ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научное осмысление будущего и возникновение сценариев перспективы человечества возникает лишь к середине ХХ века, когда общество осознает губительный характер технического прогресса в области вооружения. Одновременно с угрозой ядерной войны и разработкой сценариев по ее недопущению в будущем, выявляется глобальная проблема демографического кризиса, т.е. перенаселения земли в результате увеличения средней продолжительности жизни людей и приростом популяции, которая влечет за собой другую глобальную проблему - нехватку природных ресурсов (пресной воды, продуктов питания, природной энергии) и, как следствие выхода из последней путем наращивания технологий - экологическую проблему. В конце 60-х гг. ХХ века создается международная общественная организация «Римский клуб», призванная обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей.
Кроме того, во второй половине ХХ века начался очередной виток технологической революции, основанный на использовании электронно-вычислительных машин и информационных технологий. В экономически развитых стран мира идет интенсивный процесс интеллектуализации экономики. В наши дни рождается форма общества, которую уже нарекли «обществом знаний» (англ. knowledge society).
В обществе будущего знание превратится в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Богатство общества уже сейчас во многом определяется не столько материальными ресурсами, которыми это общество располагает, сколько размерами его «интеллектуального капитала». Страны, которые по инерции или вследствие разных исторических обстоятельств продолжают жить за счет эксплуатации своих природных ресурсов, рабочей силы и классического, «материального» капитала, обречены историей на экономическое, и вообще социальное, отставание.
Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущегоРаспространенные в первой половине прошлого столетия пессимистические пророчества относительно заката западноевропейской цивилизации не оправдались. В конце века западный мир одержал несколько исторических побед и уверенно продвигается к новым рубежам - ему удалось достичь небывалой прежде социальной гармонии и экономического благополучия, началось и политическое объединение Старого Света. Западные страны, по сути, захватили контроль над мировыми природными ресурсами, а их интеллектуальный и промышленный потенциал растет быстро, как никогда.
По-прежнему сохраняются и местами становятся глубже «линии разлома» между цивилизациями. Однако пример Японии, Тайваня и Южной Кореи показывает, что разность цивилизаций вполне преодолима. За последние полвека Восток стал гораздо больше похож на Запад, чем когда-либо прежде в мировой истории. Это касается, в первую очередь, экономической структуры восточных обществ. Человечество интегрируется.
+Оптимистические сценарии будущего предполагают, что эта интеграция будет продолжаться и завершится полной конвергенцией (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь), т.е. слиянием цивилизаций в одно органическое целое; пессимистические предсказывают, что процесс интеграции человечества прервет какая-либо техногенная катастрофа или что конкуренция цивилизаций со временем возобладает над общностью интересов человечества.
-
Общество как система. Материальное производство, диалектика его развития и роль в жизни общества.
Важнейшими в философии экономики выступают проблемы, относящиеся к материальному производству. Их значимость для философии объясняется тем, что осуществление их анализа сквозь призму предмета философии дает возможность более глубокого постижения вопросов онтологии как раздела философского знания и философской антропологии.
При философском рассмотрении материального производства полезно учесть, что общество, будучи открытой материальной системой, базирует свое существование на интенсивно совершенствующейся производственной деятельности людей. Эта деятельность осуществляется в рамках общественного производства, представляющего собой организованную систему, функционирование которой направлено на жизнеобеспечение людей. Общественное производство — важнейшая составная часть общественного бытия.
Различают два связанных между собой вида общественного производства: материальное и духовное. Духовное производство представляет собой систему деятельности людей, направленную на выработку знаний, их хранение, передачу, усвоение и использование людьми для организации своего выживания. Среди этих знаний особое место принадлежит знаниям, способствующим осуществлению и развитию материального производства, непосредственно направленного на создание материальных благ, без регулярного потребления которых невозможно существование общества.
Успешное функционирование материального производства закладывает основу для развития духовного производства, которое имеет смысл лишь в той мере, в какой оно обеспечивает эффективное воспроизводство способных продуктивно трудиться людей и оптимальное функционирование материального производства.
Общественное производство существует в форме определенных способов производства, опосредующих общественное бытие людей. Способ производства — понятие, характеризующее производство средств, необходимых для жизни людей с определенным характером собственности на средства производства и определенной системой распределения материальных благ. Исследователи выделяют следующие способы производства, соответствующие историческим этапам развития общества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Способ производства опосредует структуру общества, характер его функционирования и развития. Историю общественного развития можно представить как историю развития и смены способов производства. Способ производства характеризуется уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Под производительными силами в научной литературе понимаются люди и средства производства, выступающие совокупной силой, действующей в сфере добывания людьми средств к жизни. Люди считаются решающей производительной силой. Они создают средства труда, опредмечивая свои способности и знания. В ходе своей трудовой деятельности люди вступают в производственные отношения.
Постоянно возрастающие потребности общества и человека являются источником другой стороны производительных сил — средств производства.
Эффективность взаимодействия людей со средствами производства, как и качество последних, зависит в наши дни от успешности производства и внедрения в практику научных знаний. Данные науки, реализуясь в технических и технологических решениях, обеспечивают повышение производительности труда, способствуют экономии ресурсов, а также уменьшению затрат интеллектуальных и физических усилий людей. Примером может служить бурное развитие науки в XVII-XVIII вв., подготовившее промышленный переворот XVIII-XIX вв., связанный с изобретением и внедрением в производство парового двигателя, а также с изобретением и применением других технических новинок. Технические и технологические нововведения в производство того времени позволили осуществить переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному производству. Орудия труда стали производиться с помощью физических усилий человека и применения машин, что существенно изменило положение человека в системе производства. Достижения науки способствовали изобретению двигателя внутреннего сгорания, применение которого революционизировало транспорт. Изложенное свидетельствует о значении развития техники в деле совершенствования производительных сил общества.
Функционирование производительных сил на любой ступени развития общества характеризуется особыми отношениями, которые называются производственными. В философской литературе под производственными отношениями понимаются социально-экономические отношения, в которые люди вступают в процессе поддержания своей жизни. В производственные отношения включается вся совокупность экономических отношений, а также технические, нравственные, эстетические и др. Эти отношения регулируются большим массивом развивающихся и взаимодействующих между собой социальных норм. Производственные отношения делятся на отношения непосредственного производства, распределения, обмена, потребления и собственности. Считается, что отношения собственности составляют основу производственных отношений. Они опосредуют содержание всех других производственных отношений. Под собственностью понимают исторически обусловленную форму присвоения материальных благ. В XX в. в разных странах в качестве господствующих выступили две формы собственности — частная и общественная. Господство той или другой определяет, какому классу принадлежат средства производства и какие условия господствуют над процессом присвоения произведенных благ.
Особенностью производственных отношений нашего времени является то, что на их характер влияют достижения современной научно-технической революции, основания которой заложила научная революция конца XIX — начала XX вв. Современная научно-техническая революция, начавшаяся во второй половине XX в., была вызвана к жизни как причинами социально-экономического, так и научно-технического характера. К числу причин социально-экономического характера надо отнести рост народонаселения; увеличение объема его потребностей, удовлетворить которые можно было лишь на путях интенсивного развития производства; постепенное истощение природных ресурсов и т. д. К причинам научно-технического характера относятся высокий уровень развития науки и наличие потенциальных и актуальных возможностей реализации научных знаний, необходимых для совершенствования техники.
Современная научно-техническая революция представляет собой качественное преобразование производительных сил на основе достижений науки, выражающееся в существенных изменениях материально-технической базы общественного производства, его содержания и формы, характера и разделения труда, места человека в системе производства. Техника при этом вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации. Автоматизация и превращение науки в непосредственную производительную силу — это важнейшие характеристики научно-технической революции. Они вызывают к жизни изменение связи науки и техники, человека и производства.
Сущность научно-технической революции заключается в коренном преобразовании производительных сил на основе современной науки и техники, опосредованном целями и возможностями социально-экономического строя общества, в котором она происходит.
Научно-техническая революция оказывает влияние на всю структуру производительных сил — предметы труда, средства труда и на самого человека.
Современная научно-техническая революция характеризуется совокупностью изменений в сфере производства:
Изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов и компьютеров значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т. д., связанные с психофизиологическими свойствами человека. Изменяется место человека в системе производства. Возникает новый тип связи «человек — техника», который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.
Начинают применяться новые виды энергии: атомной, морских приливов, земных недр. Человечество все шире осваивает атомную энергию, источник которой принципиально отличается от других. Например, использование одного килограмма ядерного топлива способно дать столько же энергии, сколько можно произвести на основе сжигания трех тысяч тонн каменного угля.
Происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.
Изменяется технология производства. Новые технологические способы вытесняют полностью старые или коренным образом преобразуют их.
На основе быстрого развития кибернетики, электроники, информатики, компьютерной техники изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в сфере управления.
Применение компьютеров изменяет характер умственного труда, так как происходят революционные изменения в области накопления, хранения, обработки, передачи и использования информации.
Наблюдается превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального.
Совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.
Происходит возрастание роли науки в жизни общества.
10. Изменяются требования к профессиональной подготовке кадров; возникает потребность в