ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Тверской медицинский колледж»
ГБПОУ ТМК
Дневник
производственной практики
«Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений»
Студента 355 группы «Фармация»
Место практики:
Общий руководитель практики:
Методический руководитель:
г. Серпухов 2023
График распределения времени на производственной практике
Наименования тем производственной практики | Всего дней, часов | Дата | Подпись непосредственного руководителя практики |
1 | 2 | 3 | 4 |
Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы. | 3 дня 18 часов | 27.02.23- 01.03.23 | |
Организация деятельности розничного звена фармацевтической службы. | 3 дня 18 часов | 02.03.23- 04.03.23 | |
Виды аптечных организаций. | 2 дня 12 часов | 06.03.23, 07.03.23 | |
Правила розничной торговли лекарственными средствами. | 3 дня 18 часов | 09.03.23-11.03.23 | |
Санитарный режим аптечных организаций. | 2 дня 12 часов | 13.03.23, 14.03.23 | |
Порядок приема рецептов и отпуска лекарственных средств аптечными организациями. | 3 дня 18 часов | 15.03.23-17.03.23 | |
Предметно-количественный учет лекарственных средств. | 2 дня 12 часов | 18.03.23, 20.03.23 | |
Оценка качества лекарственных средств. | 2 дня 12 часов | 21.03.23-22.03.23 | |
Хранение лекарственных средств в аптеке. | 2 дня 12 часов | 23.03.23-24.03.23 | |
Ценообразование в аптеках. | 2 дня 12 часов | 25.03.23, 27.03.23 | |
Учет в аптечной организации. | 3 дня 18 часов | 28.03.23-30.03.23 | |
Безрецептурный отпуск лекарств и других товаров аптечного ассортимента. | 4 дня 24 часа | 31.03.23, 01.04.23, 03.04.23, 04.04.23 | |
Основные средства. Инвентаризация основных средств. | 2 дня 12 часов | 05.04.23-06.04.23 | |
Ответственность фармацевтических работников. | 2 дня 12 часов | 07.04.23-08.04.23 | |
Зачет | 1 день 6 часов | 10.04.23 | |
ИТОГО: 216 часов
27.02.2023 - 03.032023
Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы.
Нормативно-правовое обеспечение и регулирование сферы фармацевтической деятельности — это совокупность норм национального и международного права, сосредоточенных в законодательных и нормативных актах федерального, регионального и муниципального уровней, в международных соглашениях и договорах, ратифицированных РФ, регулирующих сферу обраще-ния фармацевтических средств.
Изучение нормативно-правовой базы деятельности аптечной организации (Приложение 1)
02.03.2023 - 04.03.2023
Организация деятельности розничного звена фармацевтической службы
В основе работы каждой аптеки лежит четкая система взаимосвязанных бизнес-процессов, состоящих из отдельных операционных процедур.
Получить подробную информацию о функциях аптечных организаций можно в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 25 ноября 2009 г. N01И-796/09 «О реализации товаров через аптечные организации». Из него следует, что к функциям аптеки может относиться:
-
Продажа готовых лекарств покупателям по рецептам и без, медицинским организациям по их заявкам; -
Продажа изделий медицинского назначения, предметов личной гигиены, дезинфицирующих составов, оптики, парфюмерии и косметики — товаров, рÐ1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Процессный подход в управлении аптекой
Четкие и регламентированные процессы в фармацевтическом бизнесе значительно облегчают работу сотрудников аптеки и снижают риск появления различных ошибок, вызванных человеческим фактором. Помимо этого процессный подход позволяет:
-
Провести оптимизацию деятельности аптеки; -
Выявить и свести к минимуму возможные потери организации (материальные, трудовые и так далее); -
Выявить и скорректировать слабые места в работе сотрудников; -
Получить стоимостную оценку как отдельного, так и всех бизнес-процессов.
Ключевые процессы аптечного бизнеса
Среди основных бизнес-процессов в аптечном бизнесе можно выделить формирование ассортимента и ценообразование, заказ и приемку товара, маркировку и проведение контроля качества, хранение, выкладку и отпуск товара.
Аптека ООО «ИНФИ» занимается розничной реализацией лекарственных препаратов.
Аптека работает с 9:00 до 21:00 без выходных. Помещение отвечает всем требованиям нормативно-технической документации и санитарным нормам.
Штат аптеки включает: генерального директора, заведующего, его заместителя, 2 провизоров, 2 фармацевтов, 1 уборщицу. Штат аптеки полностью укомплектован согласно штатного расписания.
Фармацевтическая деятельность осуществляется на основании лицензии, которая выдана бессрочно.
Вышестоящей организацией у аптеки нет, так как она является самостоятельным юридическим лицом.
В аптеке установлена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (согласно графику сменности). Общая продолжительность рабочей недели в соответствии со ст. 91 ТК РФ составляет 40 часов.
Состав помещений аптеки
-
Торговый зал — общая площадь 44,1 кв. м.; -
Материальная комната — общая площадь 13,65 кв. м.; -
Кабинет заведующей и его заместителя — общая площадь 6 кв. м.; -
Комната отдыха персонала — общая площадь 6 кв. м.;
Помещения отвечают техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям, имеют централизованные системы электроснабжения и водоснабжения, отопления, канализацию и проточно-вытяжную вентиляцию, светозвуковую и противопожарную сигнализации, обеспечивающие все условия для сохранения товарно-материальных ценностей.
Работники аптеки допускаются к работе после прохождения противопожарного инструктажа. Все помещения аптеки обеспечиваются огнетушителями и средствами автоматической пожарной сигнализации. Во всех помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. В помещении аптеки (в коридоре) на видном месте вывешен план эвакуации на случай пожара.
Аптека имеет договор на осуществление вневедомственной охраны с ГУП МВД России.
06.03.2023г. - 07.03.2023г.
Виды аптечных организаций.
Приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 780н утверждены следующие виды аптечных организаций:
1. Аптека, осуществляющая розничную торговлю (отпуск) лекарственных препаратов населению:
* готовых лекарственных форм;
* производственная с правом изготовления лекарственных препаратов;
* производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
2. Аптека как структурное подразделение медицинской организации:
* готовых лекарственных форм;
* производственная с правом изготовления лекарственных препаратов;
* производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов;
* производственная с правом изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов.
3. Аптечный пункт, в том числе как структурное подразделение медицинской организации.
4. Аптечный киоск.
Аптеки организуются в отдельно стоящем здании или в структуре здания, где она должна представлять собой изолированный блок помещений с отдельным входом. Требования к оформлению аптеки: зеленый крест, вывеска с названием, адреса и телефоны близлежащих аптек, информацию о дополнительных услугах аптеки, информацию об оказании первой доврачебной помощи. минимальная площадь аптеки - 90 кв.м и должна соответствовать объему выполняемой работы.
Необходимые помещения: торговый зал, помещения для приготовления ЛС, получения воды очищенной, хранения товаров, моечную, кабинет директора, комнату персонала, гардеробную, туалет. Оснащение аптеки должно соответствовать Примерным нормам технического и хозяйственного оснащения аптек и аптечных пунктов: специальная аптечная мебель, набор производственного оборудования, приборы и реактивы.
Штат аптеки делится на четыре группы: руководящие работники, специалисты, производственный персонал. Численность персонала определяется аптекой и зависит от типа аптеки и объема ее работы.
Аптечный пункт организуется при лечебно- профилактических учреждениях, врачебных участках, научно-исследовательских медицинских институтах, фельдшерско-акушерских, на фабриках и заводах, где есть учреждения здравоохранения, и осуществляет отпуск лекарств по рецептам и без рецепта. Аптечный пункт может быть организован, как самостоятельная аптечная организация с правами юридического лица.
Существуют аптечные пункты 1-ой категории (с правом изготовления ЛС и 2-ой категории (без права изготовления ЛС). Вторые организуются как филиал аптеки на фельдшерско-акушерских пунктах. Аптечный пункт должен быть оснащен соответствующим образом: аптечной мебелью, оборудованием и инвентарем, обеспечены условия для хранения товарно-материальных ценностей, условия безопасной работы. Работу аптечного киоска возглавляет заведующий, имеющий фармацевтическое образование.
Аптечный киоск организуется в местах большого сосредоточения людей в зданиях лечебно- профилактического профиля, в магазинах, метро или в отдельно стоящем здании. Он имеет статус юридического лица или быть подразделением аптеки. Внешнее оформление киоска такое же, как в аптечном пункте: вывеска с названием, режим работы, адреса и телефоны близлежащих аптек. Необходим устав, печать и штамп, расчетный счет, лицензия.
Аптечный киоск отпускает ЛС без рецепта, предметы гигиены, торгует предметам ветеринарного назначения, косметическими средствами. В киоске обязательно наличие электричества, кассового аппарата, шкафов для хранения ЛС ИМН, холодильника для термолабильных лекарств. Должность заведующего исполняет лицо с фармацевтическим образованием.
Функции аптечной организации:
- логистическая (прием, хранение, управление товарными запасами);
- производственная (прием рецептов, изготовление, контроль и отпуск ЛС по рецептам);
- информационная (обеспечение населения и врачей ЛПУ информацией о ЛС);- маркетинговая (формирование и осуществление ассортиментной и ценовой политики);
- медицинская (оказание первой доврачебной помощи при необходимости).
09.03.2023г. - 11.03.2023г.
Правила розничной торговли лекарственными средствами.
Статья 55. Порядок розничной торговли лекарственными препаратами из Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об обращении лекарственных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
1.1. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов) может осуществляться аптечными организациями дистанционным способом. Розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом могут осуществлять аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.
Порядок выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом, требования к аптечным организациям, которые могут осуществлять такую торговлю, и порядок ее осуществления, а также правила доставки лекарственных препаратов гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация об оплаченных (отпущенных) и полученных лекарственных препаратах вносится в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 67 настоящего Федерального закона.(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.04.2020 N 105-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
6. Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
13.03.2023г. -14.03.2023г.
Санитарный режим АО
Перед началом работы производится влажная уборка помещений (полов и оборудования) с применением дезсредств.
Генеральная уборка проводится один раз в неделю по субботам. Окна и потолки моются каждую первую пятницу месяца.
Имеется отдельная комната, где храниться весь уборочный инвентарь. Уборщице выдается спецодежда: халат, резиновые перчатки и тапочки. Тряпки для уборки после проведения уборки дезинфицируются и сушатся.
В помещениях хранения поддерживаются определенные температура и влажность воздуха, периодичность проверки которых осуществляется 2 раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрами помещение обеспечено термометрами и гигрометрами. Для регистрации параметров температуры и относительной влажности в материальной комнате заведена карта учета. Данные в карту записываются два раза в сутки в 10-00 и в 15-00. Ответственным за ведение карты является заместитель заведующего.
Все работники аптеки, вне зависимости от должности, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем профилактический осмотр в соответствии с действующими приказами МЗ РФ. Результаты осмотров заносятся в санитарную книжку. Каждый вновь поступающий работник должен иметь санитарную книжку.
В аптеке утверждены правила личной гигиены, с которыми каждый работник ознакомлен под роспись.
Все работники обеспечены специальной и санитарной одеждой. Контроль за сроками нахождения специальной одежды в эксплуатации осуществляется путем проставления на ней штампа с указанием даты выдачи работнику.
Смена спецодежды производится раз в две недели. Спецодежда дезинфицируется и стирается в прачечной, у которой с аптекой заключен договор.
Спецодежда работников аптеки включает: медицинский халат и кожаные тапочки.
Кроме того, сотрудникам выдается индивидуальное полотенце, которое меняется каждый день
15.03.2023 - 17.03.2023
Порядок приема рецептов и отпуска лекарственных средств аптечными организациями.
Лекарственные средства назначаются и выписываются при наличии соответству-ющих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара.
Запрещается выписывать рецепты на ЛС: 1) не разрешенные к применению Минздравсоцразвития России и не зарегистрированные в России; 2) используемые только в ЛПУ (эфир наркозный, хлорэтил, фентанил (кроме трансдермальной лекарственной формы), сомбревин, калипсол, фторотан, кетамин и др.); 3) при отсутствии медицинских показаний.
Рецепт – это письменное обращение специалиста, выписавшего его, к провизору (фармацевту) об изготовлении и отпуске лекарства. Рецепт является медицинским документом, служащим основанием для отпуска лекарств из аптеки; юридическим документом, так как врач, выписавший рецепт, провизор, принявший рецепт и отпустивший лекарство, и фармацевт, изготовивший ЛП, несут юридическую ответственность в случае неправильного выписывания, изготовления и отпуска лекарств; финансовым документом, так как стоимость лекарства оплачивается больным или возмещается аптеке из бюджетов различных уровней.
Фармацевтическая экспертиза рецепта. При приеме рецептов и отпуске ЛС аптечные работники должны руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.07 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Рецепты должны выписываться с учетом возраста больного, порядка оплаты ЛС и характера действия входящих в их состав ингредиентов. Рецепт должен быть выписан четко и разборчиво, чернилами или шариковой ручкой с обязательным заполнением всех предусмотренных в бланке граф. Исправления в рецепте не допускаются. На первом этапе приема рецепта аптечный работник должен проверить соответствие формы рецептурного бланка лекарственной прописи, наличия обязательных и дополнительных реквизитов установленным правилам выписывания.
На следующем этапе аптечный работник оценивает правомочность лица, выписавшего рецепт.
Далее аптечный работник должен проверить правильность оформления прописи и способа применения ЛС.
В рецепте, требующем индивидуального изготовления, необходимо проверить совместимость ингредиентов, входящих в состав ЛС. В случаях, когда преодоление несовместимости связано с изменением состава или количества действующих веществ, заменой одной ЛФ другой и т. п., вопрос необходимо согласовать с врачом, выписавшим рецепт.
При оценке лекарственной прописи аптечный работник должен проверить высшие разовые и высшие суточные дозы (ВРД и ВСД) ЛС с учетом возраста больного. Следует помнить, что выписывая наркотическое средство, психотропное, ядовитое, сильнодействующее вещество, а также ЛС списка А и Б в дозе, превышающей высший однократный прием, врач должен написать дозу этого вещества прописью и поставить восклицательный знак (!).
Отпуск отдельных ЛС производится в количествах, не превышающих предельно допустимых норм на один рецепт. Поэтому на следующем этапе аптечный работник проверяет, соответствует ли количество выписанных ЛС установленным приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.07 №110 предельно допустимым для выписывания нормам.
В некоторых случаях регламентом предусмотрено превышение установленных норм. Например, в глазных каплях и мазях этилморфина гидрохлорид (дионин) может выписываться в количествах до 1 г при наличии указания врача на рецепте «По специальному назначению», заверенного подписью и личной печатью врача, печатью «Для рецептов».
Нормы выписывания и отпуска сильнодействующих ЛС и производных барбитуровой кислоты для инкурабельных онкологических и гематологических больных могут быть увеличены в два раза против установленных норм.
Остальные ЛС отпускаются из аптек в количествах, указанных в рецепте.
Провизор должен знать установленные сроки действия рецептов:
5 дней действительны рецепты, содержащие наркотические и психотропные вещества Списка II (специальный рецептурный бланк);
10 дней действительны рецепты, выписанные на рецептурном бланке 148-1/у-88;
1 мес действительны рецепты, выписанные на рецептурных бланках по форме № 148-1/у-04(л) и N9 148-1/у-06(л), за исключением рецептов на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня, на психотропные вещества, внесенные в Список III Перечня, на ЛС, подлежащие предметно-количественному учету, на анаболические стероиды.
2 мес действительны рецепты, выписанные на бланке по форме № 107/у.
Рецепт, не отвечающий хотя бы одному из перечисленных выше требований или содержащий несовместимые лекарственные вещества, считается недействительным. В случае возможности уточнения у врача или другого медицинского работника, выписавшего рецепт, названия ЛП, его дозировки, совместимости и т. п. работник аптечной организации может отпустить ЛС пациенту.
Все неправильно выписанные рецепты остаются в аптеке, погашаются штампом «Рецепт недействителен» и регистрируются в специальном журнале. Информация о них передается руководителю соответствующего ЛПУ для принятия мер дисциплинарного воздействия к работникам, нарушающим правила выписывания рецептов.