ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На главную роль в ф-ком человековедении претендует экзистенциализм — течение субъективистского типа. Последователи ее считают, что она — единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него объекта. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов, т. е. как совокупности определенных реакций, ничем не отличающихся от совокупности тех качеств, которые образуют стол, стул или камень. Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства. Экзистенциализм сосредоточил внимание на духовном мире человека — его чувствах и настроениях, эмоциях и переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого бытия. Экзистенциализм привлек внимание к проблемам свободы, творчества, активности человека, богатству его внутреннего мира, но справедливо отмечено, что прожить на предлагаемом экзистенциалистами напряжении сил «долго и массово» нельзя. В противоположном — объективистском — понимании природы и сущности человека последний предстает как одно из множества материальных образований. Ортодоксальные объективистские взгляды на природу и сущность человека характерны для материализма и некоторых представителей социобиологии человека. Для материализма человек — лишь физическое тело, а его духовный мир — совокупность материальных процессов, которые можно описать в терминах физики. Социобиология сводит природу человека к особенностям биологии, а именно — к предрасположенности человека как живого существа к изменениям и поведенческой пластичности. Осмысливая «ритуалы», «этику», «эстетические чувства», передачу опыта из поколения в поколение у животных и человека, социобиологи не находят между ними принципиальных различий. И хотя ряд тезисов материализма и социобиологии остается недоказанным, эти направления побуждают философию человека более тесно сотрудничать с естествоиспытателями в осмыслении биологических оснований природы человека, которые далеко не раскрыты. Таким образом, мы познакомились с образцами субъективистского и объективистского типа ф-ких учений о человеке. В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет человека следующим образом: 1) он впервые является жизнью, которая осознает сама себя; 2) он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там; 3) человек — это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе человеческие силы, главным образом, разум. Разнообразие и взаимодополнительность, различных течений ф-кой антропологии XX века убеждают: проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диалог и взаимообогащение различных течений ф-кой мысли. Завершая разговор о природе и сущности человека, укажем на различия понятий «человек», «личность», «индивидуальность». Три уровня понятия ЧЕЛОВЕК: 1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза «человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный человек и т. д.); 3) человек отдельно взятый как индивид. Понятие ЛИЧНОСТЬ определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной отечественной философии, следующей традиции марксизма, личность — это человек как социальное существо, поскольку его сущность сводится к социальности. В течениях, связывающих сущность с духовностью, личность — это человек как существо духовное, разумное и т. д. Иначе говоря, под личностью понимается не «выдающийся человек», а сущностная характеристика человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вообще, личность конкретно-историческая и личность отдельно взятого человека. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это целостная неповторимость, самобытность индивида в отличие от типичности, общности.
Биологическое и социальное в человеке
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.
Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).
При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.
Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.
По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения... у всех животных, включая человека» [1]. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.
Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [2]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.
+Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня — это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека
-
Смысл жизни человека.
В современную эпоху обострились проблемы смысла человеческой жизни, ответственности современного человека перед будущими поколениями людей планеты. Проблема смысла человеческой жизни немыслима без сознающего и разумного человека, планирующего свое перспективное экологическое и социальное будущее и здоровье. Учет социальных факторов позволяет антропологии обоснованно ставить научные и социально-осознанные цели комфортного существования и продления человеческой жизни.
Если понятие смысла жизни поддается определению, то вопрос «в чем состоит смысл жизни?» необходимо имеет разнообразные ответы. Это разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия. Для примера сошлемся на трактовки смысла жизни в русской религиозной философии.
Русская религиозная философия увязывает идею смысла жизни с идеей Бога: «Жизнь вне царства Божьего есть результат неверного использования свободы воли», - утверждал Н.О. Лосский (1870 - 1965). В чем заключается смысл жизни? Философии русского религиозного Возрождения по большей части присущ оптимистический вывод по этому вопросу. Так, Вл. Соловьев (1853 - 1900) полагал идеальную благоустроенность бытия: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре», - утверждает он, выводя основу и сущность человека из благоустроения Вселенной, в беспрестанном усилии возводимой космическим разумом. Эта идея перекликается с предположением о Всемилосердном устроении человека Господом на Земле. И уже у А.Н. Радищева (1749 - 1802) она звучит рационально: «Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству».
В своем завещании русскому сознанию Л.Н. Толстой (1928 - 1910), напротив, идею смысла жизни связывает с мыслящим человеком. Добро должно быть абсолютным, или оно не добро, утверждал Л.Н. Толстой, подчиняя цели и смысл человеческого существования идее добра. Совершенное благо, составляя ядро человеческого «Я», сознается каждым человеком в себе как Бог. И это - «неограниченное существо». Понимание смысла жизни и способов ее устройства правильным образом зависят от познания высшего нравственного закона - Бога, всеобщего разума. Понимание смысла жизни Л.Н.Толстого возвышает исключительно мораль. Морали придается всеохватывающий характер (подчиняющий жизнь в различных ее проявлениях).
Основные концепции смысла жизни
Разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни: гедонизме, эвдемонизме, утилитаризме, прагматизме, аскетизме, этике долга.
В течение жизни человек может избирать и реализовывать содержание различных ценностей, которым подчиняет свою жизнь. Для гедонизма - это жизнь как наслаждение (Эпикур). Гедонизм обосновывает моральные требования, согласно которым добро определяется как избавление от страданий, как то, что приносит наслаждение, а зло - как то, что влечет за собой страдания. Это учение развивает представление о наслаждении как движущем начале человеческого бытия.
Эвдемонизм близок гедонизму в этике. Эвдемонизм смысл жизни связывает со стремлением к счастью как подлинному назначению человека (Аристотель, Гельвеций, Дидро). Эвдемонистская этика отличается активностью и гуманностью: объявляет счастье человека конечной целью всякого общества и всякой полезной деятельности людей (Гельвеций, Дидро). Критерий нравственности и основа морального поведения для эвдемонизма - стремление к счастью; законодательное закрепление этот этический принцип получил в «Декларации Независимости» (1776) североамериканских колоний Англии, ставших впоследствии Соединенными Штатами Америки.
Утилитаризм - этическая концепция, признающая смыслом жизни извлечение пользы. И. Бентам определил основной принцип утилитаризма как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей». Перенесение принципа пользы в теорию познания способствовало появлению прагматизма.
Прагматизм определяет смысл жизни практической полезностью действия: цель жизни оправдывает средства достижения цели. В работах Джемса, Дьюи, Хука прагматизм назван научным гуманизмом в формулировке цели жизни. Прагматизм наиболее яркое выражение человеческой сущности видит в деятельности, значение мышления ставит в зависимость от того, служит ли оно действию, практике, предпринимательству. Прагматизм американцев становится чертой ментальности: значение мышления, идей, понятий, озарений, усовершенствований сводится к всевозможным последствиям и достижениям успеха в деятельности, шире - всей жизни.
Аскетизм определяет смысл жизни в связи с ее предельной простой телесной и духовной жизнью. В древней Греции аскетизм называли «упражнением в добродетели». Как моральный принцип аскетизм привносит в жизнь требование воздержанности в удовлетворении потребностей, вплоть до отказа от земных благ в целях достижения религиозного (христианские аскеты) или светского (нигилизм) идеала. Аскетизм присущ социальной активности бедных слоев общества, остро переживающих проявления крайностей общества потребления - ненужную роскошь, сведение жизни к погоне за удовольствиями, невоздержанностью в удовлетворении потребностей.