Файл: Экзаменационные вопросы по философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности масса.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой основной формы движения квантово-механической, которая, видимо, на сегодняшний день является простейшей. В развитие представлений об основных формах движения речь в настоящее время идет о геологической, космической формах движения, имеющих специфических материальных носителей, изучаемых современными науками физикой, астрофизикой, геологией. Таким образом, развитие современной науки ведет к обогащению наших знаний об основных формах движения. К тому же сейчас возникает проблема уяснения природы особых биополей, "читаемых" экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, становится насущной проблема дальнейшего развития учения о формах движения, считающихся пока загадочными и необъяснимыми. Так, подтверждаются догадки, сформулированные еще в начале ХХ в., что в природе будет открыто еще много диковинного. Все сказанное выше свидетельствует о том, что мир принципиально познаваем, хотя каждая ступень в развитии нашего познания расширяет область незнаемого, ставит новые проблемы.

С попытками оторвать движение от материи выступали естественники и философы, начиная с середины XIX в.

Так, Освальд, пытаясь создать новое философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ является энергия. Это направление в философии получило название "энергетизма". Против него выступили виднейшие физики и философы того времени, в частности, Планк, Лебедев и др.

Гносеологические корни "энергетизма" в абсолютизации движения, энергии как меры движения, в их отрыве от материи.

Другая крайность в философии состоит в попытке абсолютизации состояния покоя. В середине XIX в. известные ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, суть которого состоит в том, что процесс передачи тепла от одного тела к другому необратим и всегда направлен от более теплого тела к более холодному.

Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он представлял как замкнутую систему, и наступит общее энергетическое равновесие, прекратится движение и наступит абсолютный покой и "тепловая смерть" Вселенной.


+Против этой теории выступили физики Смолуховский, Больцман, Циолковский и др. Большой вклад в опровержение теории "тепловой смерти" Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический характер второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной юности Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И.П. Плоткин, К.П. Станюкович, Я.П. Терлецкий на основе статистической физики доказывают, что наша Вселенная не является замкнутой системой и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Кроме того, Вселенная есть не только термодинамическая система, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И этот ее многообразный статус обеспечивает взаимопереходы энергии устраняя возможность одностороннего превращения всех видов энергии только в тепловую.


  1. Пространство и время – формы существования материи. Развитие представлений о пространстве и времени в философии и естествознании.

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Во всех спорах стоял вопрос, в каком отношении относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем – субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. То есть делался вывод о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь – пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит. Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo – отношение ). Её сторонники, Аристотель, Лейбниц, Гегель , понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как систему отношений, образуемых движущейся материей. В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной А.Энштейном теории относительности. Теория относительности, специальная ее часть, гласит пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое пространство – время (пространственно-временной континиум). В свою очередь общая теория относительности утверждает: пространства и время не существует без материи их метрические свойства (кривизна и скорость течения времени) создаются распределением и взаимодействием тяготеющих масс. Таким образом, согласно реляционной концепцией: Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах. Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных измерений дает нам представление о времени. Время – форма бытия материи, выражающая

длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития. Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени. В неорганической природе свойства материи варьируются в микро- макро и мега-мире. В живой природе проявляется резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое пространство. Специфично и временная организация живого, речь идет о биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, социально значимыми характеристиками – техника, архитектура городов формируется людьми и несут на себе их ценности в определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется.


  1. Происхождение сознания как высшей формы отражения. Сущность сознания и его основные свойства.

Человеческое сознание можно рассматривать как высшую форму отражения материи. Под отражением следует понимать реакцию материальных систем на внешнее воздействие. Сложность этой реакции определяется уровнем организации системы. Социальный уровень организации самый сложный и его реакция называется сознанием. Оно есть результат деятельности особого органа головного мозга. Развитие научно-технического прогресса и дисциплин “кибернетического” профиля позволяет говорить о том, что отражение представляет собой процесс получения и обработки информации, хотя термин информация еще недостаточно определен. С этой точки зрения, мы не можем говорить, что человеческий мозг является самым эффективным инструментом получением и обработки информации, что открывает возможность создания более эффективных инструментов, а значит ставит вопрос о создании искусственного сознания. Эта проблема носит фундаментальный характер, однако она не может быть решена пока мы не поймем, как функционирует человеческое сознание, до чего еще далеко. Мы можем достоверно говорить о структуре человеческого сознания, его видах и функциях. Человеческое сознание можно разделить на образное и символическое, причем образное присуще всем высшим животным, в том числе и человеку, а символическое только человеку и его можно рассматривать как продукт человеческой эволюции. И образное, и символическое выполняет ряд функций, однако, как показывает опыт, символическое более эффективно. Образное сознание “работает” с объектами восприятия, зафиксированными в сознании полнотой органов чувств. Символическая “работает” с символами - упрощенными абстрактными образами. Сознание выполняет следующие функции:


· ориентационная - благодаря ей происходит ориентация в пространстве и времени;

· коммуникативная - обеспечивает общение;

· кумулятивная (накопительная) - обеспечивает передачу полученной информации последующим получением;

· другие.

Сознание в его символической форме появлялось постепенно, путем эволюции образного мышления вместе с биологической эволюцией человека. В целом биологическая эволюция человека и его непосредственных предков продолжалась около трех миллионов лет и завершилась порядка двухсот тысяч лет назад. За прошедшие двести тысяч человек разумный сосуществовал с несколькими биологическими видами, но в настоящий момент он остался один. С биологической точки зрения ключевыми факторами эволюции человека явились прямохождение, наличие свободных передних конечностей с пятипалой рукой, то есть способность совершать хватательные движения и трудиться. Принципиально важным моментом является наличие голосовых связок, что обуславливает возможность речи, которая явилась одним из основных стимулов человеческой эволюции. Вместе с речью развивалось сознание. На определенном этапе (у неандертальцев приблизительно 250 тысяч лет) появилось абстрактное сознание, связанное с самосознанием и осознанием ценности каждого индивидуума, возникли религиозные представления о другом мире. Приблизительно 12 тысяч лет назад появилась религия как абстрактная форма мышления, а 6 тысяч лет назад появилось государство, право, письменность, торговля, города, искусство, др и символическое мышление получило мощное развитие и развивается до сих пор. 

Практика познания

В силу того, что критериев истины достаточно много возникает определенная проблема, связанная с противоречием между многообразием понимания истины и ее основной функции - быть побудительным мотивом наших действий, что требует выбора из множества пониманий истины какого-то одного понимания. Для разрешения, возникающего противоречия, вводиться такое понятие как практика, к которому привязывается понятие истины и которое выступает критерием истины. В широком смысле практика есть процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть система действий и поступков человека. Понимание практики, как критерия истины означает, что, если мотивы действий, которые рассматривались как истинные приводят к ожидаемым результатам, значит они действительно истинные, в противном случае, они ложные. При этом, однако, нужно помнить, что оценить в полной мере результаты действий возможно только по окончанию процесса этих действий, а зачастую мы не всегда можем указать и предугадать окончание этого процесса, что затрудняет использование этого критерия.


Учение о развитии (диалектика)


  1. Оптимизм, агностицизм и скептицизм о возможности познаваемости мира.

Применительно к вопросу о познаваемости мира можно выделить две основные позиции – гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм. В рамках первой позиции доминирует убеждение, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и что не существует принципиальных препятствий для адекватного его постижения. Подобная уверенность была характерна для таких мыслителей как Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др.

Характеризуя позицию гносеологического пессимизма нельзя, рассуждая от противного, просто констатировать, что придерживавшиеся этой линии мыслители отрицали познаваемость мира. Парадоксальным образом, именно «пессимизм» наиболее плодотворен и интересен с точки зрения гносеологии, поскольку он не отрицает, а проблематизирует познание, акцентирует тот факт, что познание – сложный и многогранный феномен, заслуживающий специального рассмотрения. Конкретизируя феномен познавательного пессимизма, как правило используют термины скептицизм и агностицизм.

Скептицизм (от греч. skeptikos - рассматривающий, исследующий) — философская позиция, выдвигающая сомнение в качестве основного принципа теоретического мышления, в особенности, сомнение в достижимости абсолютно достоверного и истинного знания о действительности. Свои истоки эта позиция берет в античном скептицизме (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик), сформулировавшем тезис о необходимости воздержания от окончательных суждений и признававшем возможность достижения лишь правдоподобного знания. В дальнейшем скептицизм принимает самые разнообразные формы и преимущественно проявляется в виде критической установки мышления, предписывающей ничего не принимать на веру, подвергать сомнению и проверять на прочность любую данность, будь то устоявшиеся системы знания или мнимые очевидности повседневного опыта. В этом смысле мы можем говорить о скептицизме П. Абеляра, Николая Кузанского, М. Монтеня, Р. Декарта, Д. Дидро, Д. Юма, И. Канта и многих других. Хрестоматийным примером здесь может служить техника радикального сомнения Декарта, усомнившегося в существовании внешнего мира и даже собственного тела, чтобы достичь уровня абсолютной очевидности существования сознания, выразившейся в его формуле «Я мыслю, следовательно, существую». В целом скептицизм можно рассматривать как своеобразную «прививку» против любых форм догматизма и в этом качестве – как неотъемлимую составляющую философского и научного подхода к миру.