеспечения доступности эффективных дорогостоящих ЛС всем группам населения Правительством России предусмотрены налоговые льготы. При налогообложении физических лиц налоговая база (доход, полученный в разных формах в налоговом периоде) может быть уменьшена на сумму так называемых социальных налоговых вычетов. К ним относится сумма, уплаченная налогоплательщиком при приобретении ЛС. Постановлением Правительства России № 201 от 19. 03. 01 утвержден Перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета. В этот перечень вошли анестетики и миорелаксанты; анальгетики, в том числе наркотические (морфин), нестероидные противовоспалительные препараты (ибупрофен); средства, применяемые для лечения аллергических реакций (кетотифен, хлоропирамин); средства, влияющие на центральную нервную систему (фенобарбитал), средства для лечения психотических расстройств (галоперидол, диазепам) и др. В перечень включены МНН ЛС, которые соответствуют Государственному реестру ЛС, утвержденному Минздравсоцразвития.
Совместно Минздравом России и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам был принят приказ № 289/БГ-3-04/256 от 25. 07. 01 о реализации данного постановления. Этим приказом, в частности, утвержден порядок выписки ЛС, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета.
Лекарственные средства выписываются врачом на рецептурных бланках по форме № 107/у. На одном рецептурном бланке можно выписать не более двух ЛС. В перечень, утвержденный постановлением № 201, наряду с ЛС, отпускаемыми по рецептам, включены ЛС, отпускаемые без рецепта врача на основании приказа Минздравсоцразвития России, и отдельные ЛС (психотропные и наркотические), которые выписываются только на специальных бланках и рецептах формы № 148/у-88. При этом в рецепте указывается одно из торговых наименований ЛС.
Лечащий врач выписывает пациенту рецепт в двух экземплярах, один из которых предъявляется в аптечную организацию для получения ЛС, другой представляется в налоговый орган Российской Федерации при подаче налоговой декларации по месту жительства налогоплательщика. На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы России, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения.
Экземпляр рецепта со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» остается на руках у налогоплательщика, оплатившего расходы по приобретению ЛС, назначенных лечащим врачом ему либо его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет. В дальнейшем такой рецепт вместе с письменным заявлением, с товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск ЛС, представляется в налоговый орган Российской Федерации по месту жительства.
Аптечным учреждениям независимо от организационно-пра- вовой формы и формы собственности категорически запрещается отпуск ЛС по рецептурным бланкам со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика».
Контроль за выпиской ЛС, входящих в указанный перечень, осуществляется не реже одного раза в месяц заведующим отделением и руководителем учреждения здравоохранения.
Хранение рецептов. Рецепты на ЛС, выписанные на специальных рецептурных бланках, а также бланках форм № 148-1/у-88, 148-1/у-04(л) и 148-1/у-06(л), остаются в аптеке и хранятся в сейфе или металлических шкафах. Использованные наркотические рецептурные бланки должны храниться в сейфе в подшитом, опечатанном, прошнурованном по месяцам и годам виде. Сроки хранения рецептов составляют: на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, – 5 лет; на наркотические средства и психотропные вещества – 10 лет; на сильнодействующие, ядовитые вещества списков ПККН, ЛС: апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидроиодид, этиловый спирт, других ЛС, подлежащие ПКУ анаболические стероиды – 3 года.
По истечении срока хранения рецепты подлежат уничтожению комиссией, о чем составляется акт. Порядок уничтожения определяется территориальными органами управления фармацевтическими организациями.
Рецепты на транквилизаторы (не включенные в список сильнодействующих веществ), антидепрессивные, нейролептические средства, спиртосодержащие ЛМ промышленного производства погашаются штампом: «Лекарство отпущено». Для повторного отпуска необходим новый рецепт.
18.12.2019 — 21.12.2019
Лекарственные средства хранятся:
-
По способу применения: наружные, внутренние, инъекционные, глазные ЛФ; -
По фармакологическому действию: антибиотики, венотоники, противоаллергические; -
По физико-химическим свойствам.
Отдельно хранятся лекарственных средства, подлежащие предметно-количественному учету, в том числе наркотические, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества.
Сортировка товаров по группам хранение производится после приемки товаров перед размещением их на места хранения.
Приказ МЗ РФ № 377 от 13.11.96 г. устанавливает требования к организации хранения в аптечных учреждениях различных групп ЛС и ИМН. Приказ МЗ РФ № 706н от 23.08.2010 г. устанавливает правила хранения лекарственных средств.
Препараты хранятся по группам, условиям хранения, формам выпуска, спискам.
Резиновые изделия хранятся в отдельном шкафу, предохраняющем от воздействия света, перевязочные средства также помещены в отдельный шкаф.
Термолабильные средства хранятся в холодильнике.
Для хранения ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств выделена специальная комната, которая оснащена тремя рубежами охранной сигнализации, сейфом, металлическим шкафом, холодильником для термолабильных ЛС.
Хранение сильнодействующих препаратов осуществляется в сейфе, ключ от которого хранится у старшего провизора по смене.
Для препаратов, имеющих срок годности и подходящий к концу оборудована "карантинная" зона.
В комнате хранения имеются гигрометры и термометры для контроля за влажностью и температурой воздуха.
В аптеке соблюдается санитарный режим, а также правила хранения лекарственных препаратов и других товаров, кроме того аптека оснащена всем необходимым оборудованием.
В аптеке со всеми поставщиками заключается договор о поставке товаров.
При приеме товара обращается внимание на наличие сопроводительных документов:
-
Товарно-транспортная накладная; -
Счет-фактура; -
Реестр сертификатов или копии сертификатов; -
Протокол согласования цен.
Материально-ответственное лицо ставит подпись на всех экземплярах, а также ставит печать «Для накладных», подпись и дату приемки. Все документы, сопровождающие товар, составляются в двух экземплярах, один из которых остается в аптеке, другой - возвращается поставщику.
Документы, подтверждающие качество товара – сертификат соответствия (на МИБП, перевязочные средства, шприцы и т.д.), декларация о соответствии (на ЛС, БАД, средства гигиены полости рта, минеральные воды, косметическая продукция). Копии данных документов являются сопроводительными к партии товара, в аптеке хранятся до реализации данной серии товара.
Аптека ведет с поставщиками «претензионную работу», если пришел груз с товаром, где обнаружено несоответствие по месту, количеству или качеству товара. Составляется «акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке товаров», в котором перечисляются те наименования товаров, по которому установлены расхождения. Составленный акт с приложением документов (счет-фактура, товарная накладная и др.) отправляются поставщику. Но такие несоответствия случаются крайне редко. В случае вины поставщика он возмещает убытки, в случае несоответствия по вине аптеки убытки списываются на издержки аптеки.
В случае сомнений относительно качества товара (например, повреждение упаковки или др.) материально-ответственные лица осуществляют контрольные проверки, по результатам которых не позже 10 дней составляется акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товара, и товар берут на ответственное хранение.
Далее согласно договору (контракта) приглашается представитель поставщика, при его участии создается комиссия для приема товара. Если в результате приема выявлен сбой, недостача или повреждение, комиссия составляет акт а трех экземплярах. Первый экземпляр является основанием для предъявления претензии письмом, второй - посылается в вышестоящую организацию для получения разрешения на списание выявленных расхождений, третий - остается в аптеке.
ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Цена - денежное выражение стоимости товара, т.е. его оценка с учетом общественно- необходимых затрат труда на его производство, материалов, сырья с учетом потребительных свойств продукции. Цена продукта играет большую роль в рыночных отношениях.
Как инструмент управления рынком цена выполняет ряд функций:
-
Учетную. -
Стимулирующую. -
Регулирующую. -
Распределительную.
Учетная функция. Важнейшая функция цены- измерение затрат и результатов труда (в цену включены затраты живого и овеществленного труда, материалов, сырья, она показывает уровень производительности труда и в конечном итоге - прибыль.
Стимулирующая функция – экономическое стимулирование заключается в учете качества продукции и стимулирование его повышения, в обновлении ассортимента продукции.
Регулирующая функция – рыночная цена может отличаться от той, которую хотел бы назначить производитель продукции, в тоже время покупатель всегда стремится уменьшить свои затраты на приобретение этой продукции. Поэтому регулирующая функция цены заключается в том, что товар будет продан, если цена устроит и продавца и покупателя – возникает равновесная цена на продукцию.
Распределительная функция – служит средством перераспределения доходов, получаемых в результате отклонений от стоимости товаров для решения социальных и экономических задач (за счет налогообложения- уменьшения налога на прибыль предприятиям выпускающих жизненно-необходимые ЛС, бесплатный и льготный отпуск некоторым категориям населения).
Существует несколько видов цен:
-
Розничная. -
Отпускная (свободная отпускная и оптовая) -
Твердая (фиксированная) или плавающая. -
Фактурная.
Розничная цена - это цена продажи товара конечному потребителю (главным образом населению) поштучно или мелкими партиями. Свободные розничные цены и тарифы определяются розничными торговыми предприятиями самостоятельно, исходя из свободной отпускной цены производителя или цены поставщика и торговой надбавки.
Отпускная цена производителя продукции состоит из себестоимости продукции, дохода производителя.
Оптовая цена поставщика состоит из свободной отпускной цены производителя и торговой надбавки поставщика.
Фиксированная цена – это цена, установленная на товар в определенной цифре, а плавающая – зависит от партии закупаемого товара (все это оговаривается в договоре поставки продукции).
Фактурная цена – определяет базисные условия поставки товара по договору, определяя обязанности продавца и покупателя по доставке товара и установлении момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.
Возможны 3 варианта:
1. Все оплачивает поставщик.
2. Все оплачивает покупатель.
3. Расходы делятся между поставщиком и покупателем.
Организации, действующие в рыночных условиях ориентируются на следующие цели ценообразования:
1. Увеличение объема продаж.
2. Увеличение текущей прибыли
3. Обеспечение выживаемости в условиях конкуренции.
Цены, ориентированные на увеличение объема продаж будут зависеть от спроса и предложения, а также от желания увеличить объемы реализации. Обычно при увеличении цены снижается спрос на продукцию, но на реализацию некоторых ЛС это иногда не будет влиять – если нет замены этому препарату, бесплатный отпуск по рецептам врача, если покупатель уверен, что повышение цены оправдано высоким качеством ЛС (более дорогой Стугерон - Венгрия предпочтительнее циннаризину – Польша, т.к. считают, что венгерские препараты более качественные. Если спрос на ЛС эластичный – (когда покупатели быстро реагируют на увеличение цены), то нужно задуматься о снижении цены, она принесет больший доход, т.к. увеличится реализация товара. Но это выгодно, если нет увеличения затрат на производство и сбыт товара.
Цены, ориентированные на увеличение текущей прибыли устанавливаются, чтобы, покрыть затраты и получить прибыль. Выбирается цена, обеспечивающая максимальную прибыль и полное возмещение затрат, с учетом нормального спроса на товар.
Цены, ориентированные на выживание в условиях конкуренции – при выборе такой цены нужно знать цены и качество товаров у конкурентов. Эта цена м.б. основой для образования собственной цены на товар, при этом нужно учитывать, что эта цена должна покрывать затраты аптеки.
В зависимости от времени пребывания товара на рынке существуют различные подходы к ценообразованию:
1. Ценообразование на новые товары.
2. Ценообразование на устоявшиеся, ходовые товары.
-
Ценообразование на новые товары.
Несколько методов используется:
1. Ценообразование проникновения – в этом случае цель- увеличение продаж, товар поступает на рынок с низкой ценой для привлечение большего количества покупателей и доли рынка, сдерживания конкурентов.
2. Ценообразование на основе психологии покупателя- цена устанавливается чуть ниже, установленной на рынке на аналогичный продукт и чуть ниже определенной круглой суммы (4,99 руб).
3. Ценообразование на основе репутации фирмы - на престижные товары, товары известных фирм, например Аспирин фирмы «Байер» стоит в 5 раз дороже аспирина других компаний и в 20 раз отечественного. Чтобы установить такие цены, нужно быть уверенным в качестве своего товара.
4. Метод «снятия сливок» - высокая начальная цена устанавливается для товара, чтобы «снять сливки» и обеспечить прибыль. Это приемлемо, если кампания много затратила на разработку и выпуск товара и предвидится в ближайшее время появление на рынке аналогичного товара у конкурентов или если товар новый и в ближайшее время не предвидится ему замены, рынок этого товара растет медленно.
5. Ценообразование на основе конкуренции - когда используют цены конкурентов в качестве основы для формирования своей. Этот метод очень популярен, т.к. текущий уровень цен устраивает и покупателя и продавца, не требует значительных затрат на изучение спроса, зависимости его от изменения цены.
-
Ценообразование на устоявшиеся на рынке товары.
Цены меняются в зависимости от того, на сколько долго товар присутствует на рынке, поэтому существует 3 подхода:
-
Сохранение цены – это возможно если на сегменте рынка продажи этого товара нет большого числа конкурентов и если цена устраивает производителя (достигнуты цели ценообразования). В этом случае используются следующие виды цен:
а) долговременная цена, она мало изменяется, обычно это на товары массового спроса;
б) гибкая цена – быстро реагирующая на изменение спроса и предложения как в сторону увеличения, так и снижения;
в) цена потребительского сегмента, когда на одни и те же товары разные цены рассчитанные на различных покупателей;
-
Снижение цены - может быть защитной мерой в условиях конкуренции или наступательной стратегией, если падают расходы. В этом случае используются следующие виды цен:
а) скользящая падающая цена - по мере насыщения рынка цена падает и если покупатель быстро реагирует на уменьшение цены, то для увеличения продаж продавцу выгодно снизить цену.