Файл: Экзаменационные вопросы по философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой интеллигенции -- деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.


  1. Неотомизм – философия католической церкви XX в.

Наибольшим влиянием в западном мире пользуются неотомизм и персонализм. Неотомизм - официальная философско-теологическая доктрина католической церкви, провозгласившая себя «философией, сохраняющейся в веках». Первый и фундаментальный пласт неотомизма составляет философия Аристотеля, но в ее христианско-схоластической обработке. Задачу приспособления философии Аристотеля к нуждам догматической системы католицизма решил Фома Аквинский. Его учение, основу которого составил христианизированный аристотелизм, получило название томизм. Согласно томизму, все догмы католицизма безусловны и абсолютны. Они открываются в акте религиозного переживания и исключают необходимость рационального познания. В средние века томизм успешно выполнял свое назначение, но гуманизм и свободомыслие эпохи Возрождения, естественнонаучные открытия и просветительские идеи Нового времени подорвали его престиж. Церковь оказалась перед необходимостью или теоретически перевооружиться, или реанимировать томизм. Она выбрала второе. Неотомизм получает статус рационально-догматической теории католической церкви. Свою задачу он видит в осуществлении завещания Ф. Аквинского - примирить догматы христианской веры с требованием мыслящего разума, согласовать иррациональные положения религии с рациональными знаниями и тем самым оправдать христианство перед лицом авторитета науки и просвещения. Ибо, полагают неотомисты, вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Примирение веры и разума, теологии и философии - это единственный путь преодоления социального хаоса, за который отвечает «бесплодный» тандем философии и науки. Индивидуализму и коллективизму неотомизм противопоставляет солидаризм на основе любви к ближнему. Согласно неотомизму, истины веры сверхразумны, но не противоразумны. Что касается разума, то он, будучи ограниченным эмпирически и логически, познает Бога опосредованно через единичное мира, теоретически охраняя веру, защищая ее с помощью логических аргументов. В рамках отношения веры и разума философии отводится роль «естественной теологии». Право говорить о том, что такое Бог, является прерогативой веры. Что касается философии с ее рационализмом, то за ней остается право судить о том, чем Бог не является. Такой подход оправдывается еще и тем, что Бог как
олицетворение Бесконечности запределен для разума, оперирующего конечными величинами. Бог сотворил мир, оставил следы своего Бытия, которые косвенно свидетельствуют о его действительном существовании. Основание для такого заключения - универсальное сходство, подобие всех различающихся между собой вещей - свидетельство единого плана строения всего сущего и т. д. Для неотомизма характерны попытки ассимилировать некоторые научные идеи и открытия, в частности христианизировать эволюционную теорию Ч. Дарвина. В этом отношении показательна позиция богослова и ученого-палеонтолога Тейяра де Шардена (1881-1955). В своей книге «Феномен человека» он примиряет учение Дарвина о развитии органического мира с христианским единобожием. В его космогонии бал правит идея всеобщего становления. Вселенная эволюционирует от хаотической неопределенности к упорядоченной структуре космоса. Первичную основу мира образует духовно-энергетическая субстанция, воплощающая себя в многообразии предметных форм. Космическим процессом становления и упорядочения управляют не объективные законы, а Бог, которого Т. де Шарден называет точкой «Омега», отождествляемой с вселенским Христом. «Омега» служит и побудительным фактором и притягательным идеалом. «Омега» - это Христос. Он представлен в каждой частице универсума в виде особой энергетической субстанции, которая является движущей силой эволюции мира и человека. Стержнем эволюции является развитие духа, ноосфера. Появление и развитие человека - это не завершение эволюции, а всего лишь средство самосовершенствования мира. Совершенствуя себя по образу Христа, человек обрел возможность активно влиять и на совершенствование мира. Духовное начало как «самосознание» является предпосылкой «персонализации» и «социализации» человека.

  1. Главные особенности русской философии XI–XVIII вв.

Начальный период становления русской философии называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Ее возникновение и развитие происходило в условиях перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. На смену языческой религии приходит христианство.

Существенную роль на русскую философию оказала некоторая замедленность исторического развития Руси по сравнению с Западом.



К источникам формирования древнерусской мысли можно отвести следующие:

1. древнерусское, древнеславянское, языческое мировоззрение и мифологию, которые окончательно оформились в 10в. и включали следующие установки: ориентацию на природные циклы; поклонение стихиям; неразличение духовного и материального аспектов бытия; тотемизм и почитание предков.

2. православно-христианскую культуру, пришедшую на Русь в 10в. и исключившую ее общеевропейский религиозно-мыслительный процесс.

Существенное влияние на развитие древнерусской мысли оказали: Священное Писание; апокрифы (от греч. – тайный, сокровенный); жития святых; хроники; повести.

Философия данного периода не представляла собой самостоятельной сферы исследования, а была слита со всей культурой страны. Философских работ не существовало, философские идеи были распространены в различных источниках: летописях, литературных произведениях, живописи, архитектуре и т.д. Среди наиболее плодотворных в философском отношении литературных памятников 11-14вв. следует назвать русские летописи, в том числе «Повесть временных лет» монаха Нестора, появившуюся около 1110г.

Христианство выработало объективно идеалистический взгляд на мир, и он был господствующий в древнерусской философии. Материализм в русской философии возникает только в 18в.

Древнюю философию характеризует ярко выраженная практическая направленность, отказ от академических форм теоретизирования, от чистых доктрин и доказательств. Набором правил практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха.

Древнерусскую философию характеризует повышенное внимание к общественно-политической проблематике, связанной с развитием русской государственности и сохранением независимости. Идеи историософского характера нашли отражение в таких произведениях, как «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Слово о полке Игореве».

Первым, кто высказал идею об особой миссии и предназначении русского народа и русского государства в мире, был киевский митрополит Иларион.

Сопоставляя Ветхий и Новый заветы, Илларион построил богословско-историческую теорию, согласно которой русская земля включалась в процесс творчества божественного «света». Главной для Илариона становится идея объединения всех славянских народов в единое государство, возможность которого связывается с распространения христианства, «света», побеждающего «тьму» и «язычество».


В начале 16в. псковский старец Филофей изложил в послании царю Василию III свою знаменитую доктрину «Москва – третий Рим». В основе теории монаха Филофея лежала философская и богословская идея предопределенности происходящего в мире. Москва объявлялась центром всего христианского мира. Первый центр – императорский Рим – пал, разъедаемый ересями и противоречиями, второй Рим – Константинопольский – сокрушен турками.

Данная доктрина является первым идеологическим оформлением национального сознания.

Особо следует сказать о патриотической направленности древнерусской философии, что отразило ее тесную связь с общественно-политической проблематикой, с судьбами государственности и культуры, с извечным противостоянием Руси пытавшимся ее подчинить внешним силам, будь то Византийская империя, Золотая Орда, Ватикан и др.

Для древнерусской философии характерно большее внимание к внутреннему миру человека, тяга к проблемам больше духовного, чем материального и физического.

Воспитанию духовности личности во многом способствовала агиографическая (житийная) литература.

Крупнейшим мыслителем русского средневековья является Максим Грек, соединивший византийские возрожденческие тенденции в древнерусские духовные традиции. он выступал за отмену монастырской собственности, обличал роскошь, праздность, за что подвергался гонениям официальной Церкви. Впоследствии, после своей кончины, М. Грек был возведен в ранг святого. Ему принадлежит поразительный по глубине своего смысла образ России как плачущей женщины в черном платье, присутствующей при кончине времен и думающей о своем будущем.

Деятельность М. Грека способствовала поднятию уровня философского мышления на Руси, под его воздействием возник «Азбуковник» - рукописный словарь, где излагались сведения энциклопедического характера, в том числе приводились сведения о Платоне, Аристотеле, Демокрите, Эпикуре, рассматривались понятия сущности. свойства, Космоса, ипостаси и другие.

Многие традиции, заложенные в этот период, вошли в отечественную философию последующего периода.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Русская философия XIXXX вв., ее основные идеи и течения.




  1. Бытие и формы его проявления.

Бытие – предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникает радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них – Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) – важный раздел философского знания.

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2) Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;