ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею. Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер.
В центре теоретической философии Юма - анализ проблемы причинности, т. е. необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой: каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка. Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, "необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...". Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение "критической философии" Канта.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Немецкая классическая философия. Значение философии Гегеля, его диалектика.
Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии
2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:
– для Канта человек – нравственное существо;
– Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;
– Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;
– Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;
– Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.
3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:
– Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;
– Шеллинг – натурфилософию, онтологию;
– Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;
– Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;
– Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.
4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:
– диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;
– диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;
– Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух;
– Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;
– Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).
Гегель - немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической поэзии. В целом философия Гегеля своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказались двойственная природа немецкой буржуазии, идеологом которой был Гегель. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки революции в Германии, а с другой - консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трусости буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. "Феноменология духа", которую Маркс назвал "истинным истоком и тайной гегелевской философии". В произведении рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией. Анализируя категорию отчуждения, Гегель "ухватывает сущность труда", т.е. многие важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как "результат его собственного труда", следовательно, догадывается о некоторых реальных закономерностях истории. Гегель обосновывает тезис о субстанции как субъекте, деятельном, активном начале. Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. По Гегелю абсолютна идея в своем развитии проходит три этапа:
1. развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - Логика;
2. развитие идеи в форме "инобытия", т.е. в форме природы - Философия природы;
3. развитие идеи в мышлении и истории - Философия духа.
-
Антропологический материализм Фейербаха.
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.
Отстаивая материалистические взгляды на природу и человека, Фейербах подверг критике объективный идеализм Гегеляи религию, показав их общие психологические корни. Причина существования религии, по Фейербаху – чувство зависимости, страха, бессилия перед лицом неподвластных человеку стихий. Эта зависимость ищет выход в порождённых фантазией человека образах богов ( в христианстве– одного Бога), у которых он ищет утешение и надежду.
Религия возникла, по Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности посредством присвоения Богу тех свойств, которые принадлежат самому человеку. Человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную нереализованную сущность: «Бог есть то, чем человек хочет быть». Таким образом, религия отчуждает от человека его высшую природу, обедняет его и обрекает на рабство. В религиозном отчуждении – корень всех человеческих бед, ибо религиозная вера делает человека покорным, терпеливым, ожидающим грядущего сверхъестественного воздаяния.
Для преодоления религиозного отчуждения необходимо понять, по логике Фейербаха, что человек – не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной и единственно сущей природы. Человек – целостное, предметное существо, взятое в единстве его телесных и духовных качеств: не дух – основа природы ( как у Гегеля), а, наоборот, природа – основа духа, т.к. психика человека, его познавательные способности зависят от его телесной организации. Материалистический сенсуализм Фейербаха проявляется в его убеждении, что человек получает знания о мире в ходе его чувственного созерцания.
Рассматривая человека как природное существо, Фейербах считал сущность человека неизменной (проявление метафизического мышления!), данной от природы. Прирожденно же человеку стремление к удовольствию, счастью (эвдемонизм!), достижение которого возможно, согласно Фейербаху, если человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим, ибо человек не может быть счастлив в одиночку, имея потребность в общении, любви: в природе человека заложено стремление к другому человеческому существу, «Я» к «Ты».
Исходя из этого, Фейербахутверждал, что преобразование общественной жизни на основе счастья возможно в результате утверждения в сознании людей ( изменим сознание, изменятся и материальные условия = идеализм в понимании общества!) новой религии – «религии любви», которая должна быть основана на любви человека к человеку, а не на любви человека к вымышленному Богу. Из Фейербаха: «Не Бог есть любовь, а любовь есть Бог» и – «Человек человеку – Бог».
Важнейшие его произведения: «Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души», «Основы философии будущего» и др.
Учение Фейербаха подвергли критике К. Маркс ( «Тезисы о Фейербахе») и Ф. Энгельс («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии») за его метафизический, утопический, абстрактный, идеалистический ( в понимании общества и путей его переустройства) характер, за то, что Фейербах, будучи материалистом, не сумел воспринять диалектику и историзм своих предшественников в немецкой классической философии.
Вместе с тем философское учение Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человека во всей полноте его телесного и духовного бытия.
В целом же немецкая классическая философия дала образец глубоко разработанного философского знания, она утвердила новый, универсальный стиль мышления в европейской культуре и философии, обогатив их принципами диалектики и историзма.
-
Предпосылки возникновения марксистской философии, ее особенности и качественно новые идеи.
Марксистская философия возникла в середине 40-х гг. 19в. Ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
Предпосылки возникновения марксистской философии:
1. Социально – экономические предпосылки. В первой половине 19в. окончательно формируется капиталистический способ производства. Развитие капитализма приводит к обострению классовых противоречий. На мировую арену выходит новый класс – пролетариат. Борьба рабочих за свои интересы была вначале стихийной, неорганизованной и развивалась преимущественно на отдельных предприятиях и в отраслях производства, но вскоре недовольство рабочих своими условиями труда и политическим бесправием стало приобретать общенациональный характер.